Статьи

В поисках свидетельств мученичества

03.10.2017

100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь — для приморцев дата особая. Священноначалие, духовенство, прихожане — все мы обращаемся сегодня мыслями к судьбам тех дальневосточников, что населяли этот край в переломные годы XX столетия. 
Вместе со всей Россией им пришлось пережить трагические потрясения. Своими глазами увидеть, как богоборцы скидывают с храмов кресты и колокола, учиняют расправу над священниками. Те испытания для верующих сердец были тем ужаснее, что вместе с храмами рушился и весь уклад жизни, с такими трудами налаживаемый на самом краю России. Эту территорию первопоселенцы освоили совсем недавно, а многие из разрушаемых храмов были возведены в Приморье за каких-нибудь десять-пятнадцать лет до начала мятежных революционных потрясений. К слову, в следующем, 2018 году исполнится 120 лет со дня основания Владивостокской епархии.
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, оценивая значимость сохранения памяти о новомучениках и страдальцах за Христа, отмечает: «В 1917 году многострадальная земля Российская была орошена искупительной кровью первых новомучеников. Вскоре и приморские храмы, с такими трудами возводимые отцами-основателями, оказались почти все разрушены...»
 
Карта паломничества
«Приморский благовест» весь юбилейный год формировал «Карту паломничества по местам памяти», включающую целый ряд памятных мест: во Владивостоке это Успенский храм, рядом с которым стоял Кафедральный собор, взорванный властями в 1938 году; Покровский собор, воссозданный на фундаменте церкви, разрушенной в 1935 году; в Уссурийске — Никольский собор, взорванный в 1932 году… 
Сегодня мы напомним читателям о судьбах тех, кто пострадал за Христа на Спасской земле — в городе Спасске-Дальнем, в Черниговском и Кировском районах Приморья.
В дореволюционное время в этом уголке края было возведено 23 церкви, 4 часовни, 15 церковноприходских школ. Всего же на территории края на 1916 г. действовало более 250 храмов.
— Исследователи архитектуры, такие как С. С. Левошко, свидетельствуют, что вхождение Дальнего Востока в российскую жизнь и культуру происходило через Православие и храмоздательство, — отмечает историк и писатель Александр Михайлович Бачурин, многие годы посвятивший изучению церковной жизни в Спасском, Кировском и Черниговском районах Приморья, которые сегодня образуют VI благочиние Владивостокской епархии. — При этом процесс рубки и сборки даже деревянных храмов был далеко не прост, заготовка бревен требовала немало сил…
В результате же политики притеснений, которым Церковь подвергалась со стороны безбожной власти, деятельность епархии после 1936 г. фактически прекратилась.
 
ТРАГЕДИЯ В ЧЕРНИГОВКЕ
Епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии, совершает литию возле места памяти протоиерея Андрея Зимина, убиенного с семьей в 1920 г. в возрасте 47 лет.
–Цель моего приезда в Черниговку — призвать усилить работу по сбору документов и свидетельств, связанных с жизнью и мученической кончиной о. Андрея и его семьи, — обратился владыка Иннокентий к приходскому активу. — Это поможет нам сформировать полный комплект документов для представления в Синодальную комиссию по канонизации.
Владыка Иннокентий также призвал настоятеля о. Максима и прихожан гласно поминать в молитвах, при совершении панихид имя протоиерея Андрея Зимина:
— Пусть люди слышат, что мы таким гласным свидетельством о вере в святую кончину о. Андрея показываем необходимость молитвенного предстательства к нему и верим в его мученичество за Христа. Это есть наше с вами свидетельство — во исполнение слов Спасителя о блаженстве тех, кого гнали и всячески неправедно злословили Христа ради: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф, 5:12). Дай Бог, чтобы эти труды были поддержаны Церковью, Святейшим Патриархом и чтобы свершилось наше желание иметь своего небесного предстателя, который будет прославлен в лике священномучеников Церкви Русской.
Священник Андрей нес многочисленные пастырские попечения, достойно исполняя, помимо настоятельства, возложенные на него послушания благочинного по окормлению церквей Спасского округа. В 1916 году (№ 14 от 15 июля) в газете «Владивостокские Епархиальные ведомости» появилось сообщение о высочайшей награде, которой была отмечена деятельность сельского священника. (см. фрагмент).
Сегодня приход в Черниговке продолжает работу по сбору свидетельств об ужасной расправе, учиненной над бывшим настоятелем, являвшимся, как это очевидно из сохранившихся свидетельств, примером церковного благочестия.
— Холодной январской ночью банда головорезов содеяла жестокое злодеяние над батюшкой Андреем, его семьей и домочадцами, — рассказывает нынешний настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Черниговки иерей Максим Самохвалов.
Трагедия эта, сохранившаяся в памяти старожилов, произошла накануне праздника Крещения Господня. «Говорят, что бандиты ворвались тогда в дом священника, связали матушку Лидию Алексеевну и троих дочерей — мучили и пытали. У бабушки Доминики Петровны от такого изуверства, происходившего прямо на ее глазах, случился разрыв сердца. Батюшку Андрея мучители повалили на пол и придавили дверью», — так Виктор, прихожанин Черниговского храма, описывает, со слов односельчан, совершавшиеся богоборцами зверства.
В поисках свидетельств той злодейской расправы исследователи ссылаются, в частности, на «Дальневосточное обозрение» за 1920 год (от 23 января, № 236). В данном издании они обнаружили соболезнование родным и близким — в связи с трагической гибелью «бабушки Доминики Петровны Шмаровой, протоирея Андрея Семеновича Зимина, его жены Лидии Александровны, их детей Оли, Маруси, Лидочки и Шурочки, убитых в с. Черниговке 17 января 1920 года». Имевшиеся свидетельства были приняты Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви, в которой священник Андрей Зимин прославлен в списке Новомучеников и Исповедников, его память РПЦЗ совершает в Неделю Новомучеников, а также особо — 19 января, в праздник Крещения Господня.
— Заметьте, Черниговский храм — один из немногих во Владивостокской епархии избежал разгрома, каким-то чудом его миновала та разрушительная волна, что прокатилась по нашим храмам в 20-30-е годы XX века. И это еще одно свидетельство! Этот приморский храм сохранился не без молитвенного небесного предстательства его бывшего настоятеля о. Андрея Зимина, — убежден владыка Иннокентий. — Мученическая кончина о. Андрея была связана именно с тем, что он был пастырем Церкви Христовой. Лиходеи, которые бесчинствовали на Спасской земле во времена безвластия, намеренно избрали эту благолепную священническую семью, чтобы излить на нее всю свою дьявольскую богоборческую злобу. По-другому объяснить это злодейское убийство просто невозможно.
 
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЖИТЕЛЕЙ НИКИТОВКИ
О том, как в VI округе епархии чтут память жертв гонений за веру, рассказал благочинный — митрофорный протоиерей Владимир Капитанюк:
–Составляем Помянник об упокоении церковнослужителей Спасского благочиния, почивших в первой половине XX века, в годы гражданской смуты — в нашем Помяннике уже полтора десятка имен. Развернуты изыскания документов в архивах Сибири и Дальнего Востока, открываются всё новые факты, свидетельствующие о священниках, пострадавших за веру на территории нашего благочиния. Помимо батюшки из Черниговки Андрея Зимина, о мученической кончине которого имеется целый ряд свидетельств, удалось также найти свидетельства о расправе над о.Павлом Лазаревым, он настоятельствовал в Антоновке, а летом 1919 года за исповедание веры во Христа был растерзан бандитами в окрестностях одного из соседних сёл — Никитовки.
Сегодня эти сёла принадлежат к разным районам: Антоновка к Кировскому, а Никитовка к Спасскому. За те 98 лет, что прошли с убийства о. Павла, жителей в Никитовке почти не осталось — на всё село всего семь домов. В одном из них проживает Наталья Степановна Савельева, на Спасской земле она протрудилась всю жизнь — дояркой, птичницей, затем почтальоном. Теперь скромно доживает старость вместе с сыном Андреем в доме по ул. Зеленая, в комнате у бабушки в углу образок святителя Феодосия Угличского. Ей уже 
87 лет, родилась в 1930 году и рассказы о расправе над о. Павлом Лазаревым она слышала от мамы и односельчан. Вот что Наталья Степановна вспоминает о тех временах:
— Раньше в Никитовке было 
156 дворов, процветала деревня, много скота было у селян. Славное было село, чистое. А теперь обветшало всё, никто почти здесь и не живет, постройки покосились, заросли бурьяном. И дорожка к школе сельской заросла, пройти надо метров сто по ней — и налево, теперь там лесочек, там и стояло то дерево, у которого мучили священника. Когда мы с мамой проходили мимо тех мест, она вспоминала про священника, которого конвой вел «на распятие» — на растерзание. Мама рассказывала, что священник обессилел, просил: не будет ли молока? И мама вынесла ему молока в крынке… Говорили потом, что батюшку из Антоновки привязали к тому дереву, мучили, распинали, в конце концов, расстреляли…
По собранным свидетельствам спасскому историку Александру Михайловичу Бачурину удалось воссоздать хронологию той ужасной расправы над священником Павлом Андреевичем Лазаревым:
— Весной 1919 года в Никитовке объявились партизанские отряды, одним из командиров был Гурко, считавшийся анархистом, злодействовала в округе и банда бывшего каторжника Песецкого. Крестьяне боялись и партизан, и бандитов, но священник Павел Лазарев как мог утешал селян. Однажды Песецкий заявился в храм, шла служба, бандит принялся надругаться над святынями. Священник Павел не побоялся выйти из алтаря и свидетельствовать о Господе, хотя церковный староста предупреждал: Песецкий злодей и душегуб. Глухой ночью бандиты во главе с «комиссаром» Гурко вломились в дом священника и, не решаясь убить его в Антоновке, на земле прихода, повезли в Никитовку, где и устроили самосуд. На «суде» о.Павел отказался отречься от Христа… По воспоминаниям старожилов, самосуд над священником чинили в двух разных местах, разделяет которые метров сто — у дерева и во дворе Никитовской школы. Кончилось всё тем, что бандиты стали расстреливать священника из винтовок. Позже на рясе убитого прихожане обнаружили кровавые следы от пуль на левом плече и животе.
По документальным сведениям благочинного о. Петра Вотчинского и диакона А. Омельченко засвидетельствовано: «Священник Антоновской церкви Павел Андреевич Лазарев убит красноармейцами 20 мая (2 июня), погребен 23 мая 1919 г.». Ему шел сорок второй год…
В Никитовке владыка Иннокентий встретился с жительницей Н. С. Савельевой, свидетельствовавшей о трагедии, затем состоялся поиск места вероятного расстрела священника Павла Лазарева. Участниками и свидетелями этих изысканий также стали: протоиерей Владимир Капитанюк, диакон Георгий Коваленко, глава администрации Духовского сельского поселения Спасского района Алексей Павлович Косяк, историк Александр Михайлович Бачурин, помощник благочинного Ирина Юрьевна Карайбеда.
На памятных местах владыка Иннокентий совершал литию. В Никитовке на месте бывшей школы, во дворе которой был замучен священник Павел Лазарев, установили временный Поклонный крест. Такой крест установлен и на остове разрушенной Покровской церкви в селе Антоновка, где о. Павел настоятельствовал. Его Преосвященство, вместе с настоятелем Успенского храма поселка Кировский протоиереем Александром Спрыгиным, совершили у Поклонного креста поминальную молитву; встретились и с местными жителями, в том числе с руководителем частного детского дома Людмилой Бардело, рассказавшей, что в этих местах и по сей день хранят память о разрушенной церкви и убиенном священнике…
— Поездка в Никитовку и Антоновку помогла уточнить место мученического подвига за Христа священника Павла Лазарева, — подвел владыка Иннокентий итог миссионерской поездки в Спасское 
VI благочиние. — Этими поисками, посвященными жертвам гонений за веру, мы свидетельствуем, что преклоняемся перед великой верой, которую имели те, кто пострадал за Христа на Приморской земле, и в их числе — черниговский батюшка протоиерей Андрей Зимин и священник из Антоновки о.Павел Лазарев. До пролития крови, до смерти не предали они веру во Христа! Молитвенно взываем к Богу, чтобы Он открыл нам святость о.Павла как священномученика. Будем молиться, чтобы нашлись все необходимые свидетельства, которые позволят представить иерея Павла Лазарева к прославлению, — в сонме всех страдальцев за веру Христову в годину гонений на земле Приморской.
В завершение миссионерской поездки владыка Иннокентий и священнослужители пропели величание всем Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской: «Величаем вас, святые новомученики и исповедники Церкви Русской, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте».
 
 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх