Миссионерское обозрение

Дневник миссионерского путешествия на Амгу

12.10.2005

Храм князя Владимира в п. ТернейМаршрут: Владивосток – Кавалерово – Терней – Амгу – Максимовка – Малая Кема – Кавалерово – Владивосток

Участники поездки: игумен Иннокентий (Ерохин), прихожане Марфо-Мариинской обители: Олег (41 г.), Игорь (20 лет), прижожане храма храма св. прав. Иоанна Кронштадтсткого Александр (22 г.) и Елена (20 лет). Всего 5 человек.

Смотри также: Итоги поездки в староверческие села

20 августа, суббота. Архиепископ Вениамин благословил нас на эту поездку в алтаре кафедрального собора после литургии 13 августа. В 7 утра выехали из епархиального управления, по дороге в машину подсели Александр и Елена. Взяли с собой несколько коробок с миссионерской литературой (книгами, молитвословами, миссионерскими листками – всего 3-х видов), 100 нательных крестиков, свидетельства о крещении, 100 иконок Спасителя и Божией Матери с молитвами размером 3х4, православные газеты. Программа согласована примерная, окончательно все будет решено на месте, в Тернее. Ехать до Кавалерово 436 км, потом еще до Тернея 233 км, потом еще дальше на север около 260 км. Потом обратно. До Кавалерово нас согласился довести прихожанин Марфо-Мариинской обители Анатолий на своем микроавтобусе и за свой счет. Чем добираться дальше – ясности нет, только наметки. Отец Александр Сулема, благочинный Восточного округа, обещал помочь. Олег и Игорь еще раньше уехали в Кавалерово, как вариант – ехать оттуда на их джипе.

После проезда г. Артема Анатолий решил сократить дорогу и поехал дорогой через Уссурийский заповедник. Но он не знал, что дорога там грунтовая, в результате чего скорость движения была в среднем 40 км/ ч. Часа через полтора с моей стороны «стрельнуло» переднее колесо. Поставили запасное. До Арсеньева ехали без запаски, так как нигде не было нужного нам размера шины. Километров за 40 до Кавалерово с моей стороны опять спустило колесо. Опять поставили запаску. Все время в пути молился, готовясь к препятствиям.

Около 16.30 приехали к храму святых Царственных мучеников в Кавалерово. Встретил отец Александр. Разместил в гостинице при храме. Подъехали Олег и Игорь. Обсудив ситуацию с транспортом, решили ехать на их джипе Нисан «Сафари», так как ничего другого не получалось, хотя Олег осторожно заметил, что подвеска на машине слабая. Решили взять две запаски и ехать до того места, куда проедем.

В 17 часов началось всенощное бдение. Служил отец Александр, я помогал. После службы сказал проповедь о Преображении Господнем. В храме было человек 20 богомольцев. По совету отца Александра воскресную литургию решил служить в Тернее.

В 22 часа с Олегом выехали в Дальнегорск за служебными просфорами в храм свв. Бориса и Глеба – это около 60 км. Встретил настоятель храма протоиерей Виктор. Выделил один комплект полный – 5 просфор, один неполный – больше не было. На обратной дороге в Кавалерово заправились дизтопливом на средства из миссионерского фонда (986 руб. за 58 л).

21 августа, воскресенье. Около половины первого ночи вернулся в кавалеровский храм и лег отдыхать. Подъем – в 5 утра. Около 6 часов выехали в Терней. По дороге прочитали молитвы. В 9. 20 приехали на место, к домовому храму св. равноапостольного князя Владимира, где нас ждали. Стал готовиться к литургии. Здесь оказалось, что у них есть один полный комплект служебных просфор, так что и на вторую литургию теперь все было запасено. Александру и Елене благословил петь и читать на клиросе, Игорю помогать мне в алтаре. Литургию начали в 10 часов. В храме собралось 20 прихожан. Все средних и старших лет, молодежи не было. Большинство женщин. Нас встретил староста прихода Анатолий Николаевич Быков. Постоянного настоятеля в храме пока нет, поэтому литургии по воскресным дням здесь бывают редко. В миссионерских целях перед началом литургии произнес проповедь о смысле и значении литургии. Евангелие прочитал на славянском и русском языках, после чего произнес еще одну проповедь на тему прочитанного Писания. Священнические молитвы читал громко вслух. После молитвы «Отче наш» совершил исповедь, перед началом которой произнес проповедь о смысле покаяния и о грехах. Причастилось Святых Христовых Таин 15 человек. Служба прошла хорошо.

После литургии состоялось крещение. Перед началом таинства беседовал о смысле Крещения и основах веры по следующему плану: вера во Христа и Святую Троицу, покаяние, заповеди Божии. Крестилось 33 человека, из них примерно 10 человек детей до 7 лет. К сожалению, пришлось крестить в небольшой купели обливанием. Подарили всем новокрещеным книжки и миссионерские листки. Помогал Олег, Игорь фотографировал и снимал на камеру.

Освободился от трудов к 15 часам. Здесь же при храме сели с прихожанами обедать. В этом здании ранее был райвоенкомат. Потом его переоборудовали под церковь, но помещение маленькое. Алтарь размером примерно 5 м. в длину и 1, 8 м. в ширину. Жертвенник «миниатюрный», на нем едва помещаются сосуды, престол немного больше, но стоит вплотную к западной стене, так что вокруг него пройти нельзя и поэтому каждение совершал только на три стороны. В алтаре есть только напрестольное Евангелие и кадило, поэтому все нужно привозить с собой. Иконостас простенький в два ряда, иконы небольшие, бумажные. Пространство храма небольшое – примерно 3 х 5. Потолок низкий. Есть как бы притвор примерно 4 х 5 м. Есть небольшие комнатки для иконной лавочки, трапезной, отдыха священника. Над входом в храм стоит крест, купола нет. Храм в целом выглядит бедно. Первый раз здесь прошла служба в 1998 г. Но для районного центра сейчас этого помещения явно мало, поэтому весной 2005 г. архиепископ Вениамин освятил закладку нового храма, который будет рядом со старой церковью. После обеда посмотрели место строительства, где сейчас стоит крест. Староста и прихожане ждут постоянного настоятеля.

Вечером решили размещаться в палатке на берегу реки Серебрянка, недалеко от Тернея, там и ночевали. Усталость почувствовали только к закату. Прочитали вместе вечерние молитвы. Немного посидели у костра, беседовали о некоторых вопросах по Библии.

река Кема22 августа, понедельник. Подъем в 7 утра. Утренние молитвы общие. В 9 часов нас принял глава администрации Тернейского района Сергей Григорьевич. Я рассказал ему о наших планах и задачах. Он поблагодарил владыку за внимание к духовным нуждам жителей района, рассказал о ситуации в районе, особенно по наркомании, о его надежде, что со строительством храма будет ситуация улучшаться, просил передать архиерею, что обязательно нужен постоянный священник, тогда и храм быстрее построится. Выразил готовность помочь нам в нашей миссии, если что нужно. Я подарил ему от имени архиепископа Вениамина книгу «Священная библейская история» и икону Спасителя. В Тернее проживает 14 тысяч чел. Изучением религиозной ситуации постоянно никто не занимается. Кроме православного прихода в поселке есть организация христиан веры евангельской и адвентистов 7 дня, у которых есть молитвенный дом. Потом мы продолжили разговор в кабинете у его помощника Анатолия Николаевича о наших планах и маршруте, о дороге. Решили ехать сразу до Амгу. После обеда в кафе заправились топливом (1020 руб. за 60 л.) и в 11.50 выехали из Тернея. Волновались о том, как найдем дорогу, куда поворачивать, если не будет дорожных указателей. Стали читать акафист Пресвятой Богородице. В самом конце чтения на развилке дорог встретили путника шедшего из леса, спросили его как нам правильно ехать. Он все рассказал, сориентировав нас на перевал Таежный и держаться все время правой стороны. В дальнейшем ехали спокойно. Сделали остановку у водопадов на р. Малая Кема. Красота природы северных мест умиротворяет. Дорога до Амгу грунтовая, с большими камнями, местами острыми. Много петляет, немало разных отворотов в сторону - и никаких указателей, а на карте этих дорог нет. Проехали два высоких перевала. В общем, добрались до Амгу за 5, 5 часов. Когда приехали, нашли главу сельской администрации, у него в кабинете поговорили о жизни людей в селе, рассказали о наших задачах. Он сказал, что дом, который ранее был передан для православной общины, сейчас отдан под жилье и его не вернешь, что если сюда приезжать постоянному священнику, он должен уметь сам обеспечивать свой быт, быть приспособленным к деревенской жизни. Последний раз в село приезжал священник в 2003 г. В селе люди работают в основном в лесозаготовительном ОАО «Амгу». Еще живут промыслами в тайге и рыбой. К религии многие равнодушны, хотя село было основано в начале 20 века староверами. Но их сейчас осталось мало, в основном старики. Их дети к вере редко приходят. В селе на 1200 чел. действует 20 торговых точек. 450 пенсионеров. К коренным жителям прибавились переселенцы. Проехали по селу. Многие дома села простые, усадьбы небогатые. Создалось впечатление неопрятности, но деревня не умирающая, так как отсюда идет отгрузка леса. Прямо на берегу моря есть лесосклад. Бухта Амгу – с песчаным берегом и деревня совсем рядом с морем и рекой Амгу. С западной стороны деревня защищена высоким гребнем гор. Очень красиво. Глава сельской администрации считает, что открывать храм нужно в Амгу, а не в Максимовке, где населения меньше и оно беднее. Поселились в гостинице. Ужинать поехали на берег моря, чтобы под шум морского прибоя отдохнуть от утомительного переезда. Вечерние молитвы прочитали вместе.

23 августа, вторник. Встали в 8 часов. К 9 ч. я пришел в клуб на встречу с жителями. Народа собралось мало, так как мало кто знал. Тогда я быстро дал распоряжение помощникам писать объявления и развесить их на магазинах. Олег договорился с местной радиосетью, чтобы раза три по проводному радио передать наше объявление - так и сделали. Первый раз я сам объявил с эфир о вечерней встрече и крещении, потом это делал Саша. А я с Олегом и Игорем поехали в обед в Максимовку, чтобы там повесить объявления о нашем завтрашнем приезде. Заодно изучили дорогу. На Максимовку ведет две дороги, но указателей нет. Нашли короткую, но она хуже, чем длинная. Приехав в деревню, обратили внимание на ее ухоженность и чистоту улиц. Деревня вся озеленена. Дома крепкие, заборы ровные. Есть 11-летняя школа, детский сад, фельдшерский пункт. Своя хлебопекарня (в Амгу тоже такая же есть). В 2-х километрах течет река Максимовка. Море подальше, чем в Амгу, в километрах восьми от деревни. Вообще село основано в начале 20 века староверами-переселенцами беспоповского направления, как и Амгу. Но сейчас в деревне появились и новые переселенцы – не староверы. Дворов 70, жителей человек 300. Мы повесили объявление на двух магазинах. Нашли место для крещения в реке. И потом поехали обратно в Амгу. Дорога составила час езды. Возвратившись, пошел в клуб на новую встречу, за полдня о нашем приезде узнали больше людей. Пришло на беседу 25 человек, были дети. Я рассказал о смысле крещения, о вере в Бога и Христа, покаянии и заповедях Спасителя. Подарили всем молитвословы, книги, газеты. В 18 часов отправились на речку. Там и совершили крещение 15 человек, 1 миропомазал после староверческого «погружения». Всем подарили крестики и иконки. Вечером вернулись в гостиницу. Лена и Саша приготовили ужин. Зашла одна женщина поговорить со мной о беспокоящих ее вопросах вокруг смерти ее сестры. Сама женщина оказалась «погруженной в воду» бабушкой-староверкой. Вечерние молитвы прочитали вместе.

У радонового источника по дороге на Максимовку24 августа, среда. В 10 часов в клубе прошло еще одно крещение для детей и больных. Перед крещением провел беседу по символу веры. Крестил теперь обливанием. Всего 7 человек, 1 миропомазан. Крестился один молодой парень – инвалид на коляске. Потом я подарил ему Библейскую историю. После обеда имел встречу с хозяйкой гостиницы Натальей, которая не взяла с нас никаких денег за проживание. Подарил ей Библейскую историю и видеокассету. Пообещал после возвращения во Владивосток сходить в больницу к ее мужу и исповедовать его. Она также попросила прислать ей православные видео и аудиокассеты. В 13 часов выехали в Максимовку. Через полчаса остановились у открытого минерального радонового источника. Здесь стоит колодец-сруб, где купаются люди. Рядом – крест и избушка без окон и двери. Провели водосвятный молебен. Потом сами искупались. Рассказывают, что вода здесь очень целебная, хорошо лечит кости. В 14.30 приехали в Максимовку. Специалист сельской администрации разместил нас в гостевой комнате. Она рассказала нам о селе, но встретила настороженно. Сказала, что по нашему джипу и цепям на шее у Олега и Игоря в деревне решили, что приехал батюшка с братками. Как потом выяснилось, в село приезжают из Дальнегорска «крутые» и вымогают у людей деньги, убивают на полях домашний скот. Наша знакомая по предкам из староверческой семьи, но сама она не верит. Спросила, есть ли у человека ангел-хранитель. Я сказал, что он дается человеку после крещения.

ИсточникНаши фамилии внесла в журнал приезжих гостей. В комнате было две кровати. Решили, что там будет ночевать Елена. Я расположусь в соседней комнате на полу на матраце и в спальнике, Саша также ляжет на веранде. Олег и Игорь выбрали свою машину, где они переночуют на надувных матрацах.

В 17 часов подошел к клубу. Собралось 10 человек. Мы сели на лавочках у клуба. Начал беседу. Рассказал о себе и моих спутниках. В клубе начался какой-то музыкальный кружок, и очень громко стала играть музыка. Но мы закрыли входные двери и продолжили. Я остановился на вопросах основ веры (покаяние, заповеди). Затронул тему и крестного знамения. Сказал, что можно креститься и двумя пальцами, и тремя, можно молиться по старым книгам. Среди слушателей были несколько человек «погруженных». Они показали, что крестятся двумя пальцами. Запомнился один мальчик – Артем, который очень открыто и доверительно отнесся к батюшке. Вообще дети в деревне по сравнению с городскими показались чистыми, спокойными.

Крещение на реке МаксимовкеПримерно через час решили выдвигаться на речку. Пришел один мужчина с желанием креститься, он был не трезвый. Я спокойно ему объяснил, что пьяного крестить нельзя. Он спокойно выслушал и согласился со мной. Всех, у кого не на чем было доехать, мы разместили в нашем джипе и так добрались. Было тепло, солнечно. Вода не холодная, чистая. Покрестилось 10 чел. Миропомазано 2. Дети боялись второй и третий раз окунаться с головой и приходилось применять силу. Но в целом крещение было очень радостное. Дети молчали. Всем дарили крестики, иконки. Некоторые староверы имели свои крестики. Я посмотрел: на них больше надписей, как на параманах у монахов.

Вечером приехали в гостиницу, Елена нам приготовила ужин. Новокрещеные принесли свежей картошки, огурцов, меда, соленой рыбы, которую мы оставили «на после» Успения. Олег до поздней ночи общался с двумя жителями села. Это тоже была миссия. Они, я понял, выговорились ему о всех проблемах.

25 августа, четверг. Утром встали в 8 часов, вместе помолились. Пришла уборщица. Разговорились с ней о вере. Она еще некрещеная. Но уже общалась с сектантами, приезжавшими в Максимовку. Ответил на некоторые ее вопросы по Библии. Подарил книгу о сектах и газеты. Потом пришли сотрудники администрации. Пришел участковый. Я вышел ему навстречу, он устно поздоровался, но прошел мимо молча с какой-то подозрительностью. Потом сам зашел в нам в комнату, начали общаться. Я подарил икону Божией Матери в сельскую больницу, которая расположена в одном помещении с администрацией. Подарил в администрацию Библейскую историю и икону Спасителя.

В 10 часов мы выехали в Амгу. По дороге вновь остановились у источника, искупались. Потом провели экологический субботник, собрали мусор, валявшийся рядом, из камней сделали нечто вроде места для сбора отходов. Место здесь дикое, красивое, но люди некоторые бросают все под ноги, не убирают за собой. Хорошо бы здесь поставить экологический плакат. Разговорились с семьей из Находки, которая приезжает на источник каждый год лечиться. Рассказали им о своей миссии. Они нас поддержали.

По дну каньона к водопадуВ Амгу заправились топливом. После перевала свернули на дорогу ведущую к Большому Амгуньскому водопаду. На старой вертолетной площадке встретили группу детей со взрослыми из Тернея, которые приехали смотреть водопады. Мы спустились в глубокий каньон р. Средняя Амгу, прошли по руслу до водопада, высота которого 30 м. Осмотрели местность, сфотографировались. Послушали шум водопада – вода шелестела как листья во время ветра. Место очень красивое: отвесные скалы, тайга, река. Сюда можно привозить молодежь в поход, совмещая все с миссионерской деятельностью. Назад подниматься было сложнее: каньон высокий и крутой. После небольшого отдыха выехали до р. Малая Кема. Были там часам к 6 вечера. Разбили палаточный лагерь. Решили сутки отдыхать, так как из-за многочасовых автопереездов чувствовалась физическая слабость. Молитвы вечерние читали вместе. Олег и Игорь стали рыбачить.

26 августа, пятница. День отдыха. Весь день шел дождь, временами очень сильный. К вечеру усилился. Но погода была как раз для рыбалки, что хотел Олег, у которого в этот день был день рождения. Поздравили его и пропели многая лета. Усиление дождя к ночи нас обеспокоило: как бы не залило палатки. После ужина стали читать в палатке вечерние молитвы и акафист Иверской иконе Божией Матери, чей образ был с нами в пути. Когда закончили читать акафист, дождь прекратился, и всю ночь было спокойно.

Храм архангела Михаила в Малой Кеме27 августа, суббота. Утром дождя тоже не было. Только временами морось. Помолились, позавтракали. Олег и Игорь выпустили в реку рыбу, которую вчера наловили, а умершую – засолили (они поймали несколько ленков, пеструшку, форель). Свернули лагерь и поехали в Малую Кему. Около 15.30 прибыли в село. Деревня поменьше Амгу, живет человек 800. Основана тоже староверами. Есть здесь пограничная и воинская части, 11-летняя школа. Недалеко - селение Великая Кема, но там сейчас никто не живет, и название указывает только на речку, что рядом с ней течет. До 1917 г. в Кеме был храм. Современный храм святого Архангела Божия Михаила воспринял имя прежней церкви, расположился в бывшем детском саде села. Здание внутри перестроили под церковь, сделали алтарь. Все очень просто, где-то даже по-детски просто. Алтарь здесь больше, чем в Тернее. Между престолом и восточной стенкой алтаря можно пройти. В алтаре одна икона на горнем месте, самописанная красками. Внутри храм чистый, светлый. На иконостасе много икон. Храм здесь начал действовать раньше, чем в Тернее. И община здесь прочная. Староста Валентина энергично все сделала своими руками. Есть клирос, все самоучки. Мы разместились здесь же, при храме. На кроватях, и полу, для чего к отбою надули свои матрацы. Отслужили всенощное бдение с акафистом Успению Божией Матери. Молилось на службе 10 человек. После ужина в храм зашел пьяный молодой человек 22 лет. Захотел посмотреть храм. Пытался буянить. Но я его встретил спокойно, отвечал на его вопросы. Потом долго слушал его рассказ о его неудачной личной жизни. Он успокоился, и я его проводил домой.

28 августа, воскресенье. Утром проспали, будильник ночью остановился, и нас подняла Валентина стуком в окно. Конечно, сказались наши трудные переезды по таежным дорогам. Но подготовились к службе быстро. Саша и Лена пели на клиросе. Теперь у них получилось лучше, чем в Тернее. Набрались маленького опыта. На литургии священнические молитвы читал громко вслух. После Евангелия сказал проповедь на прочитанный текст. Перед причастием провел исповедь. Исповедовалось 15 человек. Были 4 человека молодых, возраста до 30 лет. После причастия совершил водосвятный молебен. В конце сказал еще одну проповедь, поздравил с Успением. Потом провел крещение 9 человек, из них 2-х младенцев. Перед крещением произнес поучение о смысле крещения. Символ веры читали сами крещаемые по листочку. Всем подарили книжки, и иконки. Потом сфотографировались на память у входа в церковь. На обед собралась большая часть прихода. Сели за общим столом. Пришел глава сельской администрации. Пригласил нас еще раз приехать, но уже дня на три, чтобы побывать и в школе, и в части с лекциями. Ответил на вопросы прихожан и после этого мы поехали обратно в Кавалерово. Добирались с 15 часов до 23 часов, с заездом для фотографирования храма в Пластун, и остановкой на отдых на берегу моря. Разместились на ночь при кавалеровском храме.

Храм Царственных мучеников в Кавалерово29 августа, понедельник. С утра был на праздничной литургии, служил отец Александр Сулема. Потом я помог ему провести молебен, освятить новый урожай. И еще - соборование 9 человек. После него сказал проповедь. Затем до конца дня отдыхали, чтобы наутро выехать во Владивосток.

Слава Богу за все!

Святителю отче Иннокентие Московский, моли Бога о нас!

Составил игумен Иннокентий


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх