Миссионерская Литургия в храме Успения

По благословению епископа Уссурийского Иннокентия, викария Владивостокской епархии в храме Успения Божией Матери г. Владивостока ежемесячно будут проводиться Миссионерские Литургии.
 
Первое такое богослужение состоялось 24 сентября. В ходе службы делались паузы, во время которых священник объяснял смысл происходящих действий и песнопений, их происхождение, раскрывал богословское содержание Божественной литургии.
Такие Миссионерские Литургии будут проводиться каждую последнюю субботу месяца, начало в 08:00.
 
Адрес храма: Владивосток, ул. Светланская, 65 (ост. Лазо), тел.: (423) 226-97-55. Сайт храма: www.vladhram-uspenie.ru
 

О Миссионерской Литургии

Необходимость уяснения богослужебных церковнославянских текстов была одобрена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви еще в 1994 году. В его каноническом Определении читаем: «В связи с тем, что развитие литургической жизни в нашей Церкви практически остановилось, а большинство жителей наших стран безвозвратно утратило традиционную для прошлых веков культуру, представляется необходимым сделать более доступным их пониманию смысл священнодействий и богослужебных текстов».
 
В 2009 году утвержденная Священным Синодом Русской Церкви Концепция миссионерского служения в Русской Церкви на современном историческом этапе ее жизни, содержит рекомендации по использованию родных языков на Литургии Просвещаемых, равно как и благословение совершать миссионерские литургии с разъяснением смысла молитвословий и порядка литургических действий.
Все это свидетельствует о соборном возобновлении поиска действенных форм миссионерского служения на общецерковном пространстве, и, в первую очередь, среди тех, кто посещает наши храмы в надежде обрести спасительную благодать через слышание Слова Божия и в сопричастии Таинствам Православной Церкви.
 
Каков же результат на приходах, где проводились служения миссионерских Литургий?
 
1) Повысилась внешняя дисциплина прихожан-участников Литургии. Во время чтения молитв неловко стало «посетительницам» богослужений перемещаться по нему, в храме прекратились и хождения и разговоры. Внимание верующих теперь было «занято» не своими частными мыслями и нуждами, а следовало логике развития мыслей Святых Отцов-Учителей Святой Церкви, выраженных в молитвах Св. Евхаристии. Особенно это было заметно после закрытия царских врат и завесы по возглашении «Святая - святым».
 
2) Исчез формализм в отправлении богослужения, «молитвенная» скука. Внешне в глазах членов общины засветился живой «огонек», проявился интерес к совершаемым литургическим действиям, призыв диакона к верным о преклонении глав пред Господом уже воспринимался адресно и все они, в глубоком молчании, склоняли их, как единое равночестное Тело, дожидаясь гласного возгласа священника. Впечатления неловкой паузы, «антракта», возникающей во время причащения священнослужителей в алтаре, тоже не стало. Необходимость развлекать «публику» исполнением сложных партесных хоровых концертов как-то сама по себе отпала. Многие верные, в том числе и члены хора, готовились ко вкушению истинной Пасхи – Тела Христова на Трапезе Господней. В храме звучали простые песнопения, раскрывающие смысл Причащения или читались молитвы ко причащению.
 
3) Все молитвы и обряды Литургии «спрессовались» в единое целое. При пении и чтении молитв община постепенно осознала себя важной стороной в совершении Божественной Литургии. Общее священство Народа Божия было явлено в едином евхаристическом действии и священнослужителей и верных.
 
4) Община постепенно наполнилась мужчинами и женщинами молодых и средних лет. Приятно было видеть их на великие праздники, особенно когда они не совпадали с «рабочими» днями седмицы или на Святую Пасху. Они, по древнему обычаю, раздельно стоящие в храмовом богослужении, буквально соревновались друг с другом, исполняя антифонно несложные гимны.
Все это в совокупности производило сильнейшее впечатление на «захожан» - на тех, кто, обычно, забежав в храм и поставив свечу, затем уходил или простаивал всю пасхальную ночь вне храма, часами ожидая начала освящения сдобных куличей-пасох для праздничного стола.
 
Но, совершение миссионерских литургий на приходах предполагает многолетнюю богословскую подготовку прихожан - их катехизацию. Без последнего условия успешного движения в этом направлении не будет. Более того, может создать конфликт среди общины. Напротив, в молодежной среде: в храмах при ВУЗах, в армейских и флотских подразделениях, в исправительных и детских учреждениях периодическое совершение миссионерских («детских») Литургий было бы очень полезно.