Паломник или турист

«Туризм и паломничество -что между ними общего и чем они отличаются друг от друга?» - такой вопрос можно часто услышать от людей не церковных. Почему поездка в санаторий - туризм, а к какой-либо святыне - паломничество, подвиг? И можно ли не воцер-ковленным людям посещать православные святыни ради удовлетворения интереса к родной истории, культуре и т.п.?

Спору нет, в нашем городе и в области, которая входит в состав епархии, не мало храмов и монастырей - памятников архитектуры. И у наших соотечественников, и у иностранных туристов явно заметно стремление посещать православные святыни, и именно действующие монастыри и храмы. Некоторые монастыри в летнее время буквально наводнены этим потоком «любителей старины». И настоящие паломники - верующие люди - буквально теряются среди «отдыхающих» туристов. Кто-то воздыхает: «Бедные монашествующие, убежали они от мира, а мир врывается к ним, да еще и с таким шумом и суетой, какую некоторые из теперешних насельников монастырей не видели никогда в своей жизни прежде. Шугануть нужно всех этих праздношатающихся и дать инокам возможность спасаться». Но, когда мы разговаривали с игуменами монастырей, то они утверждали, что, принимая людей, в том числе и туристов, иночествующие несут ю-слушание, - они открывают во многих людей «мир веры».

И действительно на собственном опыте убеждалась: люди жаждут соприкосновения со святыней. Иногда именно туристы, а не паломники оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем «миром веры», к которому они приближались с такой опаской. Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастырей большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом. Это не значит, что организаторы паломничеств должны прежде всего думать о «духовной программе», пустив на самотек материальное обустройство группы. Нет, люди не должны испытывать какие-то непосильные для них тяготы, - например, три ночи подряд, а то и более, спать в салоне автобусао. Иннокентий с паломниками в Иерусалиме, а потом в храме на полу или на холодном чердаке или в подвале. Нельзя людей «душить акафистами», читаемыми в микрофон часами, и пугать бесконечными наставлениями о том, «как надо жить». Но все-таки по пути в монастырь не лишним будет рассказать, в чем состоит цель паломничества, как и зачем ездили русские люди в прежние времена по святым местам. Монастыри в идеале должны работать с теми турфирмами, которые возят к ним туристов не только на уровне «расчетных счетов». Турфирмы должны помогать экскурсоводам методически. Помогать подготовить текст, который будет звучать на пути к обители. Но в самом монастыре, опять-таки в идеале, должны водить экскурсии, только его насельники или, в крайнем случае, люди, которые не один раз проверены (прослушаны), и есть уверенность, что они воспринимают свое дело как монастырское послушание, а не как повод к самоутверждению, когда человек начинает прежде всего поучать стоящих перед ним людей.

Честно говоря, немножко тревожно от той ситуации, в которую мы сейчас входим: понятно, что светские организации, коммерческие турфирмы будут стараться использовать наши православные святыни для своей выгоды. Они признаются: сейчас уже не так модно стало ездить за рубеж, многие любители путешествий выбирают туры по своей родине и многие стремятся приобщиться именно к «местной экзотике» (а для так называемых «новых русских» это именно так) - то есть побывать в старинных церквях и монастырях. И паломничество к святыне можно преподнести всего лишь как вариант получения «новых ощущений». Как написано в одном рекламном издании: «Прикоснуться к прошлому, встретиться и побеседовать со священнослужителями, исцелиться душой и телом в старинных монастырях». А дальше - о «чудесной рыбалке, прогулках в сказочном лесу, отличном обслуживании».

Конечно же, мы не можем не пускать людей к святыням, но, думается, нужно не бояться разъяснять позицию Церкви: святыня не должна быть средством наживы, благоговение к святыне нельзя нарушать даже ради благой цели просветительства. Святыня - по самому значению слова - это избранность, превознесенность над земным миром. И нельзя ставить в один ряд «мироточивые мощи» и рыбалку, «беседу со священником» и пикник в лесу. Отцами Церкви предсказано, что в последние времена христианство будут стараться приспособить под комфорт мира сего. На Западе это уже давно произошло. Не дай Бог, чтобы это случилось и у нас в России.