Епархия и общество

28.05.2015

Владивосток ожидает принесение мощей князя Владимира в сентябре

Начинается принесение в города России мощей святого равноапостольного князя Владимира. Приморская митрополия ожидает святыню в 20-х числах сентября.

Молебен по случаю начала принесения мощей равноапостольного князя Владимира в российские города – состоялся 27 мая 2015 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В ближайшие полгода поклониться святыне смогут жители 45 городов России и 5 городов Белоруссии. Первым городом в маршруте – станет Тула, а последним – Калининград, откуда 1 декабря святыня вернется в Москву.

Владивосток входит в число 50 городов, которым в год празднования 1000-летия памяти крестителя Руси князя Владимира – посчастливится принять его святые мощи. «Карта принесения разделена на семь маршрутов, включающих Центральную Россию, Поволжье, Кубань, Сибирь, областные центры Белоруссии, а также Дальний Восток», – поясняют представители Фонда святителя Василия Великого, который совместно с Русской Православной Церковью организует столь масштабное принесение святыни.

Дальневосточный маршрут начнется в середине сентября. Приморская митрополия ожидает святыню в 20-х числах сентября – во Владивостоке пребывание святых мощей князя Владимира намечено по графику на 22-25 сентября. Таким образом, радость приморцев от празднования Рождества Пресвятой Богородицы (21-го сентября) в нынешнем году будет усилена возможностью приложиться к святым мощам крестителя Руси, поскольку принесение святыни символизирует, что сам святой будет незримо присутствовать в месте поклонения, что умножит силу его молитв ко Господу за всех, прибегающих к его духовной помощи.

Приморская митрополия в прославление духовного подвига князя Владимира, увенчавшегося значимым историко-государственным событием – Крещением Руси, – провела в нынешнем году Краевой конкурс журналистских материалов. Предлагаем вниманию читателей Епархиального сайта – один из конкурсных материалов, представленных в номинации «Лучшая публицистика в печатном издании» – статью, подготовленную журналистом из г.Арсеньева Владимиром Костылёвым и опубликованную в газете «Бизнес-Арс».

***

«КРЕСТИТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Примерно в двухстах километрах к востоку от Москвы, в старинном городе Владимире, на берегу реки Клязьмы стоит памятник: величавый всадник, сжимая в правой руке древко стяга с образом Спаса, неспешно движется вдаль. Справа от конника шествует старец, несущий Евангелие и благословляющий грядущие времена. Монумент, выполненный рукой заслуженного художника России Сергея Исакова, посвящён святому равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко (тысячелетие со дня кончины которого мы отмечаем в этом году) и святителю Феодору – крестителям русской земли.

Кажется, эта история знако­ма всем нам ещё со школьной скамьи: Владимир, сын Великого князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши, родился око­ло 960 года (точная дата неизвест­на). Среди сыновей Святослава он, если верить Повести времен­ных лет, был третьим после Ярополка и Олега. Однако этот факт не помешал Святославу Игореви­чу незадолго до смерти отдать во владение младшему сыну лучшие земли княжества – новгородские.

Святослав погиб, а братья, про­жив в мире около трёх лет, вверг­ли Русь в междоусобицу. В итоге Олег был убит, а Владимир бежал в Норвегию, набрал варяжское войско и, вернувшись, захватил престол в Киеве.

Нам, живущим сегодня, очень сложно понять нравы наших предков. И в самом деле – раз­ве не дикость, если брат идёт с мечом на брата, с которым с детства делил поровну радости и горести и которому еще вчера клялся в вечной верности?

Владимир, став новым киев­ским князем, решил провести реформу язычества, надеясь та­ким образом собрать под едино­державной властью славянские племена. Он поставил на капище идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Возг­лавлял же этот своеобразный Олимп Перун, бог грома и огня.

Стоит отметить, что реформа язычества Владимиру не удалась, и именно этот период правления князя выделяется неоправдан­ной жестокостью к первым на Руси христианам. Известно, что после победоносного похода Владимира на ятвягов в 983 году были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, отец и сын. Сына хотели принести в жертву языческим богам. Разумеется, отец не позволил этого, и в результате их обоих убили.

Вот что написано в Повести временных лет о языческой жиз­ни киевского князя Владимира до самого крещения: «Был же Влади­мир побеждён похотью, и были у него жёны (…), а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Почему же ныне мы ласково называем князя Владимира – Красное Солнышко?

Пожалуй, лучше иных на этот вопрос ответил святитель Николай Сербский (Велимирович):

«…Владимир Красно Солныш­ко – так зовет русский народ своего духовного родоначальни­ка. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точ­но выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солныш­ком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих столетий. А столетия эти изо­биловали святыми, праведника­ми, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира – свя­тые страстотерпцы – князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобож­дались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, кня­зю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Не­бесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.

Следовательно, Владимир – человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он – основоположник святительства и святости в русском народе, первооткры­ватель величия этих понятий, создавший на их основании го­сударственную программу, не­обычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру свя­того Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый на­род, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная язы­ческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И можем мы восклик­нуть: «Народ русский – красно солнышко!»

Вряд ли мы имеем право за­бывать, что Владимир крестил Русь, но вначале крестился сам.

Князь Владимир обладал госу­дарственным умом. Он прекрасно понимал, что Киевская Русь не могла встать в один ряд с пере­довыми европейскими и восточ­ными странами, не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и много­го другого. Всё это можно было взять в Византии, с которой уже сложились достаточно тесные экономические отношения: она была близко расположена.

Выбор же государственной религии обуславливался мно­гими факторами, не последним из которых стала возможность проводить службы на понятном языке – как известно, Литургия с тех пор проводится на церковно­славянском языке.

После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.

Крещение сопровождалось уч­реждением церковной иерархии. Русь стала киевской митрополией Константинопольского патри­архата. Епархия была создана в Новгороде, а по некоторым дан­ным – в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгоро­дом), Переяславле и Чернигове.

Времена Владимира ознамено­ваны началом распространения грамотности на Руси, что связано с Крещением.

Учителями выступали не только византийцы, но и болгары. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писате­лей митрополит Иларион.

Вот что в 1987 году писал о правлении князя Владимира академик Б. Раушенбах:

«Во-первых, Русь объединилась в единое раннефеодальное государ­ство. Оно было объединено но­вой, передовой по тому времени культурой, писаными законами, религией…

Во-вторых, в результате ре­форм Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. …Введение христианства, ставшего идеологической осно­вой единой феодальной государ­ственности Древней Руси, сыгра­ло в период раннего средневековья прогрессивную роль.

…Сегодня мы имеем все ос­нования гордиться сделанным нашими великими предками и с благодарностью вспомнить их самоотверженный труд».

Во все века русский народ по­читает правителей, не щадящих себя ради Христа и родной земли. Именно таким был, есть и останет­ся навеки креститель земли рус­ской святой равноапостольный князь Владимир.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru




Еще новости по теме:

Все новости раздела