Публикации

20.04.2015

Радоница – чему радуются христиане?

Великим постом Святая Церковь концентрирует всё внимание на внутренней жизни христианина, на исправлении души. Праздник Пасхи – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и всякой скорбью и печалью. В пасхальные дни по древнейшим установлениям Церкви вплоть до девятого дня после Пасхи в храмах не служатся заупокойные панихиды. Во вторник через неделю после Пасхи Церковь особо поминает всех умерших, несёт им радостную весть Воскресения Христова. Отсюда и название – Радоница. 
После смерти наши близкие не перестают быть членами Церкви Христа воскресшего, у которого все живы. Когда кто-то из близких уезжает далеко и надолго, и от него нет известий – человек начинает тосковать, печалиться и скорбеть. И только долгожданная весточка оживляет и приносит радость. Так же и молитвы за усопших – это возможность подать весточку любви, дать понять, что наша любовь с их уходом никуда не делась.

Заходя в храм, люди ставят свечи «за здравие» и «за упокой». О себе, о нуждах своих близких молятся всегда, но и о близких, ушедших в мир иной, забыть невозможно. Душа понимает, что для них надо что-то сделать. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность отнимается, но остается надежда на молитвы живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых содержат примеры, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Господь принимает наши усиленные молитвы и о живых, и об умерших. 
Все христиане – это Тело Христово, Господь заповедал нам быть вместе и для этого создал Церковь Свою. Дома молиться можно и нужно, но ничто не заменит молитвы церковной. Прежде чем отправиться на кладбище, следует помянуть усопших близких в храме. Церковное поминовение принято совершать так: прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре. По учению Церкви очень полезно для души усопшего подавать милостыню с просьбой помолиться. Самый простой вид жертвы — свеча, которая ставится о его упокоении. В православных храмах заупокойные свечи возжигают на подсвечнике прямоугольной формы, который обычно находится справа от алтаря. На таком подсвечнике всегда установлен крест или над ним икона Распятия. В храмах нашей епархии у заупокойного подсвечника обычно помещён текст кратких заупокойных молитв. 
В храме можно подать записку на панихиду. Панихида – это молебен об упокоении усопших. Краткая панихида называется «лития». Текст литии есть во многих молитвословах. Литию может прочитать любой мирянин на кладбище или дома. 
На кладбище можно помолиться об умершем. Крест на могиле православного христианина – это символ бессмертия и воскресения. Крест врыт в землю, но тянется к небу, как знак того, что тело усопшего в земле, а душа – в ожидании вечности, на небе. Тело лишь семя для будущей жизни. Поэтому мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, в день всеобщего воскресения они встанут из гроба.

Обычай ставить рюмку водки пришёл к нам с Отечественной войны, когда не вернувшемуся из боя товарищу ставили полагающиеся ему 100 «наркомовских» грамм, накрывая кусочком хлеба. Хоть как-то надо было почтить память погибшего – это все чувствовали. Как надо – мало кто знал, а кто знал, не говорили – боялись обвинения в религиозной пропаганде. Стакан с водкой ставят перед фотографией покойного, выливают водку на могилу – много чего делают, искренно стараясь помочь душе умершего, не подозревая, что этими действиями никому не помогают, а своей душе вредят.

Ещё один неправославный обычай – оставлять на могилках еду. Трапеза всегда сопровождала у православных любое значительное событие. Но во всём надо соблюдать меру и знать место. Накормить нищего или просто голодного – это, безусловно, милостыня, творимая для спасения души усопшего. Но зачем оставлять еду на кладбище, на могиле? К сожалению, очень часто мы превращаем Радоницу в языческую тризну, устраивая трапезы, плавно переходящие в банкеты на кладбище – с водкой, и предложением такой еды покойному. Это, разумеется, уже язычество в чистом виде и кощунство(если кладбище далеко и пришедшие помолиться присядут у дорогой могилки подкрепить силы – это вполне допустимо). Важнее всего для наших усопших – не отмытый памятник и не свежепокрашенная оградка в этот день – это все есть дань благочестивой традиции (как сказал один философ – общество, которое не уважает могилы отцов, обречено на вымирание), но не более того. Молитва – вот чего от нас ждут наши умершие. 

Среди наших знакомых или соседей всегда найдутся одинокие старики или многодетные семьи, которые не станут стоять на паперти с протянутой рукой. Исполните заповедь Христа «накорми голодного» вместо близкого человека, который этого уже не в силах сделать. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25;40). 
И, главное, надо помнить, что поминать усопших спиртным недопустимо, а кладбище не место для пикника. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Какое веселье может быть на могилах? 
Усердное поминовение усопших необходимо не только умершим, оно и душу молящегося возвышает и исцеляет.

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru




Еще новости по теме:

Все новости раздела