Как сегодня не отпасть от Церкви: что важно знать каждому верующему

Сегодня каждый верующий, будь то епископ, клирик, мирянин, должен четко понимать, в чем состоит главная задача Церкви, в чем суть Ее служения, каковы Ее главные догматы. Только так можно защищать истинное учение Церкви от искажения и сохранять догматическое единство.

В противном случае наше богословие имеет все шансы превратиться в философский гнозис.


Не что, а Кто

Истина не абстрактна, это не размытое понятие. Истина — это не что, а Кто. Истина есть Сам Бог, бесконечно познаваемый в Своих действиях и безгранично открывающийся нам.

И если до существования Церкви познание истины было невозможно, то с Ее созданием человек получил такую возможность.

Церковь — надмирная и земная по своей природе — единственная обладает полнотой истины. Временный мир не в состоянии ее вместить.

Познание истины совершается всем составом человека, а не отдельными его частями. Бог познается не в экстатическом состоянии и не сухим рассудком, а единственно через духовно-телесное единение со Христом в Церкви.

Участвуя в Евхаристии, человек может личностно совершенствоваться, бесконечно расти ко Христу, постепенно становясь с Ним едино-духовным и едино-телесным, делаясь при этом носителем истины.

Церковь неизменна

Церковные догматы неизменны и актуальны во все времена. Они вне времени.

Учителя Церкви на протяжении всего существования христианства утверждают одни и те же догмы, трактуют Слова Божии — Учение Христа, интегрируя их в ту эпоху, которой они принадлежат, отвечая на вызовы времени и заблуждения.

«Как отступничество Израиля, пожелавшего восстановить земное царство, открыло всем народам двери небесного Иерусалима, так и на любое заблуждение этого мира Церковь отвечает новым проявлением благодати, а на любую ересь — новым утверждением истинного догмата, излагая его устами верующих, которые оказываются как книжник, наученный Царству Небесному, подобный хозяину, который выносит из сокровищницы своей — то есть Церкви — новое и старое, согласно Евангельским словам (Мф. 13, 52)», — писал Владимир Лосский.

За Святую Троицу

Церковь всегда борется за чистоту учения. Мы знаем несколько основных периодов этой борьбы.

Церковь защищала истинное учение о Боге-Пресвятой Троице от всевозможных эллинских и гностических сект и лжеучений вплоть до конца IV века, когда и был утвержден догмат о Святой Троице отцами Церкви — святым Афанасием Александрийским и огромными усилиями великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

Именно с той поры ипостасные свойства Пресвятой Троицы выражаются следующими определениями: у Отца — нерожденность, у Сына — рожденность (от Отца), исхождение (от Отца) у Святого Духа.

Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица разные, и мы познаем их как особые Ипостаси.

За истинного Бога и истинного Человека

С IV до середины IX века Церковь защищала догмат о Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке, борясь против несториан, монофизитов и других ересей.

Вселенскими Соборами был утвержден этот догмат при содействии святого Кирилла Александрийского, святого Папы Льва Великого, святого Максима Исповедника, а также других отцов Церкви.

Закончился данный христологический период Торжеством Православия в 843 году.

После указанных периодов борьбы за чистоту учения Христа Церковь отстаивала догматы о Святом Духе и о Церкви, необходимые для веры в сошествие Святого Духа и для чаяния нашего обожения, происходящего в Церкви.

Ошибки

Не прекращаются нападки на Церковь и сегодня. Появляются новые заблуждения, искушения или трансформируются старые.

Экклесиологические споры, длящиеся уже более 5 столетий и не прекращающиеся до сих пор, касаются природы Церкви.

Ошибочные представления уводят людей от истинного понимания Ее природы, искажают догматы, утверждают доктрины, противоположные учению Церкви, отрывают людей от целостности Церкви, заставляют бороться с Ее природой и Ее учением.

К чему приводят подобные ошибки, нам показано на примере религиозной жизни западных христиан.

Филиоквистское учение — смешение Ипостасей Отца и Сына — привело к гибельным препятствиям на пути спасения.

Святой Дух более не является для них источником жизни, ее основой, животворящей энергией, дарующей свободу и обожение.

Христос не является более Дверью, через которую сыны Церкви внидут и изыдут и обрящут пажить Святого Духа, согласно словам Господа (Ин. 10: 9).

Единение со Христом оказалось невозможным — Римская Церковь стала посредницей и преградой между Христом и своей паствой, а Римский Патриарх — Его наместником на земле, источником всей церковной власти и единственным непогрешимым выразителем всей полноты Церкви, что зафиксировано в 1870 г. установлением догмата о папской безошибочности.

Но люди забывают, что они без Бога ничто, а без Его Церкви лишены пути спасения.

Они не могут выйти за пределы немощных человеческих сил и понимания.

Это возможно исключительно в Духе Божием и Силе Божией.

Против природы

Только своим разумом никто не может постичь природу Бога и Его Церкви. Поэтому, полагаясь только на себя, люди и совершают ошибки. Сколько раз национальная идея старалась поглотить Церковь, сделать Ее «своей», смешаться с ней, сколько государств стремилось растворить и разбавить Ее своим духом.

Но Церковь всегда была незыблема в Своих догматах и неизменна в Своей природе: Божественной и человеческой.

И человеческое не может превалировать над Божественным. Эти природы сосуществуют и дополняют друг друга в гармонии, заповеданной Самим Господом.

В Церкви существуют изменяемые вещи, традиции, так как Церковь — живой организм, а значит реагирует на внешние изменения.

Но также есть вещи неизменные ни при каких обстоятельствах.

Вот в этом неразделении данных понятий и недопонимании и лежит большинство сегодняшних заблуждений и проблем.

Жизнь Церкви проистекает от Святого Духа, и тщетно искать источник питания во внешнем круге — в государственном, политическом, научном, социальном, культурном…

Важно помнить о былых ошибках.

Не забывать, что главный ориентир в нашей жизни — Господь Бог, к Которому мы и должны из всех сил стремиться.

А за этот искренний порыв Бог укрепит нас в любой ситуации и раскроет истину в спасительной для нас полноте.

Источник: Портал «Православная жизнь»



Читать все


Мы в соцсетях

Популярное

Митрополит Владимир принял участие в пленарном заседании научно-практической конференции  «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение»
28.02.2024
Состоялось пленарное заседание методической научно-практической конференции «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение», в работе которой принял участие митрополит Владивостокский и Приморский Владимир
Состоялась встреча известного религиоведа Романа Силантьева с духовенством Владивостокской епархии
28.02.2024
28 февраля 2024 года в актовом зале Владивостокского епархиального управления состоялась встреча духовенства Владивостокской епархии и Р.А. Силантьева.

Наверх