Статьи, Пресс-релизы

15.01.2015

Страхование и религия: благо или от лукавого?

Коммерческая деятельность (труд) как таковая по сути своей не противоречит религии. Однако, страхование, имеющее дело с риском, вероятностью (то есть с неочевидным) вызывает некоторые вопросы. Неочевидное с точки зрения шариата может привести человека к запрещенному и недозволенному, а значит страхование противно исламу и любой догматической религии.

Из того же договора каско не очевидно, что именно страхователь получит в результате заключения договора. Поэтому мусульманский правовед доктор Мухаммад Фадель заключение договора страхования считает неодобряемым для истинных мусульман действием (но все же ограниченно разрешенным!) – макрухом.

Если от каско правоверный мусульманин в случае сомнений по поводу богоугодности комплексного автострахования может отказаться (вид добровольный), то в случае с ОСАГО все несколько осложняется. Но и тут есть очевидный выход из ситуации: полный отказ от использования автомобиля.

Отметим, что, в свете введения в России электронных паспортов и слухов о скорой чипизации населения (основанной, правда, на превратном толковании «Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года»), введение страховщиками электронного калькулятора ОСАГО, намеченное на 2015 год, может быть расценено верующими как противное религии.

Дэвид Вон Айк, английский писатель и конспиролог неоднократно заявлял, что чип позволит   контролировать сознание человека, а значит управлять Душой, что неугодно Богу. Эта точка зрения пока не распространена в России, но в мире нашла много сторонников среди ортодоксов. Напомним, что для полноценной работы в виртуальном пространстве страхователям предлагается получить лишь цифровую электронную подпись, размещенную на электронном же носителе.

Официальные представители Русской Православной Церкви (РПЦ) никогда не выступали против страхования как формы экономической деятельности. Храмы и прочее имущество Московского Патриархата неоднократно страховалось. Екатеринбургский Храм-на-Крови, Святого Князя Владимира в Астрахани, Храм Христа Спасителя в столице, наконец – все они были в разные годы объектами заключения страхового договора.

Достоверно не известно пользуются ли священнослужители в России калькулятором ОСАГО, но все автомашины приходов и клириков РПЦ должны быть застрахованы согласно установленных государством правил. Никаких исключений в законе «Об ОСАГО» для автомобилей церковнослужителей нет.

Интересно, что авто представителей церкви не обходят невзгоды. И страховка пригождается. Так, в 2011 году в Иркутске автомобиль сопровождения Митрополита Кирилла попал в незначительное ДТП, в 2012 году настоятель Храма Иконы Казанской Божией Матери в Омске стал потерпевших в результате ДТП, а в 2013 году московский Иеромонах Илия спровоцировал на Кутузовском проспекте аварию со смертельным исходом, за что был лишен сана.

Отметим, что сравнительной статистики по ДТП с участием клириков различных конфессий не существует, а общее количество ДТП в России, по данным ГИБДД РФ, составило в 2013 году 204 000.

Церковь в России страхованием не занимается (по крайней мере, прецедентов не зафиксировано), а вот на Западе (особенно в США) подобные действия вполне приемлемы и распространены. Похоронное (ритуальное) страхование пользуется там особенной популярностью. Для мужчин прихода полис обходится дороже, а страхователи вообще могут не являться представителями одной конфессии.

В России похоронное страхование развивается пока медленно. К примеру, «Росгосстрах» осенью этого года застраховал чуть более тысячи человек в Хабаровске по программе «МАРС», что стало прорывом в сегменте. Однако по сравнению с цифрами калькулятора КАСКО этого страховщика, это еще крайне мало.

В исламе существуют попытки сблизить страхование и религию. Так, мудараба – институт исламской экономики – разрабатывает специальные формы страхования и страховых компаний, отвечающие шариату. А вот христианство задает лишь общие правила осуществления страховой деятельности и только.

Все то, что не противоречит заветам Христа (то есть любви к ближнему) – говорят представители РПЦ – то и является достойным христианина занятием. Страхование, с этой точки зрения, не должно преследовать целей обогащения, наживы и обмана. Например, тот же калькулятор КАСКО создан больше для удобства страхователей, и даже облегчает их финансовое бремя за счет снижения агентских комиссионных. Поэтому все остальные цели при заключении страхового договора (помимо обогащения) с обоих сторон вполне приемлемы.




Дата публикации: 15/01/2015

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru









Реклама: