Публикации

Почему Церковь не играет в футбол

Дата публикации 01.07.2014   Количество просмотров 3167
Почему Церковь не играет в футбол

Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата:Размышления над статьей Игоря Гашкова "Красная карточка для РПЦ".

В нашем мире много несправедливости. И кому-то хочется, чтобы Церковь с ней боролась и летели головы тех, кто сегодня кажется нам самым виноватым из всех виноватых. Когда Церковь «не справляется с этой миссией», например, не занимается громогласным осуждением футбольного чемпионата на другом конце планеты, то ее критики даже готовы торжественно вручить ей «красную карточку», как это сделал один из авторов «НГ». Но Церковь – это не полицейский жандарм, не министерство по делам веры, не суд и даже не правозащитная организация. Церковь – это Тело Христово.

Церковь не играет в игры, не считает наш мир футбольным полем, на котором нужно делить людей на «своих» и «команду соперников». Ведь в каждом человеке есть образ Божий, который нельзя затаптывать бутсами, даже если такой «неправильный футболист» схватил мяч руками или забил гол из офсайда. Если человек играет в футбол – не может не играть, потому что другого ничего не умеет, – то пусть хотя бы не бьет своего соперника по ногам, и не потому, что арбитр отвернулся, а потому, что есть другой Арбитр, который все видит. Если хоть один футболист поступил так, вспомнив, что его благословил на участие в чемпионате Патриарх Московский, Папа Римский, главный израильский раввин или иранский аятолла – значит, обращения религиозных лидеров к футбольному первенству уже не напрасны.

За 2000 лет со времен земной жизни Спасителя многие неоднократно и, что самое обидное, искренне пытались устроить где-либо на земле Город Солнца. В итоге, правда, как правило, получали Скотный двор. Многочисленные перевороты, начиная с библейских времен до наших дней, стоили человечеству многих страданий при сомнительных итоговых результатах в сухом остатке. И горячие «сторонники лучшей доли для человечества» всегда хотели сделать Церковь либо своим союзником, либо в худшем случае врагом, главное – чтобы лишить ее роли Церкви, по определению равноудаленной от общественного противостояния, не имеющего духовного измерения. Иногда Евангелие трактуют особенным образом, называя Христа революционером и социалистом, а Иуду – проклятым капиталистом. Ну что же, это ничем не лучше и не хуже, чем считать Христа правозащитником, а Иуду – противником демократии. А ведь именно восторженность правозащитной позицией, которую заняла Национальная конференция епископов Бразилии (НКЕБ), мы находим у ряда экспертов.

Забвение слов Христовых «Царство мое не от мира сего» (Ин. 18:36) переносит свидетельство Церкви из сферы борьбы за человеческое спасение в область борьбы «за» или «против» мировых первенств по футболу. Кстати, вопреки построенной автором концепции правозащитного уклона католиков Папа Римский Франциск проведение чемпионата в Бразилии благословил, никак не упомянув «нарушений трудовых прав» в ходе его подготовки в своем приветственном обращении. Так что Римско-католическая церковь в лице ее главы не вписалась в правозащитное гетто, которое ей было уготовано российскими экспертами из их понимания заявления епископской конференции.

Кстати, еще менее в правозащитное прокрустово ложе вписывается борьба НКЕБ с легальным статусом однополых союзов в Бразилии, призывы к бойкоту книг «Код да Винчи», «Ангелы и демоны» Дэна Брауна и публичное осуждение самого популярного футболиста сборной страны Неймара за кощунственную, по мнению клириков, фотографию на обложке популярного бразильского журнала. И это не говоря уж про позицию по абортам и контрацепции. Это к вопросу о либерализме католиков и «мракобесии» Русской церкви.

Видимо, кому-то очень хочется, чтобы в Русской церкви появились, нет, не «красные епископы» и не священник-сепаратист Идальго, как это было в Латинской Америке, а священники Георгии Гапоны. И чтобы она превратилась в правозащитную организацию, которая ходила бы на политические демонстрации, боролась бы за права, которые содержатся в постоянно меняющихся документах, принимаемых где-нибудь в Страсбурге. Только это самый короткий путь к тому, чтобы Церкви как самостоятельного субъекта общественной жизни не было вообще.

Еще раз повторюсь, Церковь – отнюдь не профсоюз и не социалистическая партия. Между тем это совсем не значит, что Церковь не уделяет внимание вопросам социального характера. Для того чтобы это узнать, достаточно просто ознакомиться с основополагающими церковными документами, например с «Основами учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В «Основах» есть даже конкретный раздел «Принципы и направления правозащитной деятельности Русской православной церкви», где вполне доходчиво излагается церковная позиция: «Мы призваны ревностно – не только на словах, но и на деле – заботиться о сохранении прав и достоинства человека».

Мы в отличие от бразильских христиан пожили в коммунистическое время, но, слава Богу, так и не научились ненавидеть капиталистов, равно как и беззаветно любить всех коммунистов. А человеческие пороки Церковь критикует безотносительно близости или удаления их носителей от кремлевских стен или рублевских заборов. Только не стоит забывать, что заповеди Господни – не Уголовный кодекс, и воровство является одним и тем же грехом всегда – и когда продавец обвешивает покупателя на рынке на 15 руб., и «в особо крупном размере». Иными словами, если человек украл целый миллиард – это совсем не значит, что такой поступок «достоин» осуждения не рядового священника в личной исповеди, но непременно самого Патриарха, причем на специальной пресс-конференции.

Церкви вменяют, что в российском культурном контексте не стоит ожидать появления Брата Тука, помощника Робин Гуда, борца за социальную справедливость. Да, как-то не принято русским священникам по лесам с бандитами прятаться, даже из благородных побуждений. Зато известно, что после общения с ушедшим в лесные дебри для отшельнического подвига преподобным Серафимом Саровским многие богачи сами раздавали все свое имущество нищим. Без луков и стрел шервудских стрелков.

Источник "Независимая газета"



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Богословский факультет Российского православного университета святого Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов на 2024/ 2025 учебный год
23.04.2024
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Российский православный университет святого Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов на богословский факультет по программам «Богословие, государство,
Митрополит Владимир: «Исторические пути Православия в Приморье тесно переплетены с освоением юга Дальнего Востока России»
03.04.2024
3 апреля 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил с докладом на пленарном заседании научно-практической конференции «Богословие, Церковь в прошлом и настоящем: актуальные вопросы», посвященной 125-летию Владивостокской епархии

Популярное

Во Владивостокском епархиальном управлении проходит учебный курс «Социальное проектирование православного прихода»
29.03.2024
По благословению митрополита Владивостокского и Приморского Владимира во Владивостокском епархиальном управлении проходит учебный курс «Социальное проектирование православного прихода».
Священник посетил с проповедью центр содействия семейному устройству детей и исправительные учреждения
28.03.2024
В рамках мероприятий, посвященных празднованию Дня православной книги иерей Владимир Коротких посетил с проповедью КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Спасска-Дальнего»

Наверх