Публикации

Стенограмма встречи председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России (часть 2)

Дата публикации 08.02.2012   Количество просмотров 2692

(Окончание. См. начало стенограммы)

Д. Аюшеев — Пандито Хамбо-лама, глава Буддийской традиционной сангхи России: Ваше Святейшество, уважаемый Владимир Владимирович!

Я, пользуясь таким случаем, от буддистов хотел бы поблагодарить Вас за то, что я могу вместе со своими братьями высказать, что думаю, что мы делаем. Но я хочу Вас поблагодарить за то, что… С 2000 года Вы как встали во главе нашей страны, мы, буддисты, почувствовали себя уверенными в себе, нас перестали трогать лишний раз по многим вопросам, потому что остаточные коммунистические идеологи у нас были в республике и в регионах, но когда почувствовали, что пришёл Президент, хозяин, они немного присмирели. И нам дали возможность в течение 10 лет, сколько Вы были Президентом, и мы буквально за 12 лет подняли все свои храмы — дацаны, восстановили все свои границы, которые у нас были. Самое главное, когда в государстве порядок, когда власть сильна, руководство уважает, тогда мы, буддисты, чувствуем себя гораздо увереннее. Потому что есть такая, будем говорить, легенда, со времён Будды идущая к нам в основе, когда ученики у Будды спросили: «Что мы будем делать после ухода вас, Будда, наш учитель?» Будда ответил своим ученикам: «Вы будете жить со своим Раджой. Будет государство, будет наша религия, будет в государстве спокойно, и будет наша религия спокойной». И поэтому мы, следуя той традиции Будды, всегда уважаем руководство нашей страны и мы всегда за спокойствие. И то, что Вы нам дали, подарили это спокойствие, и мы воспользовались этим, и хотелось бы, чтобы дальше так было. А 2002 год, Вы знаете, для нас очень прекрасный год был, он войдёт в историю нашего буддизма. Через 200 лет мои буддисты будут вспоминать, во времена какого Президента России к нам пришла наша святыня, это нам подарок, и я вот за это хочу Вас поблагодарить.

Ну а то, что Вы предлагаете, что мы можем быть партнёрами с государственными чиновниками, я думаю, что это очень хороший наказ нам. Я, приезжая к себе, буду нашим чиновникам говорить, что мы теперь партнёры, оказывается. И будем работать сообща, вместе. Но наша деятельность какого смысла? Мы, например (буддистская религия в этом отношении), вовлечены во всю социальную жизнь нашего народа. Почему? Потому что основа нашего дацана — это всё-таки сельская местность, это глубинка. И мы первые, кто не заинтересован в том, чтобы люди уезжали, покидали свои сёла, улусы, потому что там же и демографический фактор. Если человек живёт в селе, у него детей всегда будет больше, чем в городе. Если человек в селе хорошо живёт, значит, ему не надо уезжать в города, и не будет вынужденной миграции (или как мы называем?), учитывая, что Забайкалье, Бурятия, вот эти наши места.

Люди выезжают в центральные районы. Я вот стараюсь делать всё, чтобы люди не уезжали со своего места жительства. Когда уходят от нас, покидают нашу республику или Забайкалье люди (независимо от вероисповедания, независимо от этого), — это ослабляет нашу позицию, поэтому мы делаем всё, что... Вот в последнее время мы начали восстанавливать наше хозяйство: мы возвращаем наших баранов, образно говоря, мы возвращаем своих коров, мы возвращаем своих коней. Почему? Потому что в своё время, во время коммунистов, привезли из Голландии коров, откуда-то баранов привезли, которые в наших условиях вообще не могли жить. Люди в колхозах работали на них больше, а получали меньше. А сегодня мы создаём хозяйства такого порядка, чтобы скот нас кормил, а не наоборот. И вот таким образом, если жизнь на земле у нас будет лучше, люди не будут уходить. Я говорю своим руководителям, ну нашим чиновникам, что мы даём людям хлеб с горем и грехом пополам. Но дайте, пожалуйста, людям зрелища, чтобы человек, живя в сельской местности, чувствовал себя не ущербным. Поэтому мы для таких мероприятий проводим свои национальные виды спорта (борьба, стрельба из лука, скачки), — это, как бы сказать, под нашим патронажем находится. Мы проводим в год по 30 таких мероприятий. Мы собираем сотни и тысячи людей. Я шучу, что «Единая Россия» так не собирает, как мы там собираем. Они жалуются, правда, но я говорю правду. Мы можем собрать без ничего и выделяем огромные деньги и берёмся за воспитание наших детей с малолетства, со школьной скамьи, с детского сада. Почему? Потому что — например, тот же вид борьба — мы заинтересованы, чтобы люди были здоровыми. А когда мы видим, что человек в 9-10-м классе учится и нет среди них нормального парня, который больше 60 кг весит (независимо — бурят или русский, в сельской местности), я говорю: «Это что такое? Это же вымирание нации, это генофонд». От чего зависит? От питания. У нас 50% питания привозят. У нас кур привозят откуда-то из-за границы, мясо привозят из Бразилии, Австралии, ещё откуда-то. Откуда будут давать нам? На чём будут держаться потенциал моего народа, потенция, возможности и другие качества? И поэтому мы боремся таким образом, что мы должны кушать то, что есть у нас.

Мы должны жить там, где живём, потому что для моего народа другого места нет, Владимир Владимирович. Мы к татарам не приедем, под Рязань не приедем. Мы будем жить там, и Вы не дождётесь нас. Да, мы живём и будем жить. Мы будем делать всё возможное, чтобы эти места — берега Байкала и Забайкалье — были заселены, чтобы люди были, чтобы из космоса видели, что мы живём там. А то один раз увидят с космоса, что людей нет, все выехали за Урал, и тогда это будет наше бедствие. Поэтому, Владимир Владимирович, та поддержка, которую Вы нам предлагаете, это очень мне нравится, например. Я могу сейчас взять на вооружение, завтра сказать своим чиновникам: «Всё, теперь будете работать, как Владимир Владимирович сказал». И думаю, что все деяния, которые мы делаем, Вы можете, Владимир Владимирович… Как бы сказать? Приедете к нам, я Вам лично покажу, что мы делаем, покажу, что мы делаем для народа, потому что мы прекрасно знаем, что, если мы не будем этому народу помогать, то какого чёрта строить дацаны? Кто туда будет ходить ко мне? У меня храмы же не в городах, не в посёлках — у меня храмы в сельской местности.

Если вокруг, например, 10 деревень стояло, если они разъедутся, то как бы мне государство ни помогало, я откуда верующих-то найду? С Китая же я не буду приглашать! Поэтому, исходя из этого все эти проблемы, что дошкольного воспитания, что в военных образованиях и тому подобное у нас, всё это правильно и мы с удовольствием будем это поддерживать. И я ещё раз хочу сказать Вам, Владимир Владимирович, благодарность за то, что Вы нам спокойствие дали. Это дороже даже, чем деньги, чем материальные средства. Вот это спокойствие, которое Вы, будучи Президентом, Премьер-министром… И люди верили в Вас: сильный лидер — значит, крепкое государство. Если будет так продолжаться у нас, значит, будет спокойствие и мы, буддисты, будем Вас поддерживать, радоваться, что есть человек, который может управлять этим огромным государством. Огромность государства я только понимаю, потому что я прилетаю издалека. Некоторые здесь у нас сидят в Москве, они же не понимают, что Россия очень огромная. Я шесть часов оттуда лечу и пять часов обратно.

В.В. Путин: Почему именно на Раби? Мы здесь все в Москве сидим.

Д. Аюшеев: Так он не москвич.

Б. Лазар: Я вообще из Биробиджана.

В.В. Путин: Да, он в Биробиджане ещё бывает. Спасибо вам большое.

Сергей Васильевич, пожалуйста.

С.В. Ряховский — епископ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников): Спасибо огромное! Я очень благодарен Святейшему Патриарху за приглашение, Владимир Владимирович, Вам, и всем нашим коллегам. Спасибо за те выступления. Не хочется повторяться, но Ваши предложения, Владимир Владимирович, и вот то, что говорил Святейший Патриарх, ложатся просто на сердце. Более того, мы, как вот сказал мой коллега-буддист, мы это уже, вернувшись каждый в свои, так сказать, епархии, будем чиновникам предлагать то, что Вы сказали.

Я согласен со Святейшим Патриархом: мы связываем бОльшую часть русской протестантской общественности, евангельских церквей, наше будущее, ну не хочу лукавить, с Вами. Вы знаете, когда в Украине была «оранжевая революция» … Я вспоминаю эти события, когда очень много на Майдан вышло украинских протестантов, я написал специально письмо моим братьям — епископам, пастырям, где сказал о том, что всё это плохо кончится, потому что любая революция первое, что делает, пожирает собственных детей. Тогда реакция была жёсткая по отношению к нам, русским протестантам, но сейчас мы, наверное, самые дорогие гости в протестантских церквях Украины, потому что как бы вот так вот оно случилось с революциями. Мне хотелось поблагодарить Вас за статьи, Владимир Владимирович, потому что каждая из них… Вот их вышло уже четыре, внимательно изучали, смотрели, и я могу как христианин, как протестант… Вы хорошо знаете протестантский мир, работали на Западе, Вы знаете наши ценности, наши этические принципы и наши трудолюбие, работоспособность, деторождаемость. Это особенность русских протестантов в отличие от западных. Я полностью поддерживаю то, что Вы сказали о демографии. Могу сказать только одно, что здесь на самом деле нужно колоссальный комплекс вопросов решить. И вот то, что Святейший Патриарх связал демографию с абортированием нации, те цифры, которые привёл Святейший Патриарх, — страшные цифры на самом деле. Я сам из очень большой семьи: у родителей — 10, у меня — шесть. Я, конечно, ещё пока не догнал моего друга Берл Лазара, но мы на пути ещё. Тем не менее я верю, что мы можем возродить нацию, возродить культуру, тот культурный код, о котором говорит Святейший постоянно. В наших семьях — протестантских, русских, — огромное количество детей. Есть позитивное отношение власти, пример приведу: 17 детей в Воронеже — мэр города, губернатор помогли построить дом, дали машины. Московская область, где-то под Щербинкой, 13 детей — местная власть относится так: нарожали, вот и сами стройте. Мне кажется, что это недостойно, наверное, человека, который управляет определённым муниципалитетом или городским поселением. Могу сказать, что мы полностью поддерживаем те инициативы, которые предложил Патриарх в этой сфере. Более того, в рамках ХМКК (Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии) — владыка Иларион сопредседатель, — мы будем, наверное, активно участвовать вместе с Русской Православной Церковью, потому что понимаем, что там, где Русская Православная Церковь не работает, там, мягко говоря, делать нечего, потому что они — мощный паровоз. Если они там работают, значит, там будет успех. Я могу просто попросить Вас вот о чём. Верю, что слово «благосостояние» — то, что прозвучало в Вашем экономическом послании, — оно очень верно подмечено, и без благосостояния нашего народа не будет ни демографии… Я согласен, что потребительство не имеет отношения к благосостоянию. Благосостояние — это комплекс нравственной духовности, высоких принципов, ценностей, который был предложен Русской Православной Церковью, с которым мы не просто согласились, мы реализуем эти вещи. С Вашего позволения я подготовлю уже прямо, наверное, сегодня-завтра письма к стране (то, что Вы сказали, и то, что сказал Его Святейшество), чтобы наши пастыри, служители уже реализовывали, не дожидаясь.

У меня буквально пара-тройка предложений. Владимир Владимирович, у нас есть большой проект. Сначала мы его опробовали в Украине. Примерно из 130 тыс. сирот из детских домов около 80 тыс. за пять лет разобрали христианские семьи. В Украине там другие конфессии, может быть, меньше. Мы начинаем в апреле огромный проект «Россия без сирот». В апреле уже пройдёт учредительный съезд. Мы не связываем это исключительно с нашей христианской конфессией, мы открыты для всех. Мне кажется, вот этот проект… Я опять прошу, Ваше Святейшество… Без Русской Православной Церкви, мягко говоря, просто не получится, поэтому прошу разрешить благословить нам контакты с Вашими помощниками, чтобы нам порешать эти вопросы. Вот Вы сказали о социальном служении Церкви, НКО, общественных организаций… Вы знаете, я не так давно написал статью, в октябре в «МК» вышла: не революция, а реформация, преображение общества — это наше убеждение, и вот в данном случае предложенный Вами термин «стабильность» мы расшифровываем не как время застоя (помните, там какие-то времена были), а как динамичное, чёткое продвижение вперёд, и вот этот термин мы тоже взяли на вооружение. Я хочу, чтоб Вы это понимали, что вот в этом есть для нас определённые базовые ценности. В социальной проблематике у нас возникает ряд проблем. Например, скажем, в Кузбассе, где, к сожалению, построены нами мощнейшие социальные объекты реабилитации наркозависимых, у нас более 500 центров реабилитации нарко- и алкозависимых. Мы вдруг встретили совершенное непонимание: пытаются отобрать то, что мы построили, и так далее. Мы не можем понять, то ли не слышат они Премьер-министра, то ли не слышат высшее руководство страны, то ли играют свою игру, непонятно, то ли это чёрное рейдерство по-прежнему ещё имеет место. Это не только по отношению к нашей конфессии. Вопрос строительства, получения земли — огромное спасибо, что возвращается всё, это огромная заслуга в Вашем правлении была. Но вот мы получаем где-то землю, выигрываем тендер, потом смотрим — уже перепродали на торгово-развлекательный комплекс. Я понимаю, что там больше заплатили. Тогда нам говорят — на окраине. Ну как, я понимаю, что для буддистов это нормально в сельской местности, но мы — городская конфессия в большей степени, наверное. Поэтому, с Вашего позволения, я потом, может быть, подготовлю письма Вам как кандидату в Президенты, чтобы показать, что, наверное, могли бы сделать больше, ещё больше, если бы была смена парадигмы, нравственной парадигмы. То, о чём не устают говорить святейшие, — парадигма семейных ценностей, потому что и воспитание, и образование, да, школы, институты, преподавание — всё это важно, но всё начинается в семье. Я лично это всё воспринял в семье исключительно, и, наверное, мы можем сделать намного больше.

И последнее. Вы упомянули о том, чтобы Церковь могла работать и с ФСКН, и с ФСИН, и с ФМС — стараемся. Мы открываем сами различные центры и по иммигрантам, и по разной тематике, чтобы показать людям, которые приезжают в нашу страну на длительное время, нашу культуру, наши традиции, нашу веру, наши обычаи. Но с другой стороны, у нас почти миллион людей находится в местах лишения свободы, они нуждаются в ресоциализации. У нас сейчас появился большой проект, Ваши сторонники его поддержали, и в рамках Общероссийского народного фронта мы нашли понимание, есть поддержка, мы уже передали туда все документы, он называется «Тюрьма или воля. Письмо отца». Это очень сильный проект. С Вашего позволения, Ваше Святейшество, мы хотим тоже на Ваше имя это написать. Владимир Владимирович, это проект шикарный. Почему? Это ресоциализация, скажем, и, может быть… Каким словом сказать, я не знаю?.. Наверное, некая, скажем, подростковая преступность…Потому что подростки дают потом большую преступность, именно для них вот этот большой-большой проект. Потому что мы понимаем, что можно строить и центры, и это все делают, мы тоже уже в ряде субъектов Федерации это всё сделали (за свои деньги, естественно), потому что мы понимаем, что если не будет рецидивов среди подростков, среди молодёжи, то мы сохраним будущее, потому что в России и так тюрьма, сума и прочее. Мне кажется, что это должен быть основной удар сегодня — наше будущее, молодёжь, следующее поколение. Поэтому мы — с Вами, мы поддерживаем. Если что-то будет возникать, с Вашего позволения будем писать Вам письма. Огромное спасибо за Министерство обороны, Владимир Владимирович. На прежней нашей встрече я Вам написал письмо: Вы сломили министра обороны, он несколько лет сопротивлялся.

В.В. Путин: Он добровольно это сделал.

С.В. Ряховский: Добровольно сломили. Он передал всё, что… Мы там уже 16 лет находимся…

В.В. Путин: Нет, он сделал добровольно.

С.В. Ряховский: Но написал «На пять лет». Когда Вы станете Президентом, я попрошу, чтоб этот срок увеличили. Спасибо.

В.В. Путин: Спасибо большое. Вы говорили о стабильности, но мне кажется очень странным, что противопоставляют стабильность развитию. Кто-то противопоставляет. Потому что без стабильности не может быть развития: хаос не способствует развитию — он мешает развитию. Стабильность — безусловное и необходимое условие для развития. Стабильности недостаточно для развития, но это необходимое условие для развития.

Что касается вашей работы по поддержке тех, кто хочет избавиться от наркозависимости, поддержке людей, которые находятся в местах лишения свободы, то это очень важное направление для всех организаций религиозных и, конечно, для вашей тоже. Безусловно, будем поддерживать, я уже об этом говорил.

С.В. Ряховский: Спасибо.

В.В. Путин: В советское время был известный лозунг, во всех местах лишения свободы он был начертан на плакатах: «На волю с чистой совестью». Для того чтобы выйти на волю с чистой совестью, совесть надо иметь. А без поддержки (сегодня во всяком случае) религиозных организаций обрести базовые морально-этические ценности очень сложно самому человеку. Очень сложно. И поэтому так востребовано ваше присутствие в местах лишения свободы. Статистика об этом говорит: люди сами хотят. Хотят, они ждут этой поддержки! И, кстати говоря, здесь так же, как в некоторых других сферах деятельности, поддержка религиозных организаций незаменима. Вот что бы ни говорили, как бы государство ни хотело себя показать с лучшей стороны, всё-таки в данном случае государство выступает как инструмент принуждения, кары, наказания. Государство противостоит гражданину, а Церковь, религиозные организации в этом процессе наказания не участвуют, они только помогают, поддерживают человека, причём поддерживают как жертву преступления, так и тех, кто совершил преступления. И в этом смысле их значение, возможности несопоставимы ни с чем. Так, пожалуйста, уважаемые друзья.

И.А. Файзов — муфтий, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан: Ваше Святейшество! Уважаемый Владимир Владимирович! Спасибо, что пригласили сюда, очень хороший разговор, тут собрались, можно сказать, великие мужи, то есть представители всех конфессий, которые действительно жаждут патриотизма от своего руководителя, потому что если в стране будет руководитель-патриот, то каждый гражданин общества по цепочке тоже будет патриотом. Если этого не будет, если люди увидят, что их руководители, будь то руководители конфессий, будь-то какой-нибудь простой руководитель где-то в маленькой организации, не патриоты, то и простые люди не будут патриотами. Насчёт стабильности я хочу, к слову сказать, что сегодня религия развивается очень быстрыми темпами. Мы видим, что ислам очень сильно развивается. И здесь я бы попросил обратить внимание на то, что это не должно быть хаотичное развитие религии, это должно быть управляемое развитие. Если это будет хаотичное развитие религии, я просто хочу обратить ваше внимание на то, что было 100 лет тому назад — лжедемократия, то есть хаос, который привёл в конце концов к тому, что мы пережили, что пережила наша страна. И наконец-то, слава Всевышнему, мы благодаря общим усилиям и благодаря прежде всего Вам сейчас спокойно живём, живём и радуемся и чувствуем себя действительно полноправными гражданами. Не надо, наверное, возвращаться к тому, что один раз уже Россия пережила. Может быть, в начале каждого века (будь то 1800-й, будь то 1700-й, 1600-й), в начале каждого века был какой-то хаос, сумятица или приближение к этому хаосу. По-моему, уже всё-таки нужно как-то сконсолидироваться и учитывать то, что тогда было. И самое-то основное: чтобы сохранить стабильность, нужно обратить внимание, чтобы это не было хаотичным развитием любой религиозной конфессии — то, что привело, как сказал шейх Равиль Гайнутдин, к этому в Ливии, то, что у нас сейчас творится в Египте и Тунисе. Но мы как мусульмане этого не хотим, мы боимся этого — этого хаотичного развития религий, и я думаю, что мы… Я представляю Татарстан, мусульман Татарстана, наши мусульмане — только за Вас. При каждой встрече (мы каждый день встречаемся с народом) мы ждём, что будет действительно тот человек в Вашем лице, который нас объединит, и страна действительно воспитает патриотов и будет цвести.

В.В. Путин: Спасибо большое, благодарю вас, уже дважды здесь вспомнили события, происходившие и происходящие до сих пор в некоторых арабских странах, на Ближнем Востоке. Я в первый раз отмолчался, сейчас всё-таки выскажусь по этому поводу. Мы должны, безусловно, дать возможность народам этих стран самостоятельно решать свою судьбу. И наша задача — помочь им это сделать без всякого внешнего вмешательства. Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, какого качества был режим в Ливии, и много об этом говорили. Но сегодня почему-то никто не показывает и не рассказывает, что происходит в городе Сирт и других городах, которые поддерживали бывшего руководителя Ливии Каддафи, а там же происходят страшные преступления! Вот об этом никто не говорит, как-то забыли почему-то. Потому что это ужасные последствия внешнего вмешательства, прежде всего вооружённого. То же самое касается и Сирии. Мы, конечно, осуждаем каждое насилие, с какой бы стороны это насилие ни исходило. Но нельзя вести себя, как слон в посудной лавке. Нужно дать людям самостоятельно решить свою судьбу, помогать, подсказывать, где-то ограничивать в чём-то, например, в том, чтобы противоборствующие стороны имели возможности применять оружие и так далее, но не вмешиваться ни в коем случае. В предыдущее десятилетие, к сожалению, в мире культ насилия выходит на первый план в международных делах, вот это не может не беспокоить. И мне очень приятно, что вы сами обращаете на это внимание, и во всяком случае мы ничего не должны допустить подобного в нашей стране.

Иларион — митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: Уважаемый Владимир Владимирович, я хотел бы две темы затронуть. Прежде всего хотел бы поблагодарить Вас за то внимание, которое Вы оказываете нашим соотечественникам как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и к приходам Русской Православной Церкви за рубежом, которые являются не просто центрами, где совершаются богослужения, но и прежде всего местами встречи соотечественников, а также людей, принадлежащих к разным народам, поскольку Русская Церковь является многонациональной Церковью, объединяет разные народы, объединяет людей, говорящих на разных языках. Я имел честь, будучи епископом в Вене и Будапеште, в обоих этих городах, принимать Вас в наших храмах. И я помню, что когда Вы приехали в Будапешт, этого пункта не было в Вашей программе, а наш приход тогда был в трудном положении, потому что Константинопольский патриархат инициировал судебный процесс, люди были напуганы, деморализованы и боялись, что потеряют свой храм. И вот я Вам об этом сказал. И Вы сказали: «Я к Вам приду через час». И через час Вы были у нас в храме и, конечно, это было огромной поддержкой для народа. Сегодня одной из основных задач нашей Церкви является то, что Святейший Патриарх называет «собиранием Святой Руси». И неслучайно Святейший Патриарх столько внимания уделяет поездкам в Украину и другие страны ближнего зарубежья. Вы со своей стороны очень много делаете для того, чтобы центробежные силы на постсоветском пространстве сменились центростремительными силами, чтобы возрос и укрепился авторитет России. И конечно, мы понимаем, что чем сильнее будет Россия, тем она будет привлекательнее для своих соседей, и мы с особой радостью воспринимаем любые успехи в деле сближения России со странами ближнего зарубежья и надеемся, что вот это будет одним из основных векторов внешней политики при Вашем президентстве.

И хотел бы ещё сказать о той теме, которая уже отчасти прозвучала — о положении на Ближнем Востоке и в других странах, там, где проживает христианское меньшинство. И вот мы видим на примере Ирака, Египта, тех стран, где при помощи внешней силы был свергнут существовавший там режим, что положение христиан в этих странах резко и катастрофически ухудшилось. При Саддаме Хуссейне в Ираке проживало 1,5 млн христиан, сейчас их осталось около 150 тыс. В Египте мы слышим о нападениях на христианские храмы, пожарах, поджогах. Есть такая статистика, что каждые пять минут в мире погибает христианин за веру, и это прежде всего касается стран ближнего Востока, это опять же Египет, Ирак, Пакистан, Афганистан, сейчас в Индии складывается тяжёлая ситуация. Христиан убивают, христианских женщин насилуют, христианские храмы сжигают, и происходит массовый исход христиан из тех земель, где они на протяжении веков существовали мирно и гармонично с мусульманами и представителями других религий. Мне хотелось бы пожелать, чтобы при Вашем президентстве одним из направлений нашей российской внешней политики была систематическая защита христиан, проживающих в тех землях, где они сейчас подвергаются гонениям. Сильная Россия — это та Россия, которая защищает христианские меньшинства в этих странах, в том числе требуя гарантий соблюдения их прав в обмен на политическую поддержку или экономическую помощь. Спасибо.

В.В. Путин: Спасибо большое. Не сомневайтесь, что так оно и будет. Сомнений никаких нет. В этой связи хотел бы сказать, что другим важным направлением решения этой острой проблемы, с которой мы сталкиваемся в различных регионах мира, является продолжение работы между конфессиями на международной арене. И это, конечно, не в последнюю, а, может быть, даже в первую очередь касается ближайших наших соседей. Мы знаем, какие добрые отношения, скажем, у представителей мусульманского духовенства в Азербайджане сложились со Святейшим Патриархом. Личные, просто дружеские отношения. И с Алексием были хорошие, и с действующим Патриархом замечательные. Влияние местных, скажем, мусульманских авторитетов на людей, на мусульман, воспитание людей в соответствующем духе имеет первостепенное значение. И в этой связи мы тоже с вами должны объединять усилия как внутри страны, так и на международной арене. Если мы будем так консолидировано работать, безусловно, нас ждёт успех. Пожалуйста.

М.З. Рахимов — муфтий, председатель Российской ассоциации исламского согласия, председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Патриарх, дорогие коллеги! Для нас, мусульман, самые важные сейчас две вещи. Первое — это мощное государство, второе — это сильный Президент. Остальное всё приложится.

В.В. Путин: Спасибо большое. Прошу вас.

В.Д. Столяр — старший пастор, вице-президент Евро-Азиатского отделения Церкви христиан-адвентистов седьмого дня: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Патриарх. Я хочу поблагодарить за встречу с основными лидерами религиозных организаций, а также с представителями не самых больших религиозных организаций. Я представляю Церковь христиан-адвентистов седьмого дня. В совете при Президенте больше 10 лет я представляю нашу церковь и хочу сказать, что с тех пор, Владимир Владимирович, с 2000 года, когда мы познакомились с Вами, я всё больше и больше наблюдаю, как Россия становится сильным, влиятельным, действительно большим, с большой буквы, великим государством. Она получает признание во всем мире. И истинное величие государства заключается в том, что оно признаёт основные культурные ценности, особую роль Русской Православной Церкви и других религий, которые образуют российское государство. Мы это очень высоко ценим, и я могу подписаться под всем, что было сказано предыдущими ораторами и Патриархом Кириллом. Но истинное величие заключается также и в том, как оно относится к меньшим братьям своим: к детям, старикам и к другим религиям, потому что Россия многонациональная, многоконфессиональная страна. К другим религиям, которые соблюдают закон, которые уважают культурные ценности, традиции Российской Федерации, любят Россию и всё делают для созидания и процветания этой страны. Именно об этом мы говорим нашим прихожанам, и уже более 150 лет наша церковь находит нишу в служении этому обществу. Именно поэтому, я думаю, я могу, как представитель не самой большой религиозной организации, представлять в совете при Президенте эту религиозную организацию. Я при этом говорю моим друзьям на пространстве бывшего Советского Союза: здесь, в Москве, находится центр. Распался Советский Союз, но мы сохранили центр в Москве, который осуществляет деятельность на пространстве бывшего Советского Союза. Встречаясь с представителями международных религиозных организаций, с лидерами наших религиозных организаций в США, Европе, я говорю об этом: мы благодарим Бога за свободу, которую мы имеем. Я мог бы очень много примеров привести, но вот один из них - не могу не сказать. Владимир Владимирович, я вернулся совсем недавно из Санкт-Петербурга. Мои единоверцы из Санкт-Петербурга напомнили мне: «Василий Дмитриевич, мы молимся о России и молимся о Владимире Владимировиче Путине, потому что мы помним, когда он работал в администрации вместе с господином Собчаком, он собственноручно поставил подпись за выделение земли для строительства храма, социального центра и благотворительной столовой». Я сейчас хочу, Владимир Владимирович, поблагодарить Вас за это, потому что там стоят красивый храм, социальный центр и благотворительная столовая, и единоверцы наши из Санкт-Петербурга благодарят Вас за это.

Мы верим, что Россия будет ещё более великим государством, если мы будем учить наших единоверцев соблюдать закон, шесть дней работать, как говорит заповедь Господня. Мы, кстати, вместе с иудеями проводим в субботу богослужения. Для чего? Для того чтобы шесть дней работать. Человек приходит на встречу с Богом, он получает новое вдохновение и силы для того, чтобы шесть дней работать. Если мы все будем честно работать, если мы все будем соблюдать закон и уважать традиции и культуру страны, в которой мы живём, мы имеем великое будущее. Хочу Вас поблагодарить за то, что Вы обеспечиваете это настоящее, и мы связываем с Вами великое будущее. Мы молимся, потому что мы верим, что всякая власть — от Бога. Да благословит Вас Господь. Спасибо Вам большое!

В.В. Путин: Спасибо большое. Ну, Петербург вообще очень терпимый город, очень толерантный, и там испокон веков, прямо при создании его основателем этого города, представители многих конфессий жили в мире и дружбе, и если вы обратили внимание, там и в историческом центре очень много религиозных учреждений самого разного направления. Пожалуйста.

И.Л. Ковалевский — священник, генеральный секретарь Конференции католических епископов России: Позвольте, Ваше Святейшество, уважаемый Владимир Владимирович! Позвольте от другой немногочисленной конфессии Вас поприветствовать — от католической общины в России. Мы — община немногочисленная на территории Российской Федерации, однако традиционная. Так сложились исторические судьбы нашей Родины, что на её территории ещё в царские времена проживали народы, традиционно исповедующие католичество. Большинство наших прихожан, несмотря на все свои корни, тем не менее являются гражданами Российской Федерации, их родной язык — русский, они молятся по-русски, думают по-русски и являются патриотами России. И для нас очень важно укрепление авторитета нашей Родины. Надо сказать, что государственно-церковные отношения в последнее время имеют стабильный характер, мы этим очень удовлетворены. Владимир Владимирович, Вы наверняка знаете, что Российская Федерация и Святой Престол Ватикана имеют общую позицию по многим международным вопросам, социально значимым (некоторые из них здесь уже затрагивались), даже в отличие от стран Западной Европы или США. Святой Престол остро реагировал на некоторые вещи, связанные, например, с авантюрой в Ираке. Для нас очень важно укрепление авторитета религиозных объединений, прежде всего религиозных объединений, которые представляют здесь большинство: Русской Православной Церкви в первую очередь — как наиболее близкой нам конфессии и по вероучению, и по духу, и по культуре, но и как государствообразующей конфессии, что ни для кого секретом не является, и мы это можем с чистой совестью говорить.

Те вопросы, которые Вы затронули, как раз именно по ним католическая церковь ещё в царские времена активно участвовала в жизни общества. Это и проблемы образования, воспитания, и проблемы благотворительного служения. Хотелось бы, чтобы государство реально стимулировало и создавало реальные механизмы поощрения благотворительной деятельности религиозных организаций и в дальнейшем, а также реально поощряло образовательную и просветительскую деятельность религиозных организаций. Здесь были приведены цифры, говорящие о том, что даже страны, в которых церковь строго отделена от государства, тем не менее получают государственную поддержку в области благотворительности, также и в области образовательной деятельности. Конечно, нам, как и любой другой конфессии, приходится сталкиваться с нашими российскими проблемами — коррупцией, бюрократией, запутанностью законодательства, разным интерпретированием законов в разных субъектах Федерации. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что нелегко управлять столь большой страной.

Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что восстановление исторической справедливости, на которое пошло российское государство по отношению к религиозным объединениям, не должно привести к ещё большему злу и беспорядку, чем то зло, которое когда-то было совершено. И поэтому вспоминаем эти лихие 90-е годы как то время, в котором совершались многие, пусть даже с точки зрения морали неверные и абсолютно аморальные поступки, но тем не менее в которых следует некое статус-кво уже сохранить. В частности, приватизация некоторых сакральных объектов, например, нашего католического храма Петра и Павла в Москве. Мы прекрасно отдаем себе отчёт в том, что мы не изменим ситуацию, поскольку не желаем вводить беспорядок в наш устрой. Реституция не должна приводить к ещё большему беспорядку, чем то зло, которое необходимо исправить. Позволю себе, конечно, это напомнить. Мы, конечно, тоже понимаем, что, с одной стороны, мы движемся в русле демократических преобразований, но ещё античные философы прекрасно напоминали и отдавали отчёт о том, что у демократии есть такое очень важное, серьёзное искушение, а именно — превратиться в охлократию. Среди наших прихожан есть люди разных политических убеждений, однако никто не заинтересован в том, чтобы в нашей стране была охлократия, то есть власть сиюминутных интересов толпы, ибо это путь в никуда. Для нас важно, чтобы была истинная демократия, власть демоса, народа. И это мы всей душой желаем и будущему Президенту РФ, и Правительству, и всем властям. Благодарю.

В.В. Путин: Как у вас храм в Питере? Вы сейчас про Питер говорили…

И.Л. Ковалевский: На Невском проспекте. Да, Святой Екатерины. И также были задействованы проектные средства на реставрацию этого храма, в том числе и католического храма. Разные конфессии участвовали в этом проекте. Мы за это тоже благодарим.

В.В. Путин: Слава Богу. Я помню один из разговоров, который у нас был со Святейшим Патриархом не так давно. Я думаю, что Вы (обращаясь к Патриарху) на меня не рассердитесь... Я ведь знаю, и все мы знаем: непростые отношения между Русской Православной Церковью и Престолом — исторически, особенно в те же самые 90-е годы, особенно связанные с Украиной, когда вокруг католической церкви начались всякие движения и, прямо скажем, нападки. Мы с глазу на глаз разговаривали, мне было неожиданно несколько, что внутренне Святейший Патриарх встал на вашу защиту и сказал: конечно, там много проблем, они присущи всему обществу, и католической церкви в частности, но то, что я вот вижу (он мне сказал), это выглядит как целенаправленная атака на наши общие духовные ценности.

Святейший Патриарх Кирилл: Так было, да.

В.В. Путин: Да.

Святейший Патриарх Кирилл: Речь шла о трудностях, которые переживает сегодня в мире католическая церковь.

В.В. Путин: И это вселяет уверенность в том, что то, что нас объединяет, — это гораздо больше, чем проблемы, которые возникают. Прошу вас.

Езрас — епископ, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви: Ваше Святейшество, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники собрания! Прежде всего позвольте поблагодарить за предоставленную возможность на таком высоком уровне поделиться с вами мыслями и соображениями о нашей действительности. Поддерживая и разделяя мнение, высказанное нашими коллегами, хочу отметить, что Российская Федерация — это уникальное государственное образование, где мирно живут и созидают представители сотен народов, представители различных религиозных конфессий, связанные едиными идеалами и целями во имя будущего своего Отечества. Как ни старались центробежные силы исказить наше стремление к этому будущему, нашу любовь к Отечеству, как ни стремились развязать междоусобицы и рознь, причинившие нам много горя и боли, однако последние 15 лет наглядно показали всю их несостоятельность. И сегодня в ответственное для нас всех время я как глава Российской епархии Армянской апостольской церкви от имени миллионов наших прихожан выражаю полное доверие курсу руководства Российской Федерации, которое в непростых внешних и внутренних условиях продолжает поднимать страну.

Россия — наше Отечество. Россия и Армения — едины. Взаимовлияние двух стран несомненно, а наши взаимоотношения развиваются в духе братства, братского единства. Уникальным символом этого духовного единства и веками скреплённого братства станет храмовый комплекс нашей епархии, который мы строим в Москве, ощущая постоянную заботу и поддержку российского руководства. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководство обновленной Российской Федерации и лично Вас, Владимир Владимирович, за создание условий духовного возрождения страны, успешное развитие деятельности нашей епархии, которая распростёрта от Калининграда до Владивостока. Хочу также выразить сердечную благодарность Его Святейшеству Патриарху Кириллу, чьи усилия во многом способствуют укреплению не только межцерковных, но и гуманитарных отношений между народами и странами. Это очень важно сегодня для всего человечества.

В России самая многочисленная армянская диаспора в мире. Это говорит о том, что армяне Россию воспринимают как родину равнозначную своей исторической родине. Дела российских армян, дела их дедов и предков свидетельствуют о том, что они никогда не были сторонними наблюдателями российской действительности. Вместе со всеми независимо от национальности и конфессиональной принадлежности они как верные сыновья и достойные граждане России плечом к плечу ковали сильную страну и берегли её святыни. Они прекрасно понимали, что в единстве слабые сильнее, а в разобщённости сильные слабее. Отвергая любые проявления эгоизма, когда дело касалось судеб Отечества, они объединили свои усилия, руководствуясь и поныне актуальным и созвучным нашей действительности заветом святых отцов нашей Церкви: единство — в главном, свобода — во второстепенном, и во всём — любовь.

Строя Россию, укрепляя её, они всегда побеждали именно благодаря своему единству. Невозможно говорить о любви к Отечеству и в то же время, продвигая собственные корыстные интересы, разрушать единство и стабильность страны. Есть исторические периоды, когда эгоизм превращается в синоним зла. Любовь к Родине исключает зло. Родина дана Богом, в котором нет зла.

В завершение хочу озвучить ещё одну мудрость, охватывающую в себе все Вами сказанные и предложенные направления воспитания, социальной деятельности. Сказано: «Посеешь случай, пожнёшь привычки. Посеешь привычки, пожнёшь характер. Посеешь характер, пожнёшь судьбу». Я желаю, чтобы случаи, которые станут привычками, характерами, были благословлёнными, достойными нашей Родины. Спасибо Вам.

В.В. Путин: Спасибо большое.

В.Р. Легойда — председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви: Ваше Святейшество! Уважаемый Владимир Владимирович! Прежде всего большое спасибо за формат конкретики, который сегодня предложен. Владимир Владимирович. Вы говорили сегодня о телевидении, и Святейший Патриарх обратил внимание на проект создания общественного телевидения. Совершенно очевидно, что очень многое зависит от того, какова будет концепция этого общественного телевидения. И Русской Православной Церкви, и, уверен, другим присутствующим здесь религиозным традициям есть что предложить и в интеллектуальном плане, и в творческом на профессиональном языке. Очевидно, эта концепция будет создаваться, может быть, уже создается. Как Вы смотрите на то, чтобы наш голос был услышан и мы приняли участие в подготовке? Это не значит, что надо принимать все наши предложения, но чтобы было принято участие, исходя из всего того, что сегодня говорилось о роли религии в России?

В.В. Путин: Исключительно положительно. Я сегодня вам привёл цифры статистики. 70% с лишним граждан вообще выступают за религиозный канал, поэтому участие религиозных организаций, и прежде всего Русской Православной Церкви, в создании общественного телевидения абсолютно востребовано, конечно.

Протоиерей Всеволод Чаплин — протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата: Ваше Святейшество! Достоуважаемый Владимир Владимирович! Сегодня очень повышается взаимосвязанность общественных процессов и религиозной жизни. Есть такой американский социолог, великий, как я считаю, социолог Питер Бергер, уже пожилой человек. Мы с ним много спорили в своё время. Он вплоть до 1990-х годов говорил, что роль религии в обществе стремится к нулю, а потом, будучи достаточно пожилым человеком, пересмотрел свою позицию, что является смелостью для учёного. Взаимосвязь нарастает в разных участках мира — это исламский мир, православный мир, западнохристианский мир. Но влияние религии на общественные процессы может быть и позитивным, и негативным. Мы знаем очень хорошо, как на Северном Кавказе, в целом ряде других регионов России под видом исламского действия появлялись опасные тенденции. Сегодня у нас здесь присутствуют настоящие герои с Северного Кавказа, муфтии традиционного ислама, которые противостоят этим явлениям, влияниям. И некоторые из религиозных деятелей на Северном Кавказе положили свою жизнь за то, чтобы отстоять именно российский ислам, именно традиционный кавказский ислам. Это настоящие герои. Но мы знаем, что и в христианском мире были псевдомиссионеры, которые часто действовали не с самыми лучшими целями. Мы знаем и то, что в последнее время, в последние несколько недель появлялись люди, которые пытались использовать религиозные лозунги для того, чтобы оспорить наше право на государственность, на самостоятельность и на мир.

Я не хочу никого ругать, по должности я должен общаться со всеми политическими кругами и с разными партиями, и с разными людьми, но совершенно очевидно, что были люди, которые использовали религиозную фразеологию и на трибуне, и в Интернете, для того чтобы сказать: Церковь должна быть против власти, она должна быть в оппозиции, она должна всё радикально поменять, — при этом использовались некоторые псевдорелигиозные лозунги. Такого рода тенденции в обществе всегда будут. Против нас работают достаточно серьёзные силы, и недооценивать их решимость действовать против нас нельзя. Конечно, есть определённые сдерживающие механизмы, но их мало. Вот о чём бы мне хотелось сказать. Есть большое количество граждански активных верующих людей, которые нуждаются в поддержке — не политической, не формальной, а такой, которая помогла бы религиозным объединениям в большей степени воспитывать настоящих молодых патриотов, людей, которые способны со своими взглядами участвовать в общественной жизни в самом широком смысле этого слова.

У нас уже есть такой опыт — у нас есть и военно-патриотические, и спортивные организации, есть дискуссионные клубы, есть прекрасные медийные инициативы (один из организаторов этих инициатив здесь сегодня с нами), но это же касается других религиозных общин. Во многих приходах молодёжь занимается спортом — вот в моём приходе, в частности. Всё это очень часто воспринимается чиновниками на местах как нечто несерьёзное, противоестественное, полузаконное и неправильное. Всё это нуждается в поддержке. Сегодня, на Кубани в частности, есть целая система, в которой муниципалитет оказывает поддержку всем этим инициативам верующих людей. Верующие люди сегодня — это не только люди в какой-то специальной одежде, это не только церковная бюрократия — это десятки миллионов мирян, которые живут и действуют в разных областях общественной жизни. Помочь им самыми разными способами, я считаю, можно и нужно. Спасибо большое.

В.В. Путин: Полностью согласен.

Пожалуйста.

И. Бердиев — муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа: Уважаемый Владимир Владимирович! Ваше Святейшество! Услышав всё то, что хотелось сказать, можно было бы и промолчать. Но, коль уж присутствую, может быть, несколько слов...

Со всем тем, что говорил Его Святейшество, я согласен. Почему? Потому что вот это крикливое меньшинство… Наверное, они завтра скажут: «Вот, собрались религиозные деятели, и все как один поддерживают Путина Владимира Владимировича». От того, что кто-то где-то гавкает, караван не должен стоять: он идёт. Мне кажется, правильно отметил Его Святейшество: у нас слишком много внимания начали уделять вот этим личностям. Не надо этого делать! Со своей стороны я бы хотел попросить: надо строго пресекать все те проявления, которые будут… На выборах, мне кажется, очень будет смутное у нас это… Почему? Потому что очень многие люди заинтересованы, чтобы Вы не пришли к власти. Почему они заинтересованы? Особенно за границей, они же не любят Вас. Вы — единственный человек, который Америке сказал и показал своё место. Не надо из себя строить Господа Бога, Вы им сказали. Мы очень обрадовались, Владимир Владимирович. Особенно на Кавказе, наверно, из-за нас сейчас вот эти все крики: «Выборы неправильные». Кавказ показал почти 90%. Этих всех наблюдателей отправьте к нам: мы покажем 100%, потому что там все знают, какую роль Вы сыграли именно в России, в сохранении России, это ж каждый человек знает. Поэтому, говоря о своих проблемах, я не буду их затрагивать. Сейчас нам надо пройти вот этот период выборный, Иншаллах («Если Бог пожелает»), мы его пройдём.

Что касается всех выступлений и того, что раньше сделал Его Святейшество. Он, когда ещё работал при Алексии II, сделал именно ту работу, которая объединила Церкви — и зарубежную, и нашу. И то, что сейчас наши уважаемые братья просят благословения у Патриарха, мне кажется, он их всех объединит.

В.В. Путин: Спасибо вам большое за добрые слова, за поддержку.

Пожалуйста, прошу вас.

Ювеналий — митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии: Ваше Святейшество, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! В минувшее воскресенье по благословению Святейшего Патриарха я совершал Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Мы праздновали День новомучеников и исповедников российских. И об этом хочется сейчас особенно вспомнить: как мы теперь дорожим имеющейся у нас реальной религиозной свободой. За тот период, когда были Вы у власти в разных ипостасях, у нас в Московской области всё, что Вы сейчас сказали, в программе, воплощено уже в жизнь — и в отношении образования, и в отношении работы с военнослужащими, и социальной работы, и с молодёжью. И нам есть, с чем сравнить. Мы до сих пор вот в этих предвыборных больших программах ни разу ничего не услышали от других кандидатов о духовной жизни. Мне это напоминало, что к людям, относятся, извините, я грубо скажу, как к скоту, которому нужно стойло и пища. А вот что касается многочасовой встречи с Вами, то мы услышали только о духовных программах. Мы можем сказать, что минувший период — это путинская эпоха, и мы дорожим ею, и мы не можем её променять ни на какую другую, и поэтому мы молимся и желаем Вам успеха.

В.В. Путин: Спасибо. Пожалуйста.

А.М. Борода — президент централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма Федерации еврейских общин России: Хотел буквально добавить одно слово. Безусловно, поддерживая Вас и Вашу деятельность и оценивая то позитивное, что Вы сделали для страны, для всех конфессий, для всех общин, мы хотели, можно сказать, попросить. Мы очень обеспокоены тем, что под видом развития демократии, под видом свободы достаточно активно поднимают голос разные националистические группы, и они участвуют в митингах. И мы боимся, что они воспользуются какой-то возможностью и будут крепнуть, и они будут источником дальнейших проблем. И очень важно, чтобы правоохранительные органы отделяли то, что там люди хотели сказать, что там кому-то что-то не нравится, и те группы, которые несут радикальные мысли, радикальные идеи и возбуждают толпу. И это носит во многом антигосударственный, антизаконный характер. И очень важно пресекать это на самых начальных этапах. Спасибо.

В.В. Путин: Спасибо большое.

Я думаю, что и правоохранительные органы должны это делать, и организаторы этих мероприятий тоже должны это делать. Они не должны делать таким образом, чтобы всё и всех собирать в одном месте и потом обращаться к правоохранительным органам и селектировать их. Это довольно сложное дело. Но подход, безусловно, государства должен быть именно таким: делать разницу между теми, кто законным образом реализует свои конституционные права, и теми, кто пользуется ситуацией.

То же самое я хотел бы сказать на замечание протоиерея Чаплина по поводу того, что религия может быть использована во вред. Вы же сами потом сказали: под видом. Религиозные ценности нельзя использовать во вред, потому что они настолько моральны и настолько глубинны, что трудно… А вот под видом, искажая их, конечно, можно, и пытаются это делать. Под видом любой конфессии это может быть сделано. И когда-то под видом христианской конфессии происходили, под крышей, то же самое в исламском мире происходит. Мне как-то король Саудовской Аравии сказал: «Больше всего от крайних проявлений страдаем мы, сами мусульмане. Это борьба с экстремизмом у нас продолжается не одно столетие». Прямая речь его.

Но, когда мы собрались… Я хотел бы вернуться к тому, с чего начал. По сути всё, что я говорил, начал с примитивного представления о суверенитете религиозных организаций, об отделении государства от Церкви, я говорил о том, что нам нужно понимать под независимостью Церкви и церковных организаций сотрудничество между государством и религиозными организациями. И по сути дела это просто обращение к вам за помощью. Мы много раз говорили об этом: у нас многоконфессиональное и многонациональное государство. Это отражается и в большом спектре религиозных предпочтений нашего населения. Вы сами избавили меня от того, чтобы какой-то акцент делать в сторону Русской Православной Церкви, потому что я записал прямую речь того, что здесь говорилось другими участниками, не представителями Русской Православной Церкви, и вы говорили и о её ведущей роли, говорили о том, что она является государствообразующей конфессией — так оно и есть. И прежде всего, конечно, я обращаюсь к Святейшему Патриарху, иерархам Русской Православной Церкви: мы должны наладить очень многостороннюю, глубокую, многовекторную и долгосрочную совместную работу. Но я помню, как нас критиковали, когда мы принимали соответствующий закон о традиционных религиях, где у нас обозначены четыре традиционные религии. Я бы не хотел сейчас возвращаться к этому спору и к этой дискуссии, хочу только отметить, что у нас есть полная свобода религиозной деятельности. Это касается и такой государствообразующей религии, как Православие, православное христианство. Это касается ислама, это касается буддизма, это касается иудаизма, эта свобода распространяется на всех. И если где-то и кто-то сталкивается с проявлениями чёрствости, излишнего администрирования или даже мздоимства, то вы, думаю, прекрасно всё понимаете. Это связано не с проблемами в отношении какой-то конкретной религии, а с общими проблемами страны, и наша совместная работа на морально-этическом направлении по поддержке семьи, по поддержке государства нашего, государственности, моральных ценностей этических как раз и нацелена на то, чтобы избавляться от этих проблем общества, потому что так, как я писал в одной из статей — только репрессивными мерами, скажем, избавиться от коррупции невозможно. Для этого нужно воспитание, нужна работа СМИ, нужно внедрение этических норм в сознание каждого нашего гражданина. И тогда наше государство будет действительно сильным, дееспособным, эффективным, такой страной, которой люди будут гордиться и будут всё делать для её укрепления и развития. Спасибо большое.

Святейший Патриарх Кирилл: В заключение нашей встречи я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за эту возможность встретиться с Вами и подчеркнуть ещё раз, что встреча была не парадной, не протокольной, а деловой. Это дало нам возможность обменяться мыслями, почувствовать и осознать очень высокий уровень согласия по основным вопросам развития духовной, нравственной, культурной, образовательной и прочих важнейших жизненных сфер нашего государства. Мы хотели бы пожелать Вам помощи Божией, доброго здоровья, крепости сил и, как в Православной Церкви полагается, многая и благая лета.

В.В. Путин: Благодарю вас. Спасибо вам большое за поддержку.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Митрополит Владимир: «Мигранты, прибывающие в Россию на заработки, непременно должны с уважением относиться к обычаям и традициям русского народа»
05.03.2024
Владивосток. 5 марта 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям.
Предстоящее событие: 2-3 апреля научная конференция «Богословие, Церковь в прошлом и настоящем: актуальные проблемы"
29.02.2024
Цель конференции – обсуждение актуальных проблем в области православного богословия, истории Русской Православной Церкви на  Дальнем Востоке России, православной культуры

Популярное

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края
05.03.2024
Владивосток . 5 марта 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир принял участие в заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края, которое состоялось в малом парламентском зале Правительства Приморского края под ...
Миссионерский отдел храма Успения Божией Матери провёл видеовстречу по сохранению памяти новомучеников
02.03.2024
Владивосток.  27 февраля 2024 года состоялась лекция «Кто ны разлучит от любве Христовы? Новомученики Андрей Зимин и Павел Лазарев» Организовал и провёл видеовстречу миссионерский отдел храма Успения Божией Матери в рамках мер по ...

Наверх