Православие на Дальнем Востоке: публикации

Церковный староста Успенского собора В. О. Жариков

Дата публикации 26.08.2008   Количество просмотров 2814
Горчаков А. А.,
РГИА ДВ

В канун празднования 2000-летия христианства, с новой силой проявляется интерес к истории церкви, ее роли в становлении и укреплении государства. Здесь, на Дальнем Востоке, одним из важнейших факторов успешного освоения и дальнейшего развития региона в конце XIX- начале XX вв. было становление и утверждение православия. Основная забота легла пре¬жде всего на плечи первых миссионеров-проповедников и настоятелей приходов, а так же на всех остальных христиан, кому было не безразлично духовное процветание народа.

Огромное значение в этом процессе отводилось роли личности. В памяти потомков со-хранилось много имен, чьи заслуги перед церковью очевидны. Поэтому исследование биогра¬фий таких личностей - лучший путь к осознанию их поступков.

Одним из людей, преданных православной вере, был Владивостокский купец, церков¬ный староста Успенского собора Василий Онисимович Жариков. Он родился в 1858 г. в много¬детной мещанской семье. Его детство и юность прошли в г. Благовещенске. Получив домашнее образование, Василий самостоятельно изучил корейский и китайский языки. В возрасте 16-ти лет Жариков приехал во Владивосток, где сразу же занялся коммерцией. Работая обычным при¬казчиком, Жариков быстро накопил первоначальный капитал, позволявший открыть свое дело. Сферой его деятельности стали мелко-оптовая торговля, строительные подряды, содержание винно-бакалейного магазина. Но основным занятием, где Жариков добился больших результа¬тов, было строительство. Городские власти высоко ценили услуги Жарикова, заключая кон¬тракты на разные по степени сложности объекты: от выравнивания (нивелирования) улиц, воз¬ведения колодцев, мостов, дамб и подпорных стен до строительства крупных зданий. Самыми значительными при его участии стройками (некоторые дома сохранились до сих пор) явились здания музея ОИАК, городского училища, Пушкинской школы, городской больницы, а так же арестный дом, Покровская церковь и др. Причем некоторые работы (поставка стройматериалов для музея, училища, школы) Василий Онисимович выполнял безвозмездно, чем снискал к себе уважение и признательность горожан.

Став действительным членом ОИАК, попечителем Пушкинской приходской школы в Матросской слободке, В. О. Жариков возложил на себя и более серьезные общественные обя¬занности - член и доверенное лицо Городской управы, гласный Городской думы, торговый де¬путат. За заслуги в общественно-полезной деятельности Жариков не раз удостаивался высочайше утвержденных наград: как торговый депутат с 1878 по 1888 гг. - шейной серебряной ме¬далью «за усердие» на Станиславской ленте; за труды во время холерной эпидемии 1890 г. - той же медалью на Анненской ленте; за участие в почетной охране был пожалован цесаревичем Николаем золотым кольцом с драгоценными камнями; как торговый депутат в 1896 г. - шейной золотой медалью на Станиславской ленте; за труды по всеобщей переписи населения 1897 г. -нагрудной темно-бронзовой медалью на ленте из государственных цветов и т. д.

Велики заслуги Василия Онисимовича и на духовном поприще. Как «человек христиан-ского благочестия и преданный православной церкви» В. О. Жариков в 1899 г. был избран цер¬ковным старостой Владивостокского Успенского кафедрального собора. Утвержденный епар¬хиальным архиереем и приведенный к присяге, Василий Анисимович приступил к службе. В обязанности церковного старосты входило: ведение приходно-расходных книг, поддержание в исправности, обновление и пополнение ризницы и церковной утвари, покупка по указанию причта церковного вина, просфор, свечей, ладан, богослужебных книг, продажа восковых све¬чей, сбор денег в церковный кошелек, прием всякого рода сумм, вкладов и приношений, на¬блюдение за состоянием иконостаса, зданий, оград, могил, памятников и т. д. Со всеми этими многочисленными обязанностями Жариков положительно справлялся, о чем свидетельствовали благодарности и поощрения от Духовной консистории, а также продления сроков службы.

Расторопность и ответственность купца, редкая отзывчивость помогали Жарикову в лю-бой ситуации. В отчете за 1900 г. настоятель собора А. Муравьев писал: «...т. к. существующие колокола малы, то благовест и звон, которыми возвещаются различного рода богослужения, бывают слышны только на весьма незначительном расстоянии и не могут возбуждать того ре¬лигиозного чувства, которое возникает при благозвучном благовесте и звоне, то церковный ста¬роста В. О. Жариков намеревается прибегнуть к подписке и на средства, доставленные ею. а также с присоединением к ним части церковных сумм, выписать из Москвы новые колокола, своим звуком более приличествующие кафедральному собору...». Благодаря усилиям Жарико¬ва, колокола были приобретены в том же году, и собор обзавелся подобающим звоном.

Помимо чисто хозяйственной работы, Жариков был ответственным по сбору средств на постройку нового кафедрального собора, активным членом Камчатского духовного братства, комитета православно-миссионерского общества, отделения епархиального училищного совета. В 1913 г. в качестве церковного старосты Василию Онисимовичу поручили ответственную мис¬сию от имени города присутствовать на торжествах по случаю 300-летия Дома Романовых... В должности старосты Жариков прослужил 15 лет.

Василий Онисимович Жариков прожил большую и содержательную жизнь. Он умер 14 марта 1927 г. в возрасте 68 лет и был похоронен на Эгершельдском кладбище. В честь него бы¬ли названы сквер и одна из улиц города.

Список источников

1. РГИА ДВ. Ф.28, Оп.1, Д.178, ЛЛ.118, 123, 124.

2. Инструкция церковным старостам. СПб., 1890. С.12-14.

3. РГИА ДВ. Ф.244. Оп.1. Д.27, Л.264.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Две памятные даты в истории открытия Владивостокской епархии
18.06.2018
В статье рассматривается вопрос о том, какую историческую дату можно принимать как день рождения Владивостокской епархии.
Православный храм - архитектурный символ России на Дальнем Востоке во второй по­ловине XIX - первой трети XX вв.
14.11.2017
Левошко С. С. Москва, НИИ теории архитектуры и градостроительства Важнейшим символом в архитектуре и градостроительстве последекабристской России, олицетворяющим величайшие духовные ценности XIX века - православие и народность, стал храм. Духовные
Иркутские епархиальные ведомости начала XX века о верованиях корейцев - Костров А.В.
29.02.2016
История Российско-Корейского взаимодействия имеет давнюю историю, которая в сво­ём составе имеет интересное исследовательское измерение.
Корейский архиерей (епископ Никольск-Уссурийский Павел) - Смагин А.Н.
29.02.2016
Изучение истории миссионерской деятельности Русской православной церкви на юге Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX века является актуальной научной задачей...

Популярное

Состоялось торжественное открытие  I  Международной православной выставки «От покаяния к воскресению России» во Владивостоке
03.04.2019
3 апреля в спортивном комплексе «Динамо» состоялось торжественное открытие I  Международной православной выставки-форума «От покаяния к воскресению России», организованной Выставочным обществом «Уральские Выставки» и Владивостокской епархией...
Под председательством главы митрополии прошло расширенное заседание рабочей группы по организации Пасхальных торжеств
05.04.2019
Митрополит Владимир возглавил расширенное заседание рабочей группы по организации Пасхальных торжеств в столице ДФО.
В канун праздника Благовещения митрополит Владимир возглавил всенощное бдение в кафедральном соборе Арсеньева
06.04.2019
Кафедральный собор г. Арсеньева встречает свой престольный праздник, в этом году отмечается 20 лет с момента его основания в 1999 г.

Наверх