Новости епархии 2015

Сказ о том, как протоиерей Вячеслав Брегеда в Самаргу летал да Крест устанавливал (часть 3)

Сказ о том, как протоиерей Вячеслав Брегеда в Самаргу летал да Крест устанавливал (часть 3)
Приморские корейцы, дорога в пропасть и установка Креста
Первая часть рассказа протоиерея Вячеслава Брегеда здесь.
Вторая часть здесь.
Корейцы на приморской земле: история села Адими
Если смотреть по карте Приморья, то можно заметить, что северная ее часть и западная проходят по Сихотэ-Алинскому.
Какие же здесь реки? Это в первую очередь бассейн реки Амур с притоками и те реки, которые впадают непосредственно в Тихий океан. Северная часть Приморья – это только бассейн реки Самарги.

В конце недели меня порадовали, что скоро подъедет Олег Эдуардович Бабицкий – один из ведущих инженеров лесозаготовки. К нам вошел мужчина лет за сорок и предложил поехать на само предприятие, сделать там деревянный Крест и установить его на северной части Приморья вдоль главной дороги, как раз на границе с Хабаровским краем. Я поехал с ним к месту установки Креста. Предприятие, которое принимают лес, по рассказам Олега Эдуардовича, расположено на месте деревни Адими, сейчас это название порта, речки и мыса.

«Один человек спросил у меня разрешения поставить палатку на берегу мыса», – продолжал Олег Эдуардович. Я спросил: «А какова в этом необходимость?», и он ответил: “Я жил и родился в этой деревне, в школу ходил, хочу хоть немного, но побывать на своей исторической родине.” Я разрешил ему остаться. Впоследствии мы не раз с ним встречались, и находили остатки артефактов от прежней жизни: то плуг, то остатки полусгнившей телеги».

Позднее я прочитал в интернете об этой деревне следующее:
«По книге Валентина Пака «Земля вольной надежды» приводятся сведения о корейских селениях, которые сформировались к 1913 году…
Село АДИМИ образовано, по мнению разных исследователей, в 1872 или 1873 году. По-видимому, первые семьи начали обосновываться здесь еще в 1872 году, а большинство переселенцев появилось в 1873 году. Первые 20 лет, т. е. до 1892 года, село было единым и называлось просто Адими, хотя имело большую территорию. Наименование населенного пункта произошло от названия реки Адими, в долине которой поселились корейцы. По мнению Ф.Б. Соловьева, название реки имеет аборигенное тунгусо-маньчжурское происхождение.
В 1872 году река Адими была переименована в реку Пойма.

Одно из первых обследований села было произведено в 1878 году чиновником для дипломатической переписки при генерал-губернаторе Восточной Сибири В. Висленевым. У него было предписание: определить удобства местности, где поселились иммигранты, и налаженность их хозяйственного быта; установить обеспеченность переселенцев всем необходимым и наличие школ.

Результаты этого обследования, по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Ч. Анучина, были опубликованы в «Сборнике главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью» в 1884 году, в г. Иркутске. Одно из достоинств этой работы – поименные списки первопоселенцев. По данным В. Висленева, «Корейское селение Адими расположено на реке того же названия; нижняя фанза села отстоит от впадения (устья) р. Адими в Амурский залив на 7.5 верст, верхняя фанза отстоит от нижней на расстоянии 5 верст, вверх по течению р. Адими; остальные фанзы расположены между ними».

По данным В. Висленева, в 1878 году в селении Адими было 46 фанз (домов), число жителей составляло 176 чел., в том числе мужчин 96 чел., женщин 80 чел., крещеных по православному обряду 29 чел.

Со временем селение значительно увеличивалось как по площади, так и по населению. Так, в архивном документе, где приводятся сведения о числе крестьянских дворов в Посьетском участке в 1890 году, в Адими значится 215 дворов.

По-видимому, расширение селения потребовало разделение его на 2 самостоятельных поселка: с 1892 года во всех документах и на официальных картах появились Верхняя и Нижняя Адими. Одно из первых описаний двух поселков Адими сделал Н.А. Насекин в 1895 году: «Деревня Адими состоит из двух групп: Верхней и Нижней<…>. Нижняя Адими начинается от устья р. Адими и тянется на 4 версты вверх по течению; в ней находятся часовня, школа и пост из 12 человек солдат с унтер-офицером от 10-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона<…> Расстояние от последних фанз Нижней Адими до первых Верхней 1.5 версты, а затем по левому берегу р. Адими на 2 версты тянутся фанзы Верхней Адими. Протяжение всего села с отдельными фанзами достигает до 10 верст, длина же всей долины реки 12 верст».

К 1912 году Верхняя и Нижняя Адими стали крупными корейскими селениями, по данным А. Меньщикова, в них проживало, соответственно, 318 и 395 чел. В верхней Адими с 1901 года действовала церковно-приходская школа, построенная и содержащаяся на средства сельского общества, в 1912 году в ней обучались 22 мальчика, преподавателем и законоучителем был в начале Иоанн Ни, затем заведующим и законоучителем стал иеромонах Феодосий, учителями – Василий Лян и М. Сергиенко.

В Нижней Адими находились: церковно-приходская (министерская) школа, церковь, волостное правление и фельдшерский пункт. Нижнеадиминская церковь была построена в 1900 году на средства местных крестьян-корейцев в память принятия их в русское подданство. Храм каменный, вместительный и благолепный, был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и Святой мученицы Царицы Александры.

Школа в Нижней Адими в разные годы была министерской и церковно-приходской. Об истории школы был опубликован в 1910 году очерк миссионера-священника Анания Артошенко во «Владивостокских епархиальных ведомостях».

В этой публикации представлены интересные и важные сведения о причинах появления школы и заинтересованности корейцев в ее развитии. «Корейцы, переселивщиеся на русскую территорию в начале 1870-х годов и желавшие закрепиться на ней навсегда, в первое же время, при отношениях с русскими, почувствовали необходимость в изучении русской разговорной речи и грамоты.

Сознавая, что знание русского языка и грамоты можно получить только в школе, корейцы стали заводить у себя русские школы, в числе коих является и Адиминская, открытая в 1890 году. Сначала эта школа была частного характера, и помещалась в простой корейской фанзе, весьма неудобной для занятий, учебников и учебных пособий не было, а учителями состояли корейцы, сами не вполне достаточно знавшие русскую грамоту, с трудом говорившие по-русски и совсем неподготовленные к учительской деятельности, поэтому и обучение в школе велось плохо.

В 1893 году на общественные средства было построено для этой школы новое, более удобное здание и нанят русский учитель Иван Иванович Низковских, окончивший Омскую учительскую семинарию. Этот учитель, прослужив в Адиминской школе шесть лет, много потрудился над ее благоустройством».

Построенное здание школы было одноэтажным, деревянным, на каменном фундаменте с крышей, покрытой железом. В школе было 5 помещений: класс, учительская, кухня, коридор, прихожая. Обучение в школе велось по программе Министерства народного просвещения, экзамены дети сдавали при Владивостокской гимназии. Ежегодное количество учеников в школе: 30-40 мальчиков и около 10 девочек.

В 1897 году здание школы было расширено, она стала двухклассной, с разделением учащихся на 4 группы. В одном классе со 2-й, 3-й и 4-й группами занимался дипломированный учитель, в другой с 1-й группой вел занятия выпускник школы, который готовился стать учителем школы грамоты.

В 1900 году Адиминская сельская школа была передана в ведение Владивостокского епархиального училищного совета, т.е она стала церковно-приходской. Этому событию предшествовало решение крестьян Адиминской волости, оформленное в виде «Приговора Адиминского волосного схода № 9 от 30 апреля 1900 г.».

В нем изложена мотивировка передачи школ Духовному ведомству:
«Наблюдая, что за время нахождения школ в ведении Министерства народного просвещения школы оставались без должного ближайшего надзора и были предоставлены произволу учителей, которые безконтрольны в своих действиях по школе и считают ближайшие волостные и сельские власти настолько некомпетентными, что не допускают их вмешательство в хозяйственный распорядок школ, считаем для себя чуть ли не личным оскорблением позволять поступки весьма нежелательные и вредные для наблюдательных юных умов и сердец наших детей.

С другой стороны, надеясь на полнейшую подчиненность и контроль при заведывании школами Духовного ведомства не только в части учебной, но и в наблюдении за нравственной жизнью учителей школ церковно-приходских, вполне сочувствуя таким приемам и духовно желая расширения не только образования, но и воспитания наших детей в духе церкви Христовой и для большого успеха и укрепления в нашем народе православной веры, признавая нужным и воспитание наших дочерей как будущих матерей семейств, единодушно признали необходимым передать все школы, ныне существующие и впредь имеющие быть открытыми в районе нашей волости, в ведение Владивостокского епархиального училищного совета».

С 1900 года Адиминская министерская школа стала церковно-приходской. В этом же году из Янчихинской волости была выделена самостоятельная Адиминская волость, и был учрежден Адиминский миссионерский стан с резиденцией миссионера в деревне Нижняя Адими все это способствовало росту селения и духовно-культурному развитию корейских переселенцев. В 1906 году, по инициативе Адиминского волостного старшины П.Н. Югая, было принято решение построить новое, более удобное и просторное здание школы. При этом П.Н. Югай предложил в новом здании, кроме обязательных двух классов, открыть еще и третий класс ручного труда для обучения сапожному, кузнечному, слесарному, столярному, переплетному и другим ремеслам. Кроме того, было предложено открыть при школе бухгалтерские курсы.

Новая школа была построена в 1908 году. Это было двухэтажное деревянное здание с каменным фундаментом и цоколем, размером 25х17х10 метров, с красивым балконом. В школе размещались: 4 просторных класса, 2 коридора, 2 трехкомнатные квартиры для учителей, библиотека, 4 кладовых комнаты. Школа отапливалась 17 печами (2 русскими, 15 голландскими). В новой школе обучались ежегодно 70?90 детей. Поступали в школу ученики в возрасте от 8 до 12 лет, а заканчивали ее 16 и 20-летними.

При школе работали 2 библиотеки: окружная учительская (716 книг) и местная ученическая (256 книг). Кроме того, при школе имелись наглядные пособия: физический кабинет, картины животных и растений, 20 карт по физической географии, 6 анатомических таблиц Фишера, карты всех частей света и полушарий, глобус и лунник, волшебный фонарь (куплен жертвователем за 165 руб.), кинематограф (приобретен Адиминским волостным правлением за 170 руб) и 13 геометрических фигур.

За время существования школы, с 1890 по 1909 год, ее окончили 142 ученика. Многие бывшие школьники нашли применение своим знаниям и навыкам. Молодые люди, из числа окончивших одноклассную школу, служили приказчиками в магазинах, писарями в сельских и волостных правлениях, а некоторые работали учителями школ грамоты. Один мальчик после окончания школы поступил в Благо-вещенскую духовную семинарию, а затем закончил Казанский университет (юридический факультет).

Среди окончивших двухклассную Адиминскую школу 5 юношей поступили в Казанскую учительскую семинарию и после ее окончания, учительствовали в местных церковно-приходских школах. Один выпускник Адиминской школы окончил курс Омской фельдшерской школы и работал фельдшером при Адиминской лаборатории. Несколько выпускников школы, успешно выдержав экзамены на звание учителя, работали преподавателями в местных церковно-приходских школах.

Верхняя и Нижняя Адими перестали существовать в 1937 году в связи с депортацией корейцев.
На месте бывшей корейской деревни Верхняя Адими сейчас находится небольшой поселок Пойма. На месте бывшей Нижней Адими – поселок Ромашка».

Теперь на месте села большой порт по приему древесины. Здесь имеются и ремонтные мастерские для обслуживающей техники.

Главная кормилица села

«Дорога, по которой мы едем, – говорит Олег Эдуардович, – это наша кормилица». Мы проектировали её целых 2 года! Её длина – 220 километров». Вначале эта дорога идёт по хребту, разграничившему Приморье и Хабаровский край.

Дорога серпантином уходила вверх, на одном их крутых поворотов Олег Эдуардович предложил выйти из машины и осмотреться. Я достал фотоаппарат и стал щелкать величественные виды приморской тайги.

– Вот посмотрите отец Вячеслав, – продолжал Олег Эдуардович, – японцы, когда уходили из этого места, они подожгли тайгу. Большая часть кедра сгорела, сейчас на этом месте растет ель, сосна, лиственные породы, кедра мало. Молодому лесу около пятидесяти лет, я здесь иногда собираю морошку. Пройдемте, я вам покажу, где она растет».

Меня обдувал ветер и жгло солнце, хотя у моря, откуда мы выехали и проехали потом около сорока километров, шел дождь, и было очень сыро. Туманы задерживаются в сопках, здесь уже другой климат. Дорога очень утомительная для водителей: были случаи, когда они засыпали и машина, до отказа груженная лесом, скатывалась в пропасть. Давайте на возвышенности поставим большой Крест и водители, увидев его издалека, будут более внимательны!” Перед нами как раз, дымя глубокой пылью, мчался пустой лесовоз и шел на большой скорости вверх.

Место, где Олег Эдуардович предложил поставить, второй Крест мне очень понравилось и мы поехали обратно к морю.

Установка второго Креста

На следующий день мы договаривались установить сам Крест. В девять часов утра мы должны были приехать на предприятие. Олег Игоревич дал свою машину в пользование. Ребятишек я поднял сравнительно рано, в семь утра, пока поднялись и умылись, я сварил манную кашицу, и мы позавтракали. Ехали по туману, нас поджидали, но всё необходимое еще не было приготовлено. Надо набрать бочку воды, цемента, доски для стяжек, песок смешанный с щебнем и только в одиннадцать дня выехали к назначенному месту.

В гористой местности мы ехали через облака, а здесь туман еще усилился, дорога была скользкой, машину иногда заносило. Нам навстречу шли груженные до отказа лесовозы, везущие по шестьдесят тонн леса (всего их в организации около 40).

На одном из поворотов мы остановились, я спросил водителя вахтовозки:

– Как вы здесь ездите, такой сплошной туман?

– Это еще ничего… вот в зимнее время, когда метет и ничего в метре не видно, приходиться выходить из кабины, оглядываться, чтобы не скатиться в пропасть. Протопчешь тропу и едешь несколько метров и потом опять также.

В это время подъехал лесовоз и водитель открыл стеклышко кабины и говорит: “Вы что, встали?”
– Да, вот едем Крест ставить, – сказал один из нашей группы.
Водитель лесовоза, около 60 лет от роду, ответил: “Да, тут нас крепко заносит! Может жертв поменьше будет».
– Вы старайтесь хоть меньше материться, – сказал я водителю. Тот посмотрел на меня и ухмыльнулся:

– Да, тут у меня аккумулятор сел, не заряжается…Ехать еще 30 километров, вот фары включил, и скоро совсем выключатся…Как дотащу груз, не знаю. Он, конечно, хотел выругаться своими нецензурными словами, но немного сдержался, посмотрел в нашу сторону. Усилил обороты двигателя, и машина весом в вагон пошатнулась, тронулась и рыча двигателем, поехала в сторону моря.

Мы подъехали к Кипрейной сопке. Если вчера я любовался горными пейзажами, то теперь все было в тумане, и моросил дождичек. Машины оставили на площадке, и сами стали заниматься разгрузкой Креста и всех необходимых материалов.

Белая машина со 9-метровой стрелой выгрузила Крест на саму сопку. Трудно было в скальном грунте делать яму для Креста: ломами отколачивали камни, и за час вырыли яму размером 90 на 90 на 90. Стали затаскивать сам Крест, карабкаясь в гору, так метр за метром продвинулись. С молитвой: “Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое Воскресение Твое славим!” стали подымать сам Крест.

Строители все продумали заранее и подготовили доски сороковку для растяжек. По отвесу все выставили, и теперь грандиозный 5-метровый Крест возвышается на скале. Я стал служить молебен на сооружение нового Креста.

Три часа ушло на всю работу по установке Креста, и затем я с ребятишками направился к дому в Самаргу. В половине пятого дня мы подъехали к дому, Олег Игоревич нас поджидал. Затопили баньку, пообедав, мы вымылись и еще в протопленном доме отдыхали. Я позвонил Владыке Гурию, и решил доложить о том, что мы сделали. Владыка одобрил наши дела и сказал, чтобы как-то я проторил дорогу к старообрядцам. Я не знаю, чем закончиться мое хождение в их сторону. Живут обособленно, но есть желание попасть к ним на службу.

Продолжение следует…

Протоиерей Вячеслав Брегеда
https://www.facebook.com

Фотогалерея

Теги:
Арсеньевская епархия


Читать все


Новости по теме

Приглашаем всех поддержать наших защитников – воинов СВО (+ Фото)
21.03.2024
Арсеньевская епархия совместно с волонтерским движением «Под Покровом и Молитвою» организует к празднику Светлого Христова Воскресения благотворительную акцию «Пасхальная открытка для солдата».Все желающие могут создать СВОИМИ РУКАМИ открытки, которые...
Покаянный канон преп. Андрея Критского в храмах епархии (+ Фото + Видео)
21.03.2024
Первая седмица Великого поста особенно строгая: совершаются продолжительные службы и телесный труд более строг (аскетичен), чем в последующие дни поста. В первые четыре дня на великом повечерии читается по частям покаянный канон преподобного Андрея...
Владыка Гурий принял участие в встрече хоккеистов команды «Восток» – серебряных призеров финала Высшей лиги Всероссийских соревнований по хоккею с мячом в г. Иркутске (+ Фото + Видео)
21.03.2024
21 марта арсеньевцы встречали хоккеистов команды «Восток» – серебряных призеров финала Высшей лиги Всероссийских соревнований по хоккею с мячом в г. Иркутске.Арсеньевский «Восток» впервые за свою 70-летнюю историю сражался за золотые награды!Команда без...
Киноурок «Сыны полков» прошел в Духовно-просветительском центре для юнармейцев школ города
20.03.2024
Юнармейцы МОБУ «СОШ №5» и «ООШ №6» побывали в Духовно-просветительском центре г. Арсеньева.Ребята посмотрели документальный фильм «Сыны полков». Это фильм о юных воинах, участниках Великой Отечественной, о сынах полков. С одной стороны, воюющие дети –...
Представители движения «Под Покровом и Молитвою» Арсеньевской епархии приняли участие в торжественном награждении волонтёров Приморья (+ Фото)
20.03.2024
20 марта в Штабе общественной поддержки г. Владивостока состоялась встреча Добровольческого Приморского движения помощи Российским военным в зоне СВО «Я ПАТРИОТ».Председатель КСМ Приморского регионального отделения Майорова Е.М. организовала...

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Межведомственная комиссия решила открыть в Духовном училище Центр подготовки приходских специалистов
30.12.2015
Владивосток. На базе Владивостокского духовного училища в 2016 году будет открыт Центр подготовки приходских  специалистов. Это решение было принято 17 декабря 2015 года на 16-м заседании Межведомственной комиссии при Учебном комитете
Накануне Нового года жители села Амгу приняли Святое Крещение
29.12.2015
Арсеньев - Амгу. Как сообщила пресс-служба Арсеньевской епархии , накануне Нового года жители таёжной глубинки приняли Святое Крещение. Событие стало возможным благодаря миссионерской поездке, которую возглавил епископ Арсеньевский и Дальнегорский

Популярное

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края
05.03.2024
Владивосток . 5 марта 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир принял участие в заседании Совета по межнациональным отношениям Приморского края, которое состоялось в малом парламентском зале Правительства Приморского края под ...
Миссионерский отдел храма Успения Божией Матери провёл видеовстречу по сохранению памяти новомучеников
02.03.2024
Владивосток.  27 февраля 2024 года состоялась лекция «Кто ны разлучит от любве Христовы? Новомученики Андрей Зимин и Павел Лазарев» Организовал и провёл видеовстречу миссионерский отдел храма Успения Божией Матери в рамках мер по ...

Наверх