Новости епархии

Язычники Украины. Как они воспользовались расколом православия

Дата публикации 25.02.2019   Количество просмотров 526
Язычники Украины. Как они воспользовались расколом православия

Знаком * отмечены организации, деятельность которых запрещена на территории РФ

Создание автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ), за которой 31 января своим решением Министерство юстиции Украины официально закрепило и название Украинской православной церкви (УПЦ), повлекло предположения о том, что ситуацией воспользуются в своих интересах греко-католики и неоязычники.

Первое предположение («обратят ли православных Украины в унию») я ранее постарался подробно разобрать, но остается второе — «вернется ли Перунна холмы киевские».

Статистика украинского неоязычества

Прежде всего вспомним: что представляют из себя неоязычники (сами они предпочитают называть себя родноверами) на Украине? В опросы о религиозной принадлежности, которые проводит уже два десятилетия Центр Разумкова, включается и пункт «язычество», и с 2000 года почти всегда доля причисливших себя к язычникам составляла 0,0%, лишь трижды (в 2000-м, 2013-м и 2018-м) поднимаясь до 0,1%. Учитывая, что население Украины по официальным оценкам составляло от 49,1 млн чел. в 2000 году до 42,2 млн в 2018-м, логично предположить, что число неоязычников лежит в пределах примерно 40 тыс. чел., причем, скорее всего, оно заметно ниже, так как регулярно выпадает в опросе ниже 0,1%.

Действительно, по оценке, сделанной 7 июля 2013 года в газете «Сегодня» секретарем отделения религиоведения Института философии Национальной академии наук Украины Дмитрием Базиком, приблизительная численность родноверов составляла на тот момент по всей стране около 5—10 тыс. чел. Ранее, 14 февраля 2008 года, газета «Дело» оценивала численность адептов старейшей религиозной организации язычников "Родная украинская национальная вера" (РУН-вера) «до пятисот человек», а перехватившего к тому времени у нее лидерство неоязыческого объединения "Родовой огонь Родной православной веры" — «до полутора тысяч прихожан». Что же касается Объединения родноверов Украины (ОРУ), по данным «Дела», на начало 2008 года «численность членов этой организации достигает тысячи человек». Итого до 2,5 тыс. чел., и стоит учесть, что многие родноверческие общины Украины являются независимыми, а основная часть адептов современного неоязычества вообще не состоит ни в одной из общин.

По официальным данным Министерства культуры Украины, на 1 января 2018 года из 32 506 действующих зарегистрированных религиозных организаций 136 (0,42%) относились к новым религиозным организациям языческого направления (да, их свободно регистрируют в Незалежной). Из них 74 относились к РУН-вере, 22 — к "Родовому огню Родной православной веры" (с этой цифрой примерно совпадают и данные об общинах, размещенные на сайте этого религиозного объединения), 6 — к Церкви украинских язычников, 5 — к ОРУ, 33 — к прочим.

«Арийцы» и инглинги

Неоязычество на Украине, как и в России, раздроблено не только организационно, но и идеологически. Большинство родноверов интересуются воссозданием древнего культа славянских богов, предшествующего принятию христианства. Правда, у каждого получается своя версия неоязычества. Например, у "Родового огня Родной православной веры" она с сильным уклоном в развитие экстрасенсорных способностей, напоминает индийский ведизм (с которым многие родноверы прямо и сравнивают свою религию).

В то же время РУН-вера, созданная в 1964 году в Чикаго Львом Силенко, в отличие от древнего язычества является монотеистической религией, ее единственный бог — Дажьбог (не бывший у славян до принятия христианства даже верховным божеством), объявленный прародителем арийцев (белой расы). «Дажьбожьими пророками» считаются сам Силенко, а также Тарас Шевченко, Леся Украинка и Иван Франко. Среди главных праздников РУН-веры — Рождество Света Дажьбожьего и Великдень (так на Украине называется Пасха), Водосвятие (или Водоосвящение) и Вербное воскресенье, в ее богослужебных текстах фигурирует Святой дух,  священнослужители надевают во время обрядов аналоги омофора (широкой ленты с изображениями крестов, используемой во время богослужения христианским духовенством), в ее храмах есть изображения Бога и пророков, сильно напоминающие христианские иконы, и т.д.

При этом христианство в разных его версиях — от православия до католичества — Силенко считал врагом Украины, раздробившим («распявшим») ее. По сути, это попытка создания «украинской национальной религии» (собственно, она так официально и позиционируется), символ которой — украинский трезубец, среди священных предметов — государственный флаг, в его же цветах  аналог христианских омофоров, на который также наносятся изображения красно-черных флагов ОУН-УПА* (деятельность организации запрещена на территории РФ), скопированной с христианства арианской версии и расистского толка.

Большое количество общин РУН-веры объясняется прежде всего тем, что на старте она имела наилучшие условия — к моменту распада СССР у нее уже имелись организационная структура, проработанное учение, литература (которую можно было завезти из-за рубежа или напечатать на Украине), финансирование со стороны американской диаспоры и т.д. Все это прочим неоязыческим объединениям лишь предстояло создать, а первая община РУН-веры была зарегистрирована на Украине уже в 1991 году. Тем не менее, возникшее в 2004 году неоязыческое объединение "Родовой огонь Родной православной веры" уже спустя несколько лет вытеснило РУН-веру с лидирующих позиций.

Впрочем, это не мешает православным журналистам до сих пор, когда речь заходит о неоязычестве на Украине, описывать исключительно РУН-веру, представляющую в лучшем случае 10% украинских родноверов и давно уже утерявшую даже моральное лидерство в этой среде. Делается это по той же логике, по какой Ходжа Насреддин искал очки не там, где потерял, а там, где светлее — потому что эта религиозная организация слишком экзотична, лучше описана ранее исследователями, ее литература шире представлена онлайн и т.д.

Также на Украине представлена Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов, созданная в 1992 году в Омске Александром Хиневичем. Хиневич, до этого издававший журнал об НЛО и паранормальных способностях, также использовал элементы древнего язычества для создания собственной религии, в которой Перун и славяно-арии прилетают на Землю с созвездия Большой Медведицы в космолетах, используют ядерное оружие в войне с Империей Великого дракона (Китаем) в VI тыс. до н.э. и т.д. В «Славяно-арийских Ведах», составленных Хиневичем, пропагандировался и расизм: «Не берите жен с черной кожею, ибо оскверните дом и свой род загубите». Неудивительно, что в 1990-е годы построенное Хиневичем в Омске «капище Перуна» пользовалось большой популярностью у членов местного отделения Русского национального единства (РНЕ), а вслед за запретом последнего Министерство юстиции Российской Федерации добилось в 2004 году через суд запрета и общины Хиневича, а в 2015-м — и его «Славяно-арийских Вед».

Крупные объединения российских родноверов отказывают инглингам в праве считаться их единоверцами, так что их положение среди неоязычников напоминает положение мормонов среди протестантов США. Тем не менее, экзотическое учение, включающее в себя и свою космогонию, и воинственный дух (используют огромные деревянные подобия мечей), и свастику, и практические рекомендации по расовой сегрегации, пользуется популярностью как среди неоязычников в нашей стране, так и за ее пределами — например, инглинги не первый год активно действуют в Одессе.

Родноверы по разные стороны Майдана и АТО

Еще один принципиальный момент, разделивший родноверов Незалежной, — отношение к украинскому национализму. Возникшее в 1993 году ОРУ во главе с волхвиней Зореславой (Галиной Лозко) было довольно тесно связано с националистическими партиями и группами. Так, в 2011 году отделения партии «Свобода» в Киевской области организовывали лекции Лозко, в свою очередь, источник газеты «Дело» в 2008 году сообщал, что ОРУ поставляет активистов на акции Тягнибока. Кроме того, часть активистов действовавшего при ОРУ братства «Сварга» одновременно участвовала в акциях Конгресса украинских националистов, а в побоище, произошедшем 19 августа 2007 году у руин Десятинной церкви между проводившими там обряды членами ОРУ и прихожанами православного храма, приняли участие видные киевские и одесские наци-скинхеды.

В то же время "Родовой огонь Родной православной веры" стоял на панславистских позициях, открывая свои общины в России и Белоруссии, за что его сильно не жаловали националисты. Известна такая история — 20 июля 2009 года верховный волхв Владимир Куровский во главе своего «Перунова полка» открыл идол Перуна на горе Богит (Тернопольская область), а уже 3 августа 2009 года идол был снесен бойцами «Тризуба имени Степана Бандеры»* (деятельность организации запрещена на территории РФ) под руководством греко-католических священников, несколько волхвов были зверски избиты и попали в больницы. Интересно, что один из пострадавших, волхв Богумир (Роман Николаев), возглавлявший общину в Хмельницком, в 2016 году заявил об уходе от Куровского в связи с «отсутствием чётких проукраинских государственных позиций» (читай — поддержки Майдана и АТО) у верховного волхва, после чего, заняв пост директора городского департамента образования, добился запрета на преподавание русского языка в местных школах.

В ходе Майдана Славянское духовное движение «Великий огонь», действующее с 1990 года в Житомире во главе с Князем Огином (Геннадием Боценюком) и имеющее ряд общин по всей стране, открыто опекало отряды «Белый молот» и «Викинги», действовавшие в составе «Правого сектора»* (деятельность организации запрещена на территории РФ), а летом 2014 года составившие отдельный взвод «Белый молот» в составе добровольческого батальона «Айдар». В свою очередь, батальон (ныне полк) «Азов» пользовалсядуховной, финансовой и иной поддержкой запорожской общины «Русское православное коло» (отделившейся в 2000 году от РУН-веры), николаевской общины «Белый хорт» и киевской общины «Перунова рать». Глава последней Ярослав Бабич стал одним из создателей батальона и возглавил его учебно-мобилизационный центр, а в 2015 году занял пост заместителя начальника штаба Гражданского корпуса «Азов».

Можно упомянуть, что похороны Бабича прошли 9 сентября 2015 года на Байковом кладбище в Киеве по языческому обряду под руководством волхвов, а в следующем году Боценюк руководил обрядом на похоронах активиста «Белого молота» Макара Колесникова.

Лидер запорожской общины «Русское православное коло» Святовит (в 1990-е годы он официально сменил паспортное имя Виктор) Пашник упоминался как глава Гражданского корпуса «Азов» в Запорожье. Флаги Гражданского корпуса «Азов», а затем и партии «Национальный корпус» регулярно присутствовали и на проводимых Пашником обрядах на острове Хортица. В Киеве активисты Гражданского корпуса «Азов» и «Национального корпуса» под руководством Сергея Филимонова (в соцсетях этот ультраправый футбольный фанат «Динамо» зарегистрирован как "Сын Перуна") уже не первый год проводят уборку капища Перуна на Лысой горе от мусора.

Хорошо известна история и об идоле Перуна, установленном в июне 2016 года на базе «Азова» под Мариуполем, вокруг которого бойцы полка проводят свои обряды, а также о том, что в танковой роте «Холодный Яр» полка устроен бывший верховный жрец Земли Северокавказской Союза славянских общин Славянской родной веры Яромир (Сергей Букреев), бежавший в 2015 году из России на Украину.

При этом, например, в Антимайдане в Днепропетровске участвовали активисты местных «Молодых регионов», судя по фотографиям в соцсетях, близкие к неоязычеству. В Крыму ряд неоязыческих групп и казачьих объединений поддержали «русскую весну». Наконец, самый крупный пример — в Петровском районе Донецка местная община родноверов «Коло Дерево Рода» во главе со своим волхвом Варганом (Олегом Орчиковым) еще в конце февраля 2014 года организовала отряд народного ополчения «Сварга», выросший затем в ходе войны в достаточно многочисленный батальон «Сварожичи», комбат которого постоянно носил повязку жреца со свастическим узором. Журналистка The New Times описала  27 сентября 2014 года этот батальон с молениями бойцов в камуфляже и с автоматами у идолов, рассказами о «превосходстве славянской расы» и о том, что их противники с другой линии фронта «еще не достигли уровня людей» (впрочем, и ультраправые бойцы «Азова» именовали жителей Донбасса не иначе как «низшими формами жизни»).

После того как «Сварожичи» влились в «Оплот» и стали его 4-м батальоном, по-прежнему стоявшим в Петровском районе, в ноябре 2014-го верхушка части во главе с Орчиковым была отправлена за решетку в связи с учиненной в тылу стрельбой, а батальон был постепенно интегрирован в армию ДНР. Вскоре были выдавлены на родину и родноверы-добровольцы из России, воевавшие в ЛНР в составе батальона «Призрак» и группы быстрого реагирования «Бэтмен».

В целом же, на мой взгляд, расцвет неоязыческого движения на Украине пришелся на нулевые годы, когда страна переживала бурный экономический рост и люди имели время и силы не только на борьбу за выживание, но и на духовные поиски. Сейчас же Украина в тяжелой экономической ситуации, к тому же целый ряд общин родноверов оказался за пределами страны или под ударом вследствие своей пророссийской позиции.

Приведут ли государственные гонения на Украинскую православную церковьк усилению родноверов? С одной стороны, их связанная с правыми радикалами часть, скорее всего, примет участие в давлении на православных, как это уже было в 2016 году, с другой — все плоды от этого достанутся ПЦУ. Для родноверов как раз было бы выгоднее, чтобы люди выбирали между «московской» Церковью и «украинским» неоязычеством — такой выбор и привел многих в нулевые годы к поклонению древним богам. Демонстрирующая же приверженность незалежности, национализму и АТО, имеющая связи с крупными правыми организациями ПЦУ гораздо привлекательнее для украинского обывателя, нежели экзотические обряды в вышитых рубахах среди идолов.

* Деятельность организаций запрещена на территории РФ

Автор: Владислав Мальцев

Источник: http://iriney.ru/okkultnyie/neoyazyichniki/novosti-o-neoyazyichnikax/yazyichniki-ukrainyi.-kak-oni-vospolzovalis-raskolom-pravoslaviya.html

Теги:
Миссионерское служение


Читать все


Новости по теме

Катехизаторы-миссионеры встретились за
17.04.2019
В повестке "круглого стола" были вопросы подготовки к празднованию Пасхи и участию катехизаторов в проведении Пасхальных миссионерских акций.
Епископ Иннокентий провел совещание с миссионерами I благочиния
09.04.2019
На Пасху и всю Светлую седмицу на приходах будут предлагаться миссионерские буклеты, рассказывающие о Воскресении Христовом.
Православная выставка-ярмарка послужила площадкой для разнообразных выставок и интерактивных программ
08.04.2019
Владивосток . В I Международной православной выставке-ярмарке «От покаяния к воскресению России», прошедшей 3-8 апреля 2019 года в спорткомплексе «Динамо», принял участие приход храма Покрова Пресвятой Богородицы города
Епископ Иннокентий совершил молебен и объявил о закрытии православной выставки
08.04.2019
8 апреля по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Владимира епископ Уссурийский Иннокентий совершил молебен на закрытие православной выставки «От покаяния к воскресению России», проходящей с 3 по 8 апреля в СК «Динамо»
К дню исторических мест прошла лекция о памятниках Владивостока
05.04.2019
Интерактивную лекцию прочитала в конференц-зале Центра подготовки церковных специалистов Людмила Волкова, член Приморского отделения «Русского географического общества»
Пресс-конференции предварили начало работы православной выставки
02.04.2019
В Епархиальном управлении прошел брифинг с участием епископа Уссурийского Иннокентия и директора «Уральских выставок» А.Ю. Шварнёва.

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Беседа с военнослужащими срочной службы в войсковой части на о. Русском
23.04.2019
Владивосток . Настоятель Свято-Серафимовского мужского монастыря игумен Климент (Кривоносов) провёл беседу с военнослужащими срочной службы в одной из войсковых частей острова Русский. Просьба о проведении мероприятия поступила от командования
Душеспасительные беседы в исправительной колонии №41
23.04.2019
Уссурийск . Клирик храма святого преподобного Серафима Саровского иерей Владимир Яковченко посетил ИК-41.  Вовремя духовной беседы присутствовали 20 человек, из которых исповедались 10, и причастились пятеро. Тема беседы была актуальна, в том
Радость праздника Входа Господня в Иерусалим для маленьких
22.04.2019
Владивосток . В преддверие праздника Входа Господня в Иерусалим активисты Молодежного отдела епархии посетили малышей из подшефного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус надежды». Ребята из молодежного отдела,
Глава митрополии совершил Божественную литургию в день празднования Входа Господня в Иерусалим
21.04.2019
Владивосток. 21 апреля 2019 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир возглавил служение Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе.

Популярное

Состоялось торжественное открытие  I  Международной православной выставки «От покаяния к воскресению России» во Владивостоке
03.04.2019
3 апреля в спортивном комплексе «Динамо» состоялось торжественное открытие I  Международной православной выставки-форума «От покаяния к воскресению России», организованной Выставочным обществом «Уральские Выставки» и Владивостокской епархией...
Под председательством главы митрополии прошло расширенное заседание рабочей группы по организации Пасхальных торжеств
05.04.2019
Митрополит Владимир возглавил расширенное заседание рабочей группы по организации Пасхальных торжеств в столице ДФО.
Глава Приморской митрополии поздравил настоятельницу Марфо-Мариинского женского монастыря
02.04.2019
2 апреля митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил благодарственный молебен в храме святого Евсевия Самосатского Марфо-Мариинского женского монастыря по случаю 80-летия настоятельницы обители игумении Марии...

Наверх