Новости епархии

В неделю 2-ю Великого Поста, памяти святителя Григория Паламы, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную Литургию свт. Василия Великого в Казанском Кафедральном соборе г. Находка

В неделю 2-ю Великого Поста, памяти святителя Григория Паламы, епископа Фесалоникийского, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Казанском Кафедральном соборе г. Находка.

Его Преосвященству сослужили: иерей Георгий Москаленко; иерей Андрей Калнин; иерей Виталий Шаркеев; иерей Андрей Попов.

По заамвонной молитве епископ Николай обратился к прихожанам храма с воскресной проповедью, в которой объяснил духовный смысл Евангелия прочитанного за богослужением и напомнил житие и подвиг святителя Григория Паламы.

*****

 

 

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328-1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1304-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

 

Фотогалерея

Теги:
Находкинская епархия


Читать все


Новости по теме

Беседы со школьниками о Пасхе.
26.03.2024
Руководитель миссионерского отдела Находкинской епархии иерей Виталий Шаркеев посетил среднюю школу №12 и побеседовал с учениками 4-г класса о предстоящем празднике Пасхе.Ребята изучают в школе предмет "Основы православной культуры" и разговор...
В Неделю Торжества Православия, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Казанском Кафедральном соборе г. Находки.
24.03.2024
24 марта, в Неделю Торжества Православия, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и возглавил чин Торжества Православия в Казанском Кафедральном соборе г. Находки. Его преосвященству...
В храмах епархии возносят молитвы о упокоении погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
24.03.2024
По благословению епископа Находкинского и Преображенского Николая во всех храмах Находкинской епархии совершаются заупокойные литии по погибшим в результате террористического акта в подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл».Священнослужители и...
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с терактом в «Крокус Сити Холле».
23.03.2024
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате теракта в «Крокус Сити Холле» в подмосковном Красногорске. «Глубоко потрясен произошедшим терактом в концертном зале "Крокус Сити Холл",...
Святейший Патриарх Кирилл молится о упокоении погибших и о спасении тех, кому угрожает пожар в здании «Крокус Сити Холла».
23.03.2024
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молится о упокоении душ погибших и о пострадавших людях, а также о спасении тех, кому может угрожать пожар в здании «Крокус Сити Холла». Об этом сообщил временно исполняющий обязанности руководителя...

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы города Уссурийска посетили военный госпиталь с концертом
28.03.2024
Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы города Уссурийска, по благословению настоятеля протоиерея Сергия Якутова, посетили Филиал №1 ФГКУ "439 Военный госпиталь" Министерства Обороны Российской Федерации.
Священник посетил с проповедью центр содействия семейному устройству детей и исправительные учреждения
28.03.2024
В рамках мероприятий, посвященных празднованию Дня православной книги иерей Владимир Коротких посетил с проповедью КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Спасска-Дальнего»

Популярное

Митрополит Владимир принял участие в пленарном заседании научно-практической конференции  «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение»
28.02.2024
Состоялось пленарное заседание методической научно-практической конференции «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение», в работе которой принял участие митрополит Владивостокский и Приморский Владимир
Состоялась встреча известного религиоведа Романа Силантьева с духовенством Владивостокской епархии
28.02.2024
28 февраля 2024 года в актовом зале Владивостокского епархиального управления состоялась встреча духовенства Владивостокской епархии и Р.А. Силантьева.

Наверх