Статьи спонсоров

Православный иконостас: история и современное производство

Дата публикации 21.04.2021  

Современный русский православный иконостас является потомком и хранителем традиций первых христианских иконостасов и более поздних, византийских. Но если византийский представлял собой простую перегородку с занавесью, то в русской православной традиции мы видим сплошные высокие, стремящиеся в горный мир ряды икон, расположенные в строгом порядке.

Православный иконостас

Как же простая храмовая перегородка превратилась в центральную и значимую часть храма? И почему именно в нашей стране это стало возможным?

По преданию, отгородить алтарь от места, где молились прихожане, повелел сам Василий Великий. Сделано это было, чтобы прихожане:

  • не мешали при совершении сакральных ритуалов;
  • не упрощали и не обсуждали их.

Сначала перегородка была кованой. В католичестве ее стали дополнять занавесью с изображением распятого Христа. А вот в России иконостас приобрел особенное величие.

Дело в том, что в Византии храмы были в основном каменными. Лики святых, сцены из их жизни можно было рисовать на стенах. В нашей же стране каменные храмы были редкостью, преобладали деревянные. И в случае пожара был шанс спасти святыни, да и расписывать бревенчатые стены не представлялось возможным.

Традиция рядоположения зародилась еще в Византии, а в русском иконостасе проявилась в полной мере. Началось все с расположения на перегородке ликов Христа и Богородицы. Сейчас мы знаем этот ряд как Деисус. Современная мастерская иконостаса свято чтит эти традиции. Но стоит отметить, что, наряду с традициями, мастера при создании храмовых перегородок ориентируются на множество факторов:

  • цвет храмовых полов;
  • стиль и общее цветовое решение храма;
  • какому святому посвящен храм;
  • стиль и цвет паникадила и церковной утвари и множество других факторов.

Поэтому нет и не может быть в России двух абсолютно одинаковых иконостасов. Для каждой церкви он может быть в разном стиле и для его изготовления могут быть использованы разные материалы, в том числе отделочные. Самые простые, распространенные в России и надежные перегородки - тябловые. Это когда иконы крепятся на конструкцию из бревен (тябл), которые укреплены между стенами храма. Есть иконостасы из мрамора, фарфора. Иконостасы в барочном стиле украшают с помощью резьбы, позолоты, делают вставки из эмали и янтаря. Но при этом строго соблюдается рядность. Первый ряд всегда местный, по нему легко понять, какому святому посвящен храм и кто наиболее почитаем в данной местности. Местный ряд содержит проходы к алтарю, а венчает его икона тайной вечери.




Дата публикации: 21/04/2021



Читать все




Наверх