Статьи спонсоров

Сохраняя культурное наследие

Дата публикации 02.02.2022  

Православной культуре более двух тысячелетий. Первые иконы появились одновременно с историей православия – по преданию, апостол Лука писал лик Пречистой девы Марии на досках обеденного стола, за которым трапезничало святое семейство.

Эти первые иконы не дошли до нас. Массово иконы стали писать не ранее пятого века. Они задумывались как проводник между молящимся и высшим, горним миром. Эту функцию иконы выполняют и до сих пор.

В Россию иконы пришли из Византии. Сначала наши мастера делали списки с уже существующих икон, но постепенно в России образовалась своя школа, а точнее даже несколько. И у каждой школы были свои особенности. Палехская, например, использовала много черного, красного и золотых цветов. Новгородская отличалась крупными элементами и филигранностью рисунка.

Иконы всегда изготавливались из натурального дерева:

  • Лиственницы;
  • Кипариса;
  • Липы;
  • Ду,а;
  • Сосны.

Процесс изготовления одной святыни мог занимать не один месяц, четко подчинялся (и подчиняется до cих пор) строгим канонам. Неудивительно, что многовековые святыни дошли до нас в удовлетворительном состоянии, пережив войны, пожары и потопы.

Но не только качественно выполненная работа помогла сохранить иконы. К ним очень бережно относились и защищали с помощью окладов и киотов.

Домик для икон

Чаще всего иконы заключали в специальные ящики.

Киот для икон имеет несколько функций.

  • Защитную - предохранял от жира, пыли, излишней влажности.
  • Богословскую – может быть логическим продолжением иконы, держателем смыслов. Например, на киоте располагаются клейма – небольшие сценки из жития святых.
  • Эстетическую – киот украшал икону, придавал ей визуальную законченность.

Ящик всегда изготавливали из натурального дерева. При этом в нем нужно обеспечить циркуляцию воздуха, а значит икона не должна плотно прилегать к стенкам ящика.

Оклад

На старинных иконах иногда можно увидеть небольшие дырочки. Это – места крепления оклада – защитных пластин из драгоценных или полудрагоценных металлов или ткани с вышивкой. Рисунок на окладе всегда в точности повторяет сюжет иконы, оклад мог закрывать икону целиком за исключением рук и лица. Кроме защитной и эстетической (накладки сами по себе уже были тонким произведением искусства), у окладов была еще и богословская функция. Чистый, благородный блеск золота и серебра олицетворял божественный свет высшего горнего мира.




Дата публикации: 02/02/2022



Читать все




Наверх