Статьи

В гармонии молитвы и музыки

28.05.2010

24,2 KbX Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти св. Кирилла и Мефодия, традиционно завершились концертом хоровой духовной музыки в Пушкинском театре. В нем приняли участие лучшие певческие коллективы храмов Владивостокской епархии: Свято-Никольского кафедрального собора, Покрова Пресвятой Богородицы, Успения Божией Матери. Состоялись выступления студентов духовного училища, церковно-певческих курсов при кафедре искусствоведения ДВГТУ, кафедры теологии и религиоведения ДВГУ, а также участников молодёжных движений, детских коллективов Православной гимназии и средней школы № 45 г. Владивостока. Впервые выступили гости из Арсеньева. По завершении концертной программы состоялось награждение большинства ее участников архиерейской грамотой «За возрождение традиций духовного пения в Приморском крае».

Певческий уровень значительно вырос за последние несколько лет. Однако проблем у церковных хоров ещё достаточно много, и они нуждаются во всестороннем обсуждении.

Регент Архиерейского хора Покровского кафедрального собора во Владивостоке Людмила Ивановна Макаренко занимается именно церковным пением уже 20 лет. По ее мнению, певчие должны сопровождать своим песнопением службу, а не превращать ее в концерт. Ведь хор – это голос собора.

- Людмила Ивановна, чем церковный хор отличается от светского?

- Прежде всего, тем, что это очень напряженная работа. Каждое воскресенье мы должны петь новые гласы. В субботу проходят спевки, репетиция. Поясню, что существуют специальные мелодические шаблоны, по которым исполняется тот или иной религиозный гимн или песнопение. Но слова всякий раз могут быть разными. Таковы каноны. Кроме того, я считаю, что певчий в церковном хоре должен понимать смысл происходящего во время службы. А для этого необходима вера.

От себя заметим, что с точки зрения вокала участие в церковном хоре – отличная школа. Многие знаменитости начинали именно оттуда.

– Сегодня наша главная проблема – кадры, - говорит Людмила Макаренко. – Особенно не хватает мужских голосов. А наше пение – каноническое. Так что испытываем определенные трудности.

Людмила Ивановна рассказала, что когда приехала во Владивосток, то собирать хор надо было по крупицам. Но даже в музыкальном училище или Академии искусств не всегда удавалось найти подходящего кандидата. Порой на обучение певчего уходит около года. Стабильность церковного хора – большая проблема. Люди преимущественно работают, времени на репетиции не хватает, да и церковнославянский язык не каждому подвластен. Но если во время службы достигается гармония, то это очень радует.

Изабелла Крыловская, доцент кафедры искусствоведения ДВГТУ, певчая церковного хора давно занимается историей русского вокального искусства. Она говорит, что гонения на церковь в советское время привели к тому, что вековые традиции церковно-певческого искусства стали забываться. И сегодня приходится прилагать немало трудов, чтобы возродить церковно-певческую культуру и обеспечить ей стабильное функционирование и развитие.

Одна из важнейших задач, решение которой, несомненно, поможет возрождению православной музыки в наших храмах, - это подготовка певчих и регентов. На самом деле, это удивительно, что в техническом вузе готовят специалистов в области церковного пения. Отделение древнерусского певческого искусства на кафедре искусствоведения ДВГТУ создано четыре года назад. Инициатива епархии, департамента образования, руководителя кафедры - доктора искусствоведения Галины Алексеевой дала свои результаты. Две трети учащихся поют в храмах Владивостока. Есть студенты из Артема, Лучегорска, Фокино.

Россия всегда была страной песен, но со временем так получилось, что песен в нашей жизни стало меньше, да и петь мы стали реже. Изабелла Ильинична рассказала, как она в свое время работала с детьми. Элементарная проверка слуха. Просят ребенка спеть «В лесу родилась елочка», а у него ничего не выходит. Он либо не знает этой простой песенки, либо не может её спеть верно, потому что слух не развит, либо просто не понимает, что значит «петь». А всё потому, что мы перестали петь в семье. Такие же проблемы есть и у взрослых, в том числе у тех, кто учится петь в церковном хоре. Специалисты говорят, что ухо у таких детей и взрослых спит и его нужно будить! Необходимо, чтобы пели дома, пели в храме, и тогда традиции русской православной хоровой культуры не будут утрачены для сегодняшних и будущих поколений.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх