Новости Владивостокско-Приморской епархии 2003-2011

28.10.2005

Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин обратился с Посланием к приморцам накануне Дня российского единства

Владивосток. В связи с празднованием Дня народного единства архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин обратился с посланием к жителям Приморья.

ПОСЛАНИЕ

архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина
в связи с празднованием Дня народного единства


Дорогие мои приморчане! Возлюбленные во Христе, братья и сестры!

Четвертого ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери по церковному календарю, мы все, братские народы, соединившиеся под священной державой России, отмечаем День народного единства.

С XVII века 4-ое ноября навсегда стало днем народной памяти об окончании смуты на русской земле, восстановлении государственной независимости и объединении в Отечестве всех народов и различных слоев, всех, богатых и бедных, князей и простецов. Господь Бог за хранение православной веры нашими предками, за их покаяние, любовь и молитвы к Божией Матери перед ее чудотворным Казанским образом спас Москву и Россию от иностранного и инославного засилья.

И сегодня этот праздник становится для нас напоминанием о том, что нам нужно делать, чтобы наша любимая Родина, наша матушка Россия вышла из сложной ситуации и укрепилась. Многое из истории русской смуты семнадцатого века напоминает, как пагубны для страны и народа духовная спячка, безверие, равнодушие, предательство и жажда власти. Освобождение Москвы и всей России от польских, литовских и шведских интервентов в 1612 году стало последней точкой в ряду длинных событий. Началось все с деления власти: кому быть первым на Руси? Из-за этого страна потеряла единство, она стояла на грани гибели. Призыв на помощь иностранцев только усугубил состояние страны, но с другой стороны Бог через это деяние показал русскому народу, что не заграница спасет Россию, что у России есть собственный путь и свои возможности для возрождения.

Лицемерие и вероломство, надругательство над нашими православными святынями со стороны самозваных правителей вразумили народ. И тогда святитель русской земли патриарх-исповедник Ермоген из своего кремлевского заточения благословил всероссийскую паству объединиться против захватчиков ради спасения земли Русской. Поднялись все. Патриотический призыв Церкви забыть прежние распри и объединиться привел к созданию народного ополчения. В него пошли не только русские, но и другие народы, для которых Россия стала Родиной. Вдохновленные патриаршим благословением новгородский гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский повели ополченцев на Москву. Силы были неравные, но вера и единство народа стали решающими. Сама Пресвятая Богородица шла впереди народа на спасение Руси - во главе ополчения несли Казанскую икону. После трехдневного поста и молитвы перед этой иконой ополченцы вошли в Москву, и Кремль был освобожден от иноземцев. Господь изменил суд на милость – так объявил в видении одному из епископов молитвенник за землю русскую преподобный Сергий Радонежский. Вот насколько велика сила веры и общенародного покаяния, которые привели к единству!

Да, Россия идет своим крестным путем. Много раз Святая Русь стояла на грани гибели, но всегда ее хранили Господь и Богородица, когда народ осознавал свое тяжелое состояние и обращался с верой за помощью к Богу. Не раз в истории Отечества православная вера примиряла враждовавших князей, объединяла народ, придавала мужество воинам. И тогда Русь возрождалась, обретала свою силу, свое величие.

Справедливо, что день 4 ноября стал для всех россиян Днем народного единства. Сегодня мы тоже разъединены, разделились на славянские княжества, ослабели. А уроки истории говорят нам, что сила только в единстве, которое обретается через веру и покаяние.

Но где же вера народная, где всенародное покаяние, где скорбные мольбы и вопли ко Господу, где строгий пост? К кому сегодня с пламенными словами обратится патриарх Ермоген: «Станем все, как один, за Русь, за дом Пресвятой Богородицы!»

Где же наши минины и пожарские? Кругом распад, предательство, равнодушие и отчаяние. Нет, казалось бы, никаких надежд на спасение России. Но и тогда, по-человечески рассуждая, их не было. Однако перед Казанской чудотворной иконой Божией Матери родилась надежда. Нет согласия сегодня среди тех, кто понимает, что происходит с Россией, но и тогда были раздоры и разброд, однако всех объединила молитва к Божией Матери. Нет сил одолеть смуту, духовное и нравственное разложение народа - и тогда не было сил и оружия, но Господь и Божия Матерь явились нашей силой и оружием.

Пусть же в этот день мы поймем, что не надо унывать, когда кажется, что нет выхода. Не будем опускать руки перед лицом трудностей. Да будут нам примером наши доблестные предки.

Прежде всего, наше единство – в нашем неравнодушии к тому, что вокруг нас происходит.

Мы обращаемся ко всем соотечественникам, к верующим других традиционных религий, к лидерам политических партий и общественных движений, к деятелям науки и культуры - ко всем, в ком еще не омертвело сердце, кому дороги собственные дети и будущее России, с призывом объединить усилия, чтобы остановить растление народа, отстоять законное право человека – сохранить в себе человека. Это мы сможем только общими усилиями и единой волей, начав всенародное движение за духовно-нравственное возрождение России.

Молюсь о том, чтобы Господь укрепил Россию, даровал ей мирное и доброе житие и подал мудрость властям.

Поздравляю всех с великим праздником! Да прибудет со всеми нами покров Пресвятой Богородицы – заступницы земли Русской.

АРХИЕПИСКОП ВЛАДИВОСТОКСКИЙ И ПРИМОРСКИЙ

Ноябрь 2005 г. г. Владивосток


Историческая справка

Четвертого ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери впервые мы будем отмечать государственный праздник День народного единства. В прошлом нашего государства есть страницы, хранящие память о подвиге православных предков наших, защищавших святую православную веру и великую Русь от осквернения иноземными поработителями.

История России неразрывна с историей Русской Православной Церкви, испокон веков стоявшей за сильную и великую Русь, вдохновлявшей русский народ в трудную годину на подвиг ради спасения Отечества.

День 4 ноября 1612 года памятен нам тем, что он положил конец так называемому «смутному времени» на Руси после смерти царя Ивана Грозного. Многое из истории русской смуты напоминает о том, как пагубны для страны и народа духовная спячка, равнодушие, безверие, предательство и жажда власти. После сильного царя Ивана Грозного правление временщиков нанесло огромный вред государству Российскому, и к 1612 году оно было на грани гибели.

Дошло до того, что бояре, не решив, кто более достоин из них быть царем русским, решили призвать на царство польского царевича Владислава. Поляки, литовцы, шведы – все стремились воспользоваться слабостью Руси, завладеть ею, поработить русский народ. Но патриарх Московский Гермоген, святитель земли Русской, настаивал, чтобы избран был православный царь, указывал на двух кандидатов: князя Василия Голицына и четырнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета Никитича.

Слаба была в ту пору Русь, трудно было сопротивляться давлению иноземцев, и должен был уступить патриарх Гермоген, согласиться на царство Владислава. Но поставил Гермоген: «Если королевич крестится и будет в православной вере, то я вас благословлю, если же не оставит латинской ереси, то от него во всем Московском государстве будет нарушена православная вера, и да не будет на вас нашего благословения». И были избраны послы к польскому королю, а пока шли переговоры, поляки вошли в Москву и стали вершить в ней свои порядки, притесняя православный люд, чиня бесчинства над русскими святынями.

Подкупом, устрашениями и хитростью хотел покорить землю Русскую польский король Сигизмунд, но тверд был патриарх Гермоген. И хотя изменники грозились даже убить Гермогена за упорство, он ответил, что не страшится ножа, и вооружится «против него только силой Креста Христова». Бояре-изменники, подкупленные и улещенные поляками, заключили патриарха Гермогена в Чудовом Монастыре, но и из своего заточения он сумел обратиться ко всему православному российскому люду, чтобы поднимался он на защиту Отечества и веры Православной. И призывал он в своем послании не изменять православию, не отдавать святую Русь на поругание иноземцам.

Одновременно Троице-Сергиева Лавра рассылала свои грамоты, полные патриотических призывов к объединению против коварного врага. Казалось, вся Православная Церковь восстала против католиков, задумавших уничтожить саму Святую Русь. И вышли из Новгорода гражданин Минин и князь Пожарский, вдохновленные патриаршими призывами, и повели народное ополчение на Москву.

Впереди ополчения несли Казанскую икону Божией Матери.

Чудесно явление этой иконы: она была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия указала во сне девятилетней девочке, где искать икону.

И вот сама Матерь Божия возглавила народное войско, призванное спасти Москву от иноземцев. Силы были неравные, трудности неимоверные, но благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией матери они пошли на штурм московского Кремля.

В то время у поляков в плену, в Кремле находился больной греческий архиепископ Арсений. Близкий к небу по своему сану, он еще ближе был к нему по своим доблестям. Среди ночи вдруг келия его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собою святого Сергия Радонежского. «Арсений, - сказал преподобный Сергий болящему, - и ваши, и наши молитвы услышаны, предстательством Богоматери суд Божий над отечеством переложен в милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение сказанного, больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству и воспламенила его неодолимым мужеством.

Где препятствия: несметные силы поляков, укрепленные стены, разгул бесчинников в собственных рядах? Все стало ничтожным перед духом человека, укрепленного силой Божией! И нижегородская рать стала новым Давидом перед Голиафом, и на ней вновь оправдались слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

В 1633 году князь Пожарский построил в Москве Казанский собор и перенес Казанскую икону Божией Матери на руках из своего дома на Лубянке в новый собор.

Россия, как и другие государства, идет своим крестным путем. Много раз Святая Русь стояла на грани, многое пришлось пережить русскому народу, но всегда хранили ее Господь Бог и Богородица.

И не зря Российскую землю называют уделом Божией Матери. В 1612 году Божия Матерь вступилась за Православную Русь, оградив ее от посягательства католиков. Еще раз проявился дух православной веры, примиряющий враждующих князей, объединяющий Русь.

Урок далекой истории как никогда важен для нас сегодня, когда наша страна ослаблена внутренней рознью, когда не то что славянские народы разобщены, а само общество российское больно бездуховностью, равнодушием, нигилизмом. Даже родственникам трудно понять и принять друг друга. И в семье, которая всегда являлась основой государства, сегодня и не все благополучно. Но, оглянувшись назад, в прошлые века, мы увидим, что подобное уже было, и увидим, как наши предки умели преодолевать безвременье, сохраняя самое ценное – душу российскую, Родину свою.

Впервые мы будем отмечать День народного единства, но возможно, именно этот день станет началом нашего духовного возрождения, которое приведет к возрождению великой России.

 

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru