Слово Патриарха

02.02.2015

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 года (часть 1)

2 февраля 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве открылось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. В начале заседания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к епископату с докладом, в котором затронул основные темы внутрицерковной жизни.

Ваше Блаженство!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, собратья архипастыри!

Рад приветствовать всех вас в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

Несколько месяцев назад Священный Синод имел суждение относительно того, следует ли созывать в 2015 году Архиерейский Собор. После тщательного обсуждения вопроса было принято взвешенное решение ограничиться созывом Архиерейского Совещания, которое не имеет уставного, зафиксированного в документах нашей Церкви характера.

Причин для этого несколько. Во-первых, Архиерейский Собор, состоявшийся два года тому назад, принял ряд важных решений, которые не могли быть реализованы в столь сжатые сроки. Поэтому целесообразнее было бы говорить о промежуточных результатах их исполнения. В ходе работы нашего Совещания мы с вами их обсудим и подумаем о том, не стоит ли нам что-то скорректировать в осуществляемой нами работе.

Во-вторых, все же была очевидна необходимость расширенной встречи и общения архиереев, поскольку за прошедшие два года Межсоборное Присутствие подготовило несколько документов, которые сегодня нам нужно также обсудить и, если понадобится, отредактировать, с тем, чтобы представить на каноническое утверждение Священному Синоду. Кроме того, мы с вами, надеюсь, рассмотрим еще несколько документов, относящихся к внутрицерковному управлению.

В начале своего доклада хотел бы сказать о бедственной ситуации на Украине. Страдания оказавшихся в зоне военных действий архипастырей, клириков и всего православного народа отзываются болью в наших сердцах.

К сожалению, братоубийственная война, развязанная на этих территориях, продолжается доныне. Вместе со всем мирным населением Донбасса от происходящей там гуманитарной катастрофы и вооруженного конфликта страдают верующие нашей Церкви, приходы и обители которой составляют большинство из числа религиозных общин в регионе. Только на территории Донецкой и Горловской епархий пострадало от обстрелов более 60 храмов, из которых более полутора десятков полностью разрушены. Известны случаи, когда снаряды попадали в храмы во время богослужения — убивали и ранили прихожан. В результате артобстрелов и боевых действий пострадали и священнослужители: протоиерей Павел Жученко, протоиерей Владимир Креслянский, иерей Георгий Никишов.

Помимо бедствий, от которых страдает все мирное население зоны конфликта, наши клирики претерпевали и злоключения иного рода. Они неоднократно подвергались противоправным задержаниям со стороны националистических группировок, побоям и допросам с применением насилия. Мне известно о поступавших угрозах, а в некоторых случаях — и о заочных смертных приговорах, по меньшей мере, десяти клирикам Украинской Православной Церкви. В тех регионах, где наиболее активны националистические группировки, происходили случаи вандализма, поджогов храмов, распространялись листовки и плакаты, разжигающие межконфессиональную и межнациональную рознь.

Стремясь положить предел кровопролитию, Русская Православная Церковь неустанно призывала враждующие стороны к мирному диалогу. Однако чаемый мир не может быть устойчивым — я всегда это подчеркиваю — если не будут устранены основания для проявления несправедливости и дискриминации по языковому, национальному или религиозному принципам. Мы используем все возможности, чтобы донести до сведения мировой общественности реальную картину происходящего на Украине и привлечь внимание к бедственному положению ее народа.

В августе 2014 года я направил письма Главам Поместных Православных Церквей по данному вопросу, в которых рассказал о случаях притеснения православного духовенства и верующих в зоне вооруженного конфликта и на остальной территории Украины. Означенные письма вызвали живой отклик у Предстоятелей Поместных Церквей, многие из них выразили нам свою поддержку и сочувствие. Мною были направлены и соответствующие письма в ряд международных организаций. Считаю необходимым посредством проповедей и публичных выступлений, а также в ходе работы с различными религиозными, политическими и общественными организациями доносить позицию Русской Православной Церкви в отношении событий на Украине до самого широкого круга людей.

К сожалению, сложной политической обстановкой пытаются воспользоваться раскольнические организации — прежде всего, представители так называемого филаретовского раскола. Только за минувший год раскольники силовым путем незаконно захватили не менее 18 храмов в Ровенской, Винницкой, Тернопольской, Львовской и других областях. Следует отметить, что неудачных попыток захвата храмов было намного больше, что свидетельствует не только о настойчивости раскольников, но и о мужестве и твердости в вере православных верующих Украины.

Говоря о церковной ситуации на Украине, я хотел бы поблагодарить Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Считаю, что мудрая и взвешенная позиция Его Блаженства помогает сохранить каноническое единство Церкви на Украине, несмотря на сложные политические условия, деструктивную деятельность раскольников и внешнее давление. Долг Церкви в настоящее время — не давать политическую оценку какой-либо из сторон вооруженного противостояния, но указывать на необходимость продолжения переговорного процесса и призывать враждующих к миру, обращая внимание на катастрофическое положение мирного населения в зоне конфликта.

Хочу особо отметить мужество и стойкость архипастырей и пастырей, несущих свое служение на территориях боевых действий, тех, кто остался вместе со своей паствой и, невзирая на риск для собственной жизни, несет вместе с ней все тяготы и лишения войны.

Украинская Православная Церковь оказывает гуманитарную помощь мирному населению в зоне вооруженного противостояния. Не остаются в стороне от этого и епархии в Российской Федерации. В частности, был организован сбор денежных средств и гуманитарной помощи для беженцев, число которых, по некоторым данным, еще минувшим летом превышало миллион. Епархии принимали активное участие в приеме и размещении прибывающих из зоны конфликта, оказывали другую возможную поддержку. По моему благословению для координации таковой работы была создана Межведомственная комиссия Русской Православной Церкви по организации помощи пострадавшим мирным жителям Украины: этот орган до сих пор продолжает эффективно действовать. Призываю Божие благословение на всех, кто активно трудится на этом поприще.

Воздавая должное почившему Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, я призываю всех вас, дорогие собратья архипастыри, всегда помнить о его многолетних неустанных трудах по сохранению единства Украинской Православной Церкви, о его усилиях по ограждению ее от волков, пытающихся расхитить стадо Господне, о его непоколебимом стоянии в Евангельской Истине перед лицом раскола, раздирающего нешвенный хитон Христов. Пропоем почившему архиерею Божию и Предстоятелю Украинской Православной Церкви, а также убиенным в результате гражданского противостояния пастырям нашей Церкви «Вечную память».

 

* * *

 

Прежде чем приступить к основной части доклада, считаю необходимым сделать некоторые пояснения относительно его содержания и структуры.

Поскольку Архиерейское Совещание не имеет канонического статуса Собора, я счел целесообразным в сегодняшнем своем выступлении не касаться отчетных тем, которые обычно составляют неотъемлемую часть Патриаршего соборного доклада. В частности, не будет подробного изложения информации о деятельности Патриарха, представления подробной статистики, тем более что упомянутые данные изложены в моем недавнем докладе на Епархиальном собрании города Москвы. На очередном Архиерейском Соборе я намерен в своем официальном докладе обобщить всю необходимую информацию о жизни и деятельности Церкви в межсоборный период.

Сейчас лишь кратко упомяну некоторые статистические данные, непосредственно касающиеся участников настоящего Совещания. Со времени Архиерейского Собора 2013 года я осуществил 46 визитов в епархии, посетив 36 из них (некоторые неоднократно). Мною было совершено 39 архиерейских хиротоний, всего же епископат увеличился на 40 архиереев, с учетом хиротоний совершенных Блаженнейшим Киевским, но также скончавшихся архиереев и Преосвященных, ушедших на покой. На начало 2015 года численность епископата Русской Православной Церкви составляет 330 человек, то есть на 130 больше, чем в начале 2009 года. Численность епархий увеличилась с 159 в 2009 году до 286 на сегодняшний день. В отношении исчисления приходов мы стали применять новую систему подсчета, связанную с количеством совершаемых Божественных литургий в одной общине. Не сразу эта новая система была освоена всеми епархиями, и понадобилось некоторое время, чтобы выработать точные технологии. Сегодня представляю вам плод этой работы. Число реальных приходов со всеми уточнениями составляет 35 496. С учетом уточненных в епархиях данных, рост со времени Архиерейского Собора 2013 года рост составляет 4 940 приходов. Должен заметить, что растет число приходов, где Литургия совершается раз в месяц или реже. Это объясняется тем, что Архиерейский Собор 2013 года дал указание о том, чтобы во всех без исключения населенных пунктах хотя бы время от времени, но с определенной периодичностью, совершались богослужения. Число клириков Московского Патриархата составляет 38 344 человека, то есть на 4 139 больше, чем в начале 2013 года.

Теперь я хотел бы обратиться к одной из самых важных для всех нас тем — к жизни наших приходов.

 

 

 

Общинный уклад приходской жизни как условие ее развития и подлинного процветания

 

Во все времена главной и неизменной целью церковной миссии является приведение людей ко Христу, спасение душ человеческих. Спасение, по премудрому Промыслу Божию, достигается не в одиночку каждым человеком, но сообща — в общине верных. Так определил Сам Господь, Который создал Церковь земную и даровал всем ее членам непреложное обетование, что врата ада никогда ее не одолеют (Мф. 16:18). Святые отцы, размышляя об этом Божественном установлении, единодушно свидетельствуют о том, что вне Церкви, вне этой общины верных нет и спасения. Приход же является частью большой церковной семьи, малой общиной верных, где люди, собирающиеся в храме вокруг Евхаристической Чаши, обретают настоящее духовное единство — мистическое единство во Христе. И потому развитие общинной жизни и активное вовлечение в нее верующих — задача актуальная и архиважная для Церкви.

Соборное и синодальное законотворчество последних лет, в результате которого были образованы новые епархии, с одной стороны, безусловно, дало сильный импульс к развитию церковной жизни на местах, с другой же стороны помогло увидеть наличие проблем, решение которых заслуживает общецерковного внимания. Каким должен быть приход XXI века? С каким ожиданием наши современники приходят в храм и встают на путь воцерковления?

В минувшем году совершенствованию приходской жизни были посвящены заседания, как Священного Синода,[1] так и Высшего Церковного Совета[2]. По их итогам я направил во все епархии послание, посвященное вовлечению прихожан в жизнь приходских общин, вне зависимости от того, как долго человек посещает храм. Я также просил вас, дорогие владыки, направить свои предложения по данному вопросу. В поступивших ответах вы единодушно свидетельствовали о том, что построение христианских общин на приходах является сегодня одной из главных задач архиерея и священника. Ваши многочисленные предложения и пожелания были учтены при подготовке моего нынешнего сообщения и, несомненно, будут учитываться в нашей дальнейшей совместной работе.

Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Эти слова апостола обращены ведь не только к членам первых христианских общин, но и ко всем христианам во все исторические времена. Примером следования апостольскому призыву должны быть, в первую очередь, мы, архипастыри, в нашем общении с духовенством и с мирянами.

Хотел бы поделиться своими впечатлениями от посещения московских приходов, во время которых удается неформально побеседовать с приходскими активистами, познакомиться с их трудами. В этом плане важное значение приобретают приходские трапезы, традиционно продолжающие богослужение. Они дают возможность услышать озабоченность прихожан, ответить на их вопросы, совместно поразмышлять. Решение административных вопросов не должно поглощать большую часть времени архиерея. Ведь наша основная задача — быть рядом с людьми, своим личным примером, добрым словом и неравнодушным участием поддерживать и вдохновлять как священнослужителей, так и приходских тружеников. Участие архиерея в общении с прихожанами будет добрым примером и для священнослужителей.

О том, какими способами можно развивать внебогослужебную жизнь прихода, я подробно говорил в своем недавнем докладе на Епархиальном собрании города Москвы: народное пение, совместные чаепития, беседы, общее делание прихожан. Предложил бы вам, дорогие владыки, ознакомиться с этими моими размышлениями и обсудить их с вверенным вам духовенством.

Отдельно хочу остановиться на теме привлечения мирян к активному участию в епархиальной и приходской жизни. К моему удивлению, до сих пор встречается мнение, что в Церкви есть как бы два «сословия»: активное — те, кто посвящен в сан, и пассивное — вся паства. Но ведь истинному христианину, являющемуся частью Тела Христова, естественно участвовать в жизни Церкви, в епархиальных и приходских заботах. Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает. Развитию приходской жизни в епархии весьма способствовало бы, на мой взгляд, создание волонтерских патронажных служб, организация прихожан в группы: например, в родительские комитеты, в молодежные творческие коллективы, в собрания для людей старшего возраста. Конечно, все это должно совершаться по благословению правящего архиерея и под пастырским руководством настоятеля конкретного прихода. Важно при этом соблюсти баланс, чтобы приход не был разделен на «ячейки», которые друг с другом никак не взаимодействуют, ибо приход — это одно Тело, одна духовно единая семья. И именно поэтому так важно всем прихожанам участвовать в воскресных и праздничных богослужениях.

Необходимо поддерживать инициативу прихожан. Если мы дадим возможность людям раскрыть в епархиальной и приходской деятельности свои таланты, то в дальнейшем получим не только мощную поддержку в наших же трудах, но — и это главное — изменение отношения мирян к церковной жизни. Необходимо, чтобы миряне воспринимали приходы не только как то место, куда можно придти помолиться, но как важную часть своей жизни.

Сравнительно недавно стало активно развиваться волонтерское движение в нашей Церкви. Вначале оно было сосредоточено только на делах благотворительности, в рамках братств и сестричеств соответствующей направленности. И это правильно, дела милосердия — наиболее перспективное направление для добровольчества. Вместе с тем волонтерское движение сегодня уже охватывает и другие направления церковной работы, в том числе участие в организации крупных мероприятий. Вы могли, к примеру, наблюдать это на юбилейных празднованиях в честь 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского, прошедших в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в июле минувшего года.

Особо хотел бы отметить труд волонтеров, поскольку их вклад в общую церковную работу очень значителен. Свободные от работы и забот минуты они посвящают Господу, жертвуют во славу Божию личным временем, досугом и даже отдыхом. И важно их в этих благих устремлениях всячески поддерживать и добрым словом, и вниманием, а в случае необходимости и реальной помощью. Ведь так непросто в современном мире, мерцающем заманчивыми красками и виртуальными радостями, настраивающими на легкомыслие и беззаботность, жертвовать собой. Мне известно большое количество примеров, когда к Богу и в Церковь человек приходил через участие в каком-то добровольческом проекте, в котором либо он помогал ближним, либо ему кто-то помог в тяжелой жизненной ситуации.

При этом важно не допускать утилитарного подхода к волонтерству. К сожалению, сегодня нередко можно встретить искаженное понимание выражения «во славу Божию», при котором добровольный помощник, трудящийся действительно ради прославления имени Бога и Спасителя нашего, воспринимается как бесплатная рабочая сила. Такое отношение в скором времени может демотивировать тех, кто добровольно желает помогать. Давайте задумаемся о том, какие немалые духовные усилия приложил человек, чтобы вырваться из повседневной суеты жизни и подъять труды ради Церкви, ради ближних. Помня об этом, будем благодарны волонтерам, проповедующим Христа своими делами.

Нам, архипастырям, следует сугубо заботиться о том, чтобы волонтерские движения развивались по возможности на каждом приходе, необходимо обсуждать эту тему с настоятелями храмов и с прихожанами. Убежден в том, что развитие волонтерского движения в Церкви и привлечение мирян к более активному участию в жизни приходов тесно связано с молодежной работой и является важнейшим фактором развития жизни общин и, как следствие, развития церковной жизни в целом.

На этом пути положительную роль могут играть епархиальные и приходские собрания, через участие в которых как клир, так и миряне имеют возможность принимать участие в принятии решений, касающихся, в том числе и совершенствования приходской деятельности.

Хотел бы обратить ваше внимание еще на один важный вопрос — доброжелательное и гостеприимное отношение к впервые приходящим в храм людям. Необходимо сделать все возможное, чтобы навсегда покончить с совершенно недопустимыми фактами невнимательного, а иногда даже грубого отношения к таковым людям. Следует со вниманием помочь им сориентироваться в храме, внимательно выслушать, если нужно, утешить и поддержать, пригласить прийти в храм снова. К каждому должен быть свой подход. Кто-то готов сразу подключаться к большим проектам и активно участвовать в приходской жизни, даже в хозяйственных работах. А кто-то постепенно начинает общаться с новым кругом знакомых. И такому человеку важны личное внимание священников, ответственных сотрудников, регулярные беседы на духовные темы.

Большинство из вас отмечает, что одной из причин, по которой приходы становятся либо разобщенными сообществами, либо сообществами для «своих», но никак не едиными общинами, является непросвещенность как самих прихожан, так и тех, кто только начал посещать храм Божий, в вопросах веры и сути церковной жизни. Люди часто не понимают, что такое приход, что такое Евхаристия, какое место они занимают в Церкви. Забывая о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши, прихожане либо с трудом принимают приходящих извне и замыкаются в собственном кругу, либо воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни прихода. Новоначальные же зачастую и вовсе остаются вне общинной жизни.

Целесообразно, думаю, было бы проводить в приходских общинах духовные беседы, лекции, занятия по изучению Священного Писания и святоотеческого наследия, по литургике, догматическому богословию и истории Церкви. Конечно, не в формате учебной семинарской программы, в более упрощенном варианте. Важно, чтобы духовенство лично участвовало в этом процессе и по возможности привлекало также сведущих мирян. Крупные городские приходы смогут, скорее всего, самостоятельно организовать такую работу, а вот приходы поменьше нуждаются в централизованной поддержке со стороны епархий.

Полезно создавать из просвещенных и духовно образованных прихожан добровольческие службы приходского консультирования. О них, а также об относящейся к приходской просветительской работе предкрещальной катехизации я подробно говорил в своем докладе на Епархиальном собрании города Москвы. Такие службы приходского консультирования могут стать первыми мостиками, помогающими людям войти в жизнь приходской общины. Очень важно простым языком рассказать людям о смысле Евангельского послания миру, о христианской вере, о жизни в Церкви.

Существует такой социальный термин — безбарьерная среда. Он применяется в контексте заботы об инвалидах. Памятуя о том, что не здоровые имеют нужду во Враче, но больные (Мф. 9:12), что все мы немощны в очах Божиих, уместно использовать эту аналогию в отношении приходской жизни. Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то — не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом.

Чтобы облегчить для людей вхождение в церковную ограду, духовенству важно принимать личное участие в делах благотворительности, в культурной и общественной жизни. Одним словом, нужно выйти за пределы храма, где авторитет священника общепризнан. Несмотря на широкое освещение в СМИ жизни Церкви, а порой и из-за недоброжелательного представления некоторых событий, для многих людей священник так и остается непонятной фигурой.

Важно научиться общаться с теми людьми, которые еще не воспринимают священнослужителя как наставника и человека, обладающего духовным авторитетом. Да, это бывает сложно. Но, невзирая на все трудности, мы призваны Господом проповедовать слово, увещевать со всяким долготерпением и назиданием, переносить скорби, совершая дело благовестника и исполняя служение свое (2 Тим. 4:2, 5). С доброжелательной и исполненной апостольским рвением настойчивостью, без чувства превосходства мы должны идти в общеобразовательные заведения, в библиотеки, в учреждения культуры со словами о Боге, творческим отображением присутствия Которого в жизни человека и всего Творения осознанно или даже неосознанно для авторов является подлинное культурное творчество. Мы должны идти в социальные учреждения, где можем делами милосердия и словами сострадания засвидетельствовать Евангельское благовестие. Неприемлем здесь какой-либо формализм, когда, к примеру, приехал священник, прочитал по бумажке приветствие, раздал с равнодушием заготовленные для страждущих подарки и уехал. Будьте «сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Петр. 3:8). Каждый священник, идущий на проповедь, особенно во внешнюю среду, должен твердо помнить эти апостольские слова. Посещая больницы и другие социальные учреждения, тюрьмы желательно минимизировать неизбежную официальную часть и в первую очередь уделить время непосредственному общению с людьми. Следует встречаться с деятелями искусств, с представителями науки и студенческой корпорации, с рабочими коллективами. К сожалению, из-за плотности графика у меня это получается не так часто, как мне хотелось бы. Благодарение Богу, епархий у нас становится все больше, поэтому и у архиереев появляется больше возможностей, чтобы личным примером активной деятельности вдохновлять на эти труды подведомственный клир.

Реалии жизни таковы, что прихожане зачастую не привязаны к конкретному храму. Между тем, испокон веков каждый член Церкви входил в определенную общину. Почему на Руси было так много храмов? Потому что, как только община разрасталась до размеров, при которых нормальная приходская жизнь становилась затруднительной, возникала необходимость строить новый храм. Так сложился совершенно определенный уклад жизни приходских общин. Вернуться к нему в полной мере сегодня невозможно, но некоторые изменения в этом отношении должны быть. Вот почему Священный Синод в июле прошлого года в духе решений Собора 2013 года озаботился закреплением в сельской местности за конкретными приходами определенных территорий. Определение границ приходов будет способствовать адресной работе с людьми. Конечно, нужно учитывать реальные условия: нельзя подходить к вопросу руководствуясь лишь арифметическим принципом, к примеру: «даем каждому священнику по столько-то населенных пунктов». Следует принимать во внимание расстояния, наличие дорог, транспортные возможности и тому подобное.

Следует также развивать межприходское сотрудничество, устраивать совместные мероприятия в рамках благочиний, а где возможно — с участием разных благочиний. Проведение подобных мероприятий может быть приурочено, в частности, к церковно-государственным праздникам: например, ко Дню Крещения Руси, Дню народного единства, Дню семьи, любви и верности. И, само собой, крестные ходы, торжественные богослужения с участием соседних приходов должны совершаться в дни престольных праздников. К сожалению, порой считают, что праздник — это там, где архиерей. Между тем, праздничные концерты, ярмарки и встречи могут проходить и без архиерея и быть средствами, как активизации приходской жизни, так и пробуждения интереса к Церкви тех, кто, быть может, в храм на службу не ходит, а вот концерт на прихрамовой территории с удовольствием посетит.

Исполнение решений Архиерейского Собора 2013 года

 

Богословское (теологическое) образование. Богословская наука. Завершение процесса реформирования духовных школ является по-прежнему одной из приоритетных задач, стоящих перед нами. Архиерейский Собор 2013 года постановил «ускорить реализацию решений, содержащихся в принятых Священным Синодом 22 марта 2011 года документах» и «обеспечить получение кандидатами в священство образования, предусмотренного Архиерейским Собором 2011 года». Как осуществляется это решение? Если рассматривать текущую ситуацию на примере духовных школ, действующих на территории Российской Федерации, то мы видим, что в настоящее время из двух духовных академий и 34 семинарий России на новые программы перешло лишь 8 учебных заведений. По старым все еще работают 28 семинарий, хотя первоначально всеобщий переход на бакалаврские программы планировался в 2012-2013 учебном году. Высший Церковный Совет за последний год принял ряд документов, подготовленных Учебным комитетом, а также особой рабочей группой под председательством митрополита Волоколамского Илариона, и обеспечивающих нормативную и методологическую основу перехода на бакалавриат. Уже утверждены такие документы как:

·        «Правила приема на бакалавриат духовных учебных заведений»;

·        «Положение о подготовительном отделении в духовных учебных заведениях»;

·        «Положение о порядке проведения практики духовных образовательных организаций»;

·        «Положение об индивидуальных наставниках»;

·        «Методические рекомендации по организации семинаров и руководству письменными работами студентов в духовных учебных заведениях»;

·        «Примерные вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по программе бакалавриата в духовных учебных заведениях»;

·        «Регламент участия представителей Учебного комитета в итоговой аттестации выпускников образовательных организаций с использованием дистанционных образовательных технологий»;

·        «Положение о приемной, предметной и апелляционной комиссиях духовных учебных заведений».

Также утверждены применительно к Московской духовной академии с учетом возможного дальнейшего расширения опыта на другие духовные учебные заведения:

·        «Положение о нормативах времени для расчета учебной и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава Московской духовной академии»;

·        «Положение об учебно-методическом отделе Московской духовной академии».

Одобрено с некоторыми замечаниями, которые требуют доработки документа, «Положение по церковной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций».

В феврале планируется окончательно утвердить на Высшем Церковном Совете единый Учебный план подготовки бакалавра, Учебный план так называемого нулевого курса, календарный график введения единого учебного плана в духовных учебных заведениях и Положение об учебном процессе.

После этого Учебный комитет приступит к реализации принятых решений на практике. Прошу архиереев, в ведении которых находятся семинарии, активно включиться в соответствующую работу.

Кроме того, рабочая группа под председательством митрополита Волоколамского Илариона ведет большую работу по созданию учебников и учебно-методических комплексов для бакалавриата с тем, чтобы обеспечить семинарии современными учебниками по всем дисциплинам. Работа, конечно же, громадная и требует времени. Тема находится на постоянном контроле Высшего Церковного Совета.

Собор 2013 года поручил создать в епархиях «систему повышения квалификации, дистанционного обучения и аттестации клириков, с учетом, в том числе, опыта курсов при Новоспасском ставропигиальном монастыре города Москвы». Осуществление этой задачи также сталкивается с трудностями. Полагаю необходимым подключить к этой работе помимо духовных академий и семинарии, имеющие соответствующий потенциал. Прошу Учебный комитет во взаимодействии с епархиальными архиереями к сентябрю 2015 года подготовить нормативную и методологическую базу для реализации этой важной программы.

Во исполнение пункта 23 Постановлений Собора 2013 года при Синодальной библейско-богословской комиссии учрежден Координационный центр по развитию богословской науки, который в 2014 году разработал следующие документы: «Положение об Общецерковном докторском диссертационном совете Русской Православной Церкви», «Положение о докторских диссертационных советах в Русской Православной Церкви», «Положение о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви». Эти документы будут представлены на рассмотрение Священного Синода.

 

Подготовка профильных специалистов. В 2013-2014 годах созданной Священным Синодом Межведомственной рабочей группой во главе с Преосвященным митрополитом Ростовским Меркурием была сформирована нормативная база для обеспечения процесса обучения и повышения квалификации помощников благочинных и настоятелей по основным направлениям церковной деятельности: миссионерскому, катехизическому, социальному и молодежному. В настоящее время одобрено десять заявок образовательных организаций на реализацию программ подготовки соответствующих церковных специалистов в рамках полубакалавриата. Сотрудники всех епархий, благочиний, приходов Русской Православной Церкви, а также кандидаты на вакантные места по четырем названым мной направлениям, смогут получить профильное образование. Поскольку усвоение новых знаний и умений легче дается молодежи, большинство учащихся этих специализированных курсов, считаю, должны составлять молодые люди. Церковь стремится приобщить юношей и девушек к вере, привлечь их к различным формам служения. И предметом нашего особого внимания должна быть всесторонняя пастырская забота о молодом поколении.

Несмотря на то, что Архиерейскими Соборами принимались постановления о введении штатных единиц помощников благочинных по основным направлениям церковного служения и были утверждены документы, регламентирующие молодежную, социальную, катехизическую деятельность, до сих пор такие должности введены не во всех епархиях. Там же, где они есть, их нередко занимают священнослужители. Между тем, Собор при определении на эти должности постановил отдавать приоритет мирянам со специальной подготовкой в образовательных центрах и назначать за эти труды достойную заработную плату. Призываю всех вас как можно активнее вовлекать мирян в различные сферы церковной жизни, отправлять их на обучение по четырем вышеназванным профилям, дабы в своем служении они руководствовались не просто горячим апостольским порывом, но и соответствующими знаниями.

Если же помощником благочинного назначается священник, для которого это очередное по счету послушание, об эффективности его работы возможно говорить в весьма редких случаях: обычно только когда такой священник обладает какими-то выдающимися способностями. Потому к просветительскому, миссионерскому, молодежному, социальному служению необходимо привлекать священнослужителей, не имеющих большой приходской нагрузки, либо мирян. Дело пастырей: с одной стороны духовное водительство, воцерковление людей, научение их основам веры, с другой стороны — общее руководство упомянутыми выше видами деятельности с привлечением штатных сотрудников и добровольцев.

 

Воскресные школы и дошкольное образование. Во исполнение поручений Архиерейского Собора 2013 года для воскресных школ (для детей) составляется Единый учебно-методический комплект. В 2014 году изданы учебные пособия и методические руководства по курсам «Основы христианской нравственности» и «История христианской Церкви» для начальной ступени (дети 7-11 лет). Работа в данном направлении продолжается.

В связи с тем, что Собор 2013 года поставил вопрос о необходимости участия Церкви в духовно-нравственном воспитании дошкольников, усилиями Синодального отдела религиозного образования и катехизации подготовлена нормативно-методическая основа, дающая возможность реализации таких занятий в дошкольных образовательных организациях. Чтобы епархии без промедления могли подключиться к данному процессу, Синодальным отделом подготовлены «Рекомендации по организации системной работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» и «Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования» с методическими указаниями по его внедрению. Документы разосланы в епархии в качестве рекомендательных. Важно, чтобы они нашли применение на местах. Сегодня всем нам необходимо в полной мере использовать имеющиеся в данной области возможности. Наработки Синодального отдела учитывают законодательство России, но могут быть использованы и в других странах нашей канонической ответственности применительно к местным законам.

 

Современное монашество. В течение двух послесоборных лет активно обсуждалась организация жизни монашества на современном этапе. Был создан новый проект «Положения о монастырях и монашествующих». В целях проведения общецерковной дискуссии он был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет. Его планировалось вынести на обсуждение нынешнего Архиерейского Совещания. Однако было выявлено довольно серьезное расхождение во взглядах на рясофор, на церковно-правовые последствия его принятия.

Согласно одной точки зрения, рясофор приравнен по каноническому статусу к монашеству, ибо является его первой ступенью. Согласно другой, рясофор — это лишь приуготовление к нему. Данную тему мы обсудим сегодня или завтра и по итогам дискуссии будет продолжена работа над Положением о монастырях и монашествующих.

Кроме того, в течение двух лет ведется работа по организации системы образовательных курсов для монашествующих Русской Православной Церкви. В настоящее время соответствующий документ проходит согласование на уровне Высшего Церковного Совета. После его принятия он будет направлен в епархии, и правящим архиереям нужно будет претворять его в жизнь.

 

Память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Предметом постоянной заботы Соборов последних лет является распространение почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской. К сожалению, их подвиг пока еще недостаточно известен большинству наших соотечественников. Нам важно предпринимать все необходимые усилия для увековечения в людских умах и сердцах памяти об их жертве, которая воспламеняла бы в наших современниках любовь ко Христу.

Чтобы координировать деятельность по ознакомлению широкого круга людей с житием новомучеников и исповедников ХХ века, Священный Синод по поручению Архиерейского Собора 2013 года сформировал Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, который возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Совет провел большую предварительную работу по сбору информации о том, что уже делается по данному вопросу в епархиях, и осенью прошлого года провел свое первое заседание, во время которого были выработаны определенные рекомендации. Эти рекомендации будут своевременно разосланы. Прошу обратить на них особое внимание.

 

Культура. Культура является мощным инструментом формирования личности. Архиерейский Собор 2013 года призвал епархии создавать культурно-просветительские и духовно-образовательные центры, разрабатывать программы епархиальных мероприятий, способствующих развитию отечественной культуры. На основании присланных епархиями предложений по этому направлению Издательский совет составил рекомендации, которые были разосланы в епархии. Призываю вас, используя их, заботиться о достойном уровне осуществляемых церковных культурно-просветительских программ. Важно также прилагать усилия по популяризации христианского мировоззрения через книгопечатание, кинематограф, театральное искусство.

На протяжении уже долгого времени проводятся различные православные фестивали, наши епархии стали активно подключаться к празднованию значимых памятных дат. Однако по-прежнему в организации тех или иных мероприятий отсутствует межъепархиальная кооперация. Нужно насыщать церковную культурную программу совместными проектами, в которых участвовали бы верующие из разных регионов. Это сплотит людей, послужит установлению дружественных связей, будет способствовать обмену опытом и распространению различных инициатив. Таким образом, в условиях глобализации и секуляризации общественного сознания мы сбережем для будущих поколений свою национальную культуру, базирующуюся на духовно-нравственных ценностях Православия.

 

Сохранение памятников. Милостью Божией многие памятники церковной архитектуры пережили советскую эпоху и сохранились до сего дня.

Патриаршим Советом по культуре проведена большая работа в епархиях, находящихся на территории России. Подготовлен малый реестр из 150-ти наиболее ценных с точки зрения экспертов памятников церковной архитектуры. Кроме того для правильного использования, сохранения и восстановления движимых и недвижимых памятников культуры, переданных Церкви, создан реестр всех объектов культурного наследия Российской Федерации с общим количеством памятников церковной архитектуры 12080 объектов. В настоящее время сформирован список из 37 митрополий и епархий, не входящих в состав митрополий, на территории которых расположено наибольшее число памятников церковной архитектуры. Согласно синодальному решению от 25 декабря 2014 года в их штат необходимо ввести должность епархиального древлехранителя. На него возлагается контроль за сохранением памятников истории и культуры — объектов недвижимого имущества со связанными с ними произведениями иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами церковного наследия, находящимися в собственности или пользовании епархий.

Правящий архиерей несет особую ответственность за состояние всех храмовых зданий и должен вести начальствующее наблюдение за сохранением памятников церковной архитектуры и искусства во вверенном ему уделе.

Предложил бы Синодам Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата и Митрополичьих округов рассмотреть возможность использования опыта Патриаршего Совета по культуре в подведомственных епархиях.

(см.ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА)



[1] Журнал №74 от 25 июля 2014 года.

[2] В заседании 17 июня 2014 года.

 

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru




Еще новости по теме:

Все новости раздела