Публикации

02.05.2015

Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не раз меня спрашивали: почему мы читаем из года в год те же самые отрывки Священного Писания? Почему не ввести какую-то новизну в евангельские чтения? Почему из года в год я повторяю те же самые мысли, стараясь довести до своего и до вашего сознавая евангельскую проповедь? И мне вспоминается, как один проповедник однажды четыре воскресенья сряду произнес ту же самую проповедь; и когда один из его прихожан обратился к нему с вопросом: почему? Неужели вы не замечаете, что только повторяетесь? - тот ему ответил: а вы - как отозвались на эту проповедь? Что вы сделали в ответ на то, что слышали?..

Мы сегодня слышали еще раз, и услышим в течение нашей жизни, надеюсь, много раз, рассказ об исцелении расслабленного. И несколько раз я говорил: каждый должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель поставил расслабленному: ты болен, ты расслаблен и душой, и телом - а хочешь ли ты стать цельным, исцелиться?.. И каждый из нас сразу же, вероятно, ответил бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы мы задумались над тем, что значит получить от Бога исцеление. Что значит: из разбитого стать цельным, из расслабленного стать вновь крепким и способным на жизнь - и духовную, и душевную, и телесную?

И ответ мы, может быть, находим почти в последних словах сегодняшнего чтения: ты стал цел; смотри - не согрешай, как бы что худшее тебе не случилось... Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно за собой влечет и ответственность за вновь обретенную цельность. Нам не дается цельность, чтобы мы вновь эту цельность разбили, раскрошили, и остались только обломки того, что Господь сделал новым, вернул в той новизне, которая нам была дана изначала.

Исцелиться силой Божией - телом ли, душой ли, духом ли, значит на себя взять ответственность жить как человек, который уже больше не раздроблен, не разделен в себе, в котором нет этой постоянной войны между желанием добра и желанием зла. Ответственность быть человеком, в ком есть семя зла, есть семя добра, но который неразделенно, всей душой, всем умом, всем сердцем, всей крепостью и всей немощью своей, в которой сказывается сила Божия, выбрал добро и готов ради этого добра пожертвовать всем, кроме как этой вновь обретенной цельностью.

А цельность - это значит новое отношение с Богом, новые отношения с собой, новые отношения с окружающими людьми и с окружающим миром. По отношению к Богу это значит конец разделенности; по отношению к себе это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не поверхностно, не слегка, а жить вдумчиво, глубоко, жить всей, порой страшной и всегда опасной, глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям - это значит жить глубинно, это значит встречать людей не только поверхностно, и не только сводить все отношения к самому себе, а жить так, чтобы прозревать их глубины, говорить этим глубинам слово жизни, охранять эти глубины от соблазна, от зла, от разрушения.

Вот как нам предлежит жить, если мы хотим ответить Христу: да, Господи! Я хочу быть цельным! Но раньше, чем мы ответим дерзновенно, раньше, чем мы скажем эти слова, которые столько от нас потребуют - вдумаемся: готовы ли мы на подвиг? Готовы ли мы пронести цельность через жизнь, ради Бога, ради себя, и ради ближнего нашего? И только тогда ответим: да, Господи! А иначе - иначе задумаемся над собой, и поймем, что правду говорит апостол, что люди выбрали тьму, потому что дела их были темны…

Неужели мы выберем полумрак, полутьму, разбитость, которая нам дает какое-то греховное, злое право жить недостойно и себя, и ближнего, и Бога? Нет! На это мы не можем идти, мы не смеем на это идти! Мы должны произнести над собой суд, встать, и стать верными себе, ближнему и Богу. Аминь!

25 апреля 2010 г., в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (фрагмент проповеди):

Замечательно, что наше совместное богослужение мы совершаем в воскресенье, когда вспоминаем хорошо всем известную историю расслабленного (Ин. 5:1-15). Господь исцелил человека, который мечтал быть исцеленным. Это не была просто человеческая мечта — это была надежда; и не просто человеческая надежда, но надежда на Бога. Несчастный расслабленный, по нашему просто парализованный, человек лежал рядом с купелью, в которой раз в году возмущалась ангелом вода, в надежде на то, что он когда-то войдет в эту воду и получит исцеление — не от людей, потому что люди не умели исцелять эту страшную болезнь, но от Самого Бога. Тридцать с лишним долгих лет лежал этот человек — и вот Господь дарует ему исцеление.

Нам иногда кажется, что Бог должен немедленно откликаться на наши просьбы, что Бог должен нас постоянно сопровождать на нашем жизненном пути, что Он должен вмешиваться во все наши жизненные обстоятельства, иногда такие простые, мелочные, в наши конфликты, в наши человеческие недоразумения. Мы ведь постоянно призываем Бога вмешаться, когда говорим: «Господи, с соседкой поссорилась (или поссорился), уж такая плохая соседка — Ты мне помоги»; на работе что-то произошло — «помоги»; на поезд опоздал — «помоги». Казалось бы: Божие всемогущество, Божие величие — и наши повседневные заботы… Ну понятно, расслабленный ходить не мог — вопрос жизни. А что мы со своими скорбями, со своими повседневными заботами?

Так вот, каждый должен помнить, что пред Богом нет больших или маленьких проблем. У Бога нет сильных, властных, выдающихся, талантливых, богатых или, наоборот, бесталанных, бедных, больных. У Бога есть Его дети, и каждый обращается к Богу с той проблемой, которая его ранит. Для одного это вопросы большой политики, а для другого — отношения с соседкой, или с кем-то из семьи, или с кем-то по работе. Человек так устроен, что и самые огромные проблемы, с которыми сталкиваются главы государств и правительств, и наши простые человеческие проблемы сердце ранят одинаково. Вот почему у Бога и нет различия: большая проблема или малая, великий человек или совсем незаметный. Пред Богом — вся наша внутренняя жизнь, пред Ним — наша радость и наша боль, и Он откликается на радость и на боль любого человека. Вот почему нужно обращаться к Богу постоянно с молитвой — даже тогда, когда на поезд опоздал, и что-то не рядится в жизни, и заболел, и скорби семейные, и неудачи по работе.

Но к Богу нужно обращаться с молитвой, когда решаются задачи и огромной важности. Вот почему сегодня Церковь несет свое свидетельство, в том числе, и в мир политики, в мир экономики. Она обращается со словами к власть имущим, потому что везде должно быть Божией присутствие — и в большом, и в малом; потому что вся наша жизнь должна быть Богу посвящена, ибо Бог — наш Отец, и мы Его дети. Как родители земные сокрушаются по поводу самых незначительных проблем своих детей — маленький ребенок заплакал в кроватке, и мать тут же подбегает к кроватке, не задаваясь вопросом, большая или малая причина слез ее младенца, она отдает себя всю в этот момент, чтобы помочь плачущему младенцу, — так и Господь в каждый момент нашей жизни, если мы с верой обращаем к Нему свою молитву, вместе с нами и в больших, и в малых проблемах.



 

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru




Еще новости по теме:

Все новости раздела