Газета Благовест   №3 (252) / Интервью



 
След.материал »

[15.05.2018]

Побеждать со смирением

Может ли путь спортсмена стать дорогой христианина в Царствие Небесное

В ноябре 2016 года  с целью обеспечения и развития общецерковной деятельности в области физической культуры и спорта во Владивостокской епархии создана комиссия по вопросам физической культуры и спорта. Руководителем комиссии Указом митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина назначен клирик храма Богоявления города Артёма иерей Даниил Есаков. Отец Даниил гость редакции «Приморского Благовеста».
 
— Отец Даниил, епархиальный сайт неоднократно рассказывал о Вашей деятельности на этом посту. В основном вы встречаетесь со спортсменами на различных соревнованиях, принимаете участие в церемонии награждения. Легко ли священнику общаться со спортсменами?
— Спортсмены — такие же люди, у которых, кроме всего прочего, есть любовь и интерес к спорту. Я спорт-
смен, и у меня нет барьеров при общении с ними, а у них со мной. Мне легко найти с ними общий язык. У людей, серьёзно занимающихся спортом, есть свои принципы, свой жизненный стиль. Спорт становится частью жизни, образом жизни, особенно у профессиональных спортсменов. Если человек глубоко укоренился в спорте, он становится сдержанным, целеустремлённым. Спорт дисциплинирует, и в этом большая польза для любого человека.
— Много ли верующих спортсменов?
— Мне приходилось встречать прихожан в тренажёрных залах. Люди стараются не только в Боге возрастать, но и тело поддерживать, — современный горожанин, офисный работник очень мало двигается, а это не приносит пользы.
Фёдор Емельяненко — четырехкратный чемпион мира в боях без правил — нагляднейший пример православного отношения к спорту. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. Он часто приводит слова полководца Суворова, которые стали для него правилом: «Победи себя — и будешь непобедим! Молись Богу — от Него победа!».
— На соревнованиях мы видим, что спортсмен может осенить себя крестным знамением до или после выступления. Как вы к этому относитесь?
— Верующий человек и в спорте проповедует свою веру.
— Как человеку относиться к проигрышу?
Как и ко всему, что посылает Господь. Если выиграл или проиграл — что судил Господь, тому и радуйся. И найди в себе силы на это. Мы проповедуем Христа всей своей жизнью. Окружающие видят реакцию. В этом тоже наша безмолвная проповедь. Осенить себя крестным знамением — это проповедь.
Человек выиграл и благодарит Бога. А когда проигрывают… Я сам себя на этом ловлю — когда проигрываю, стараюсь благодарить Бога за всё.
— Вы около года работаете в епархиальной комиссии по вопросам физической культуры и спорта? Как люди отнеслись к тому, что на соревнованиях, на спортивной площадке есть священник, удивлялись?
— Спортсмены ценят, если их поддерживают, скажем так, на духовном уровне. Начинается наше общение сначала на тренировках, на соревнованиях, надеюсь, что продолжится в стенах храма. Если священник благословляет — это не означает, что человек непременно выиграет. Но моя помощь, надеюсь, даёт возможность человеку показать то, на что он способен. Многое решает воля Бога. Даже полное поражение — это не конец, это только начало пути. Я об этом часто говорю спортсменам. Наше общение даёт им чувство духовной поддержки и опоры, некий высший смысл того, чем они занимаются. Это в идеале.
Я стараюсь, по словам апостола Павла, быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых. Быть спортсменом для спортсменов. Если спортсмен или болельщик увидит священника на соревнованиях,  это может быть первым шагом к началу духовной жизни. Прийти в храм, найти священника, что-то спросить, поговорить не каждый решится. А когда сам приходишь, они видят в тебе своего, видят человека, жизненный путь которого в чём-то совпадает, который тоже занимается спортом, но ещё ведёт и духовную жизнь.
Если ты играешь в настольный теннис и пришёл к борцам, они тебя примут, примут твоё слово. Но если ты сам борец, сам занимаешься — значит понимаешь изнутри их проблемы, здесь принятие глубже. Легче принимают в своё общество.
— На одном из последних соревнований вы преподнесли в дар организаторам турнира икону — святыню. Какой в этом смысл?
— Я подарил икону святителя Иннокентия Иркутского президенту федерации армреслинга, чтобы Господь по молитвам святителя помогал в его трудах. Я лично знаю этого человека, знаю, что он верующий и что икона для него не просто подарок, а, как и для меня, — святыня. Он очень любит тот же вид спорта, что и я. Наши интересы сходны, много общего: и вера и спортивные интересы.
— Мы все помним фразу, что В человеке должно быть всё прекрасно — и душа и тело. Насколько это важно?
— Из своего опыта. У меня есть позвоночная грыжа. Мне приходится ежедневно укреплять мышцы спины, чтобы не чувствовать боль. Это, кстати,  медицинские рекомендации. Врачи советуют поддерживать своё тело в хорошем состоянии ежедневными спортивными нагрузками. Главное не впадать в крайности. Медицина дорогая, а тело  очень сложно устроено. Некоторые болезни не «цепляются» к тренированному человеку, а уже имеющиеся при регулярных физических нагрузках отступают. Это факт.
Апостол Павел писал в послании к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой.
Важно помнить, что профессиональный спорт здоровья не приносит.
— Многие скажут, что непросто побудить себя к молитве, к размеренному правилу. Так же  к физическим упражнениям. Что бы вы посоветовали из своего священнического и спортивного опыта?
— Бывает сложно и к молитве и к утренней пробежке себя побудить. В голове роятся всевозможные отговорки и от одного и от другого. Нужно ставить себя в жёсткие рамки. Сначала молитва — потом идёшь на стадион. Пока не изобрели таблетку для укрепления силы воли. К любой деятельности нужно себя побуждать. В этом нет особой сложности, когда втянешься в ритм, тогда не нужно себя заставлять — начинает нравиться, становится потребностью. Это касается и молитвы, и спортивных нагрузок. Нельзя сказать себе, что с понедельника я становлюсь усердным христианином и молюсь, как нельзя и заставить себя с понедельника стать тренированным спортсменом. Все нагрузки: и духовные, и физические — требуют постепенности и постоянства.
— Спорт и духовная жизнь взаимосвязаны?
— Конечно, как любая деятельность человека. Я говорю о том, что сам вижу, о соревнованиях, в которых участвую. Профессиональный спорт это другое: и для болельщиков-фанатов, и для спортсмена большая опасность состоит в том, что спорт способен усугубить человеческие пороки и страсти. Тщеславие, самолюбие — в спорте эти болезни души очень быстро разовьются.
Спортсмены — более организованные люди, привыкшие к самодисциплине и ограничениям. Физическая культура и поддержание себя в здоровом состоянии необходимы любому человеку. Согласно учению Церкви, человек — это существо, состоящее из духа, души и тела, и тело как храм души должно поддерживаться в надлежащем виде. В этом плане для нас нет особых запретов для занятий спортом, физической культурой. Другое дело, что можно разграничить занятия профессиональным спортом и массовым, для поддержания своих физических сил.
Спорт дал мне организованность, умение настроиться на то, что не нравится. Целеустремлённость, само-
анализ, критичность мышления — без этого в спорте нельзя.
— Тяжело совмещать и священническое служение, и тренировки, и соревнования?
— Непросто. Как известно, дорогу осилит идущий, и тот, кто хочет делать, — ищет возможности, а кто не хочет — оправдания. После духовных трудов физнагрузки разряжают, снимают напряжение и стресс. Человек переключается. Помогает любовь к спорту. Когда тебе это нравится — ты не чувствуешь усталости, второе дыхание открывается.
— Как совместить смирение с желанием победить и стать лидером?
— Со смирением побеждать и со смирением проигрывать. Если спортсмен верующий — он так славит Господа. Смирение — это трезвое видение самого себя.
«…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. (1Пет. 5:5–6)
Под смирением часто совершенно неправильно понимают забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо, достоинство человека и христианина. А значение глагола «смирить» обычно понимают как синоним слова «унизить». Но это в корне неправильное понимание смирения как добродетели.
Во всём нужна мера. Непросто смирить себя профессиональному спортсмену. Смирение в том, чтобы не возгордиться, не тщеславиться.
Спорт, каким я его знаю и люблю, не входит в противоречие с христианскими ценностями. Главное, чтобы во главе всего был Христос.
— В турнире по армрестлингу, проходившему в Большом Камне в конце марта, вы завоевали 1-е место в своей весовой категории. Батюшка, есть спортивные планы?
— Я принимал участие в региональных соревнованиях. Если будет угодно Богу,  хочу поехать на соревнования более высокого уровня, чтобы и там проповедовать. В глубине души мне хотелось бы увидеть обстановку таких соревнований, прочувствовать её. Всё будет зависеть от моей тренированности.
Познакомился с руководителями Управления развития физической культуры и массового спорта администрации города Владивостока и администрации Артёма. 22 мая планируется всероссийское мероприятие — забег. Думаю сам принять в нём участие и пригласить к участию верующих. Мы не должны прятаться от мира.
— Среди прихожан не пробовали проводить физкультуру?
— Пока нет, но я об этом думаю. Особенно хочется помочь пожилым прихожанам, постоянно живущим в городе. Найдёт ли такой призыв отклик? Думаю, да. В нашей Церкви есть приходы, где такое практикуется.
Хочу сделать утренние пробежки с молитвой. Чем не крестный ход? Такой необычный, может быть, даже более духовно полезный, в том смысле, что крестный ход — это молитва, а бежать и разговаривать с друзьями невозможно. Только дыхание и молитва. Для организации нужны помощники.
— Среди духовенства есть единомышленники?
Поддерживают, но помогать не спешат. Наверное, потому, что нет спортсменов.
Деятельность нашей епархиальной комиссии по развитию спорта только в самом начале. Впереди немало перспектив, путей, поиска форм работы, которые нужно опробовать и использовать. 
— Желаем Божией помощи и успехов.
 
Святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объёме и приобретают прочность и упругость».
 

 

  Тамара Ступина  

След.материал »

Версия для печати ++
Текущий раздел газеты "Благовест" >>
Текущий номер газеты "Благовест" >>
На главную страницу сайта Владивостокской епархии >>
 
  • "Приморский Благовест". Все номера >>
     
    "Приморский Благовест"
    Статьи из раздела "Интервью"

     



    Побеждать со смирением










    На главную >>