Газета Благовест   №9 (248) / Статьи



 
След.материал »

[01.12.117]

Афон — на «передовой»

«На Афоне впервые я побывал в 2013 году, впечатления тогда остались очень сильные, подумалось, что надо регулярно приезжать на Святую Гору, — рассказывает «Приморскому благовесту» клирик Владивостокской епархии игумен Климент (КРИВОНОСОВ), настоятель Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русском. — И вот спустя четыре года посчастливилось вновь посетить Афон».
 
СВЯТЫНИ И ДУХОВНЫЙ РОСТ
В этой поездке, проходившей 
с 16 октября по 1 ноября, о. Климент смог посетить целый ряд обителей — греческие монастыри Иверский, Дохиар, Симонопетра, Ксенофонт, Григориат, Констамонит; сербский Хиландар, болгарский Зограф и русский Свято-Пантелеимонов монастырь. А также келью святого Модеста (при монастыре Симонопетра) и другие.
— Удалось петь на клиросе во время монастырских богослужений, часто причащаться Святых Христовых Таин. И, конечно, почтить множество святынь. Афон — одно из тех редких мест, где можно прикоснуться к самым древним святыням нашей Церкви, таким как чудотворная «Иверская» икона Божией Матери в Ивероне или «Скоропослушница» в Дохиаре. В монастырях Святой Горы сохранилось множество мощей святых самых первых веков христианства — апостолов, ходивших со Христом, и даже библейских персонажей, к примеру, святой мученицы Фотины (Светланы) Самарянки, у которой Господь наш Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова, после чего она возвестила жителям Самарии о пришествии Мессии — эта встреча описана в Евангелии от Иоанна (в 4-й главе).
Конечно, во время поездки искал встреч с духовно опытными отцами, на Афоне вообще происходит немало таких встреч, которые несут особую духовную пользу. В одном из монастырей познакомился, к примеру, с настоятелем Голгофо-Распятского Анзерского скита Соловецкого монастыря игуменом Евлогием. С этим батюшкой мы затем посещали другие обители Святой Горы, делились впечатлениями. Сошлись во мнении, что Афон сегодня находится на «передовой» противостояния добра и зла, там особенно остро переживают в связи с развитием межрелигиозного экуменического взаимодействия, а также по поводу общего эсхатологизма той ситуации, которая складывается в нашем мире в данное время.
Большинство паломников, по наблюдениям отца Климента, в привычных условиях в повседневной своей жизни об этом могут не часто задумываться, а вот попадая на Афон, почему-то сразу вспоминают о Конце Света, начинают видеть этот мир через призму конечной цели его исторического бытия. Кого-то этот опыт подвигает на то, чтобы попытаться что-то изменить в своей духовной жизни…
 
ЛАЗЕЙКИ В ЗАКОНЕ
Вместе с тем реалии сегодняшнего мира таковы, что даже монахам непросто сосредоточиться исключительно на духовной жизни — и за политической приходится следить. Так, парламент Греции проголосовал этой осенью за законопроект о «Юридическом признании гендерной идентичности», позволяющий несовершеннолетним детям с 15 лет изменять пол. Казалось бы, как это нововведение может затронуть Афон? Дело в том, что теперь граждане Греции смогут поменять свою половую принадлежность даже без операции — достаточно обратиться в суд с соответствующим ходатайством. Таким образом, закон о гендерном самоопределении позволяет молодому человеку самому определить свой пол и получить соответствующий паспорт.
— Афон обеспокоен, потому что формально это узаконивает возможность для трансгендеров посещать Святую Гору. Прецедентов еще не было, тем не менее на Афоне этот вопрос активно обсуждают, поскольку он может подорвать многовековые устои, — отмечает игумен Климент.
Согласно статье 186-й Уставной Хартии Афона, «в соответствии с древним обычаем запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы». Соблюдение этой законодательной нормы достаточно строгое — для женщин за проникновение на территорию Афона предусмотрена уголовная ответственность — лишение свободы на срок от 8 до12 месяцев. На Афоне запрещены даже домашние животные женского пола (исключение делается для кур, поскольку куриное яйцо необходимо для иконописи, а также для кошек, которые помогают бороться с грызунами).
Такая норма формировалась веками. Святое Предание гласит, как в 49 году Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов совершали морское путешествие — когда их корабль попал в бурю, его прибило к берегам Афона (в том месте, где теперь находится Иверский монастырь). Пречистая Богоматерь была так поражена красотой Святой Горы, что попросила у Господа это место себе в удел. На что был получен ответ: «Да будет место сие удел Твой и сад Твой и рай и пристань спасения желающих спастись». Когда в 422 году царевна Плакидия, дочь Феодосия Великого, решила посетить Афон, чтобы поклониться святыням, она услышала глас Царицы Небесной, повелевшей покинуть полуостров: «Отныне нога женщины да не ступит на землю Святой Горы». А в 1045 году, при византийском императоре Константине IX Мономахе, был принят Устав для афонитов, официально ограничивший для женщин (и домашних животных женского пола) возможность пребывать на территории Святой Горы.
Однако современные веяния Евросоюза, в состав которого входит Греция, зачастую идут вразрез с теми традиционными ценностями, которые веками исповедовались православным государством. Так, в 2015 году Греция стала первой в мире православной страной, узаконившей однополые браки, вслед за Нидерландами, Бельгией, Испанией и другими странами. А принятый Грецией осенью 2017 года закон о гендерном самоопределении формально открывает возможность посетить Афон тем гражданам, у которых в паспорте в графе «пол» написано «мужской», даже если такой документ был выдан лишь в результате процедуры самоопределения, а на самом деле обладатель паспорта мужчиной биологически не является.
 
ЧАЯНИЯ О РОССИИ
В этой связи греки не перестают с надеждой взирать на Россию и ее лидера, открыто заявляющего 
о приоритете традиционных ценностей.
— Оба упомянутых закона вызывают протесты греческой общественности и духовенства, — отмечает игумен Климент. — И именно в России греки и афониты видят ту политическую и государственную силу, которая способна противостоять западному миру с его апостасийными идеями «альтернативных» стандартов, противоречащих традиционному укладу. Греция и Афон верят, что Россия сможет противостоять этому злу, распространяющемуся сегодня по всему миру.
На мой взгляд, между нами складываются очень интересные взаимоотношения, которые основаны, прежде всего, на единой Православной вере. Но при этом греки и мы, русские — это очень разные народы, у которых немало отличий в традициях, культуре и менталитете.
Такое наблюдение основано, в частности, на встречах, которые произошли на Афоне у о. Климента с двумя монахами, нашими бывшими земляками, когда-то принявшими постриг во Владивостоке, на острове Русском, в Свято-Серафимовском мужском монастыре.
— Оба монаха наши, приморские, из Владивостока и Уссурийска. На Афоне пребывают уже около десяти лет, оба подвизаются в греческих монастырях. Уже и язык там выучили, а всё равно остаются русскими в душе. Ту же тенденцию можно отметить и в отношении богослужебной традиции и монашеского устава — если мы что-то заимствуем у греков, то непременно это изменяем, переделываем на свой лад. То есть наши народы, хотя и православные, и столетиями сосуществуют достаточно близко, но остаются при этом как две различные субстанции — как ни смешивай, масло всё равно останется маслом, а вода водою. Но тем и удивительно Православие, что уникально воспринимается на разной национальной почве. Основа же нашей веры — общие истинные ценности.
Из этой поездки на Святую Гору Афон игумен Климент сделал вывод о том, что нужно, прежде всего, жить своей собственной жизнью и быть полезным там, куда определит тебя Господь.
— Да, Святая Гора — это намоленное в течение многих веков место с чудотворными святынями, со следами пребывания самой Царицы Небесной, апостолов и великих подвижников. Это мировой центр современного монашества. Всё это поставляет Афон на «передовую» духовной жизни. Если же вы спросите меня, какой мне больше всего понравился монастырь, — замечает о. Климент, — я отвечу, что это наш Свято-Серафимовский монастырь на острове Русском. Потому что в нем и совершается милостью Божией наше спасение и наша духовная жизнь во славу Божию и на пользу ближним.

  Сергей Карабанов  

След.материал »

Версия для печати ++
Текущий раздел газеты "Благовест" >>
Текущий номер газеты "Благовест" >>
На главную страницу сайта Владивостокской епархии >>
 
  • "Приморский Благовест". Все номера >>
     
    "Приморский Благовест"
    Статьи из раздела "Статьи"

     




    Афон — на «передовой»









    На главную >>