“Правило веры”

Христос тебя ждет

28.02.2008

Фрагменты из бесед игумена Алексия с афонским монахом Даниилом

Фото. АфонНачало в № 11, 2007

УЧЕНЫЙ НЕГР

— В общем, есть такая история. Сидел в монастыре. И пришел один любознательный негр. Профессор химии. Живет в Лондоне. Пятьдесят пять лет ему. Видно по глазам, что умный человек. Преподает в Оксфорде химию.

— Что? Именно негр?! — переспросил его.

— Да-да, именно — негр. Послали его ко мне. Говорят: «Что-то допытывается по-английски за молитву». Ладно. Он меня спрашивает: «Отец, как молиться молитвой Иисусовой?» Вижу — умный человек. «Смотри, как молиться, — говорю ему. — Почему молишься? Что ты хочешь от Бога? Вот у тебя есть мама. Раз она готова тебе дать какую-то вещь, тебе не нужно как-то особенно умолять: «Мамочка, дай мне — я голодный!»Она сразу тебе даст просимое. Без различия — какой формы будет твоя просьба к ней. Если ты хороший и ищешь от Господа положительное, Он тебе даст. А если плохую вещь ищешь от Господа, и твоя техника высокая будет, и это будет умно-сердечная молитва, этого тебе Бог не даст.

Пример. Два человека вошли в храм. Один бьет себя в грудь и говорит: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!» Другой — фарисей: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь…» (Лк. 18, 11, 13). Один и другой молились умно-сердечной молитвой: собранные умом с полным сердцем произносили свои молитвы. Полным сердцем жаждали того, что ищут. Первый, мытарь, был услышан Богом, а второй, фарисей, имел умно-сердечную молитву себе на грех, на осуждение.

То есть, если я молюсь, чтобы стать великим духовником, очень известным, или иеромонахом, или Епископом, или учителем людей, эта молитва мне будет в осуждение, хотя эта молитва и будет умно-сердечной. Не важно, как молишься. Важно — почему. Что ты хочешь от Бога?! Вот что важно.

Тогда профессор меня спрашивает: «А почему тогда молимся общей молитвой Иисусовой? Почему она тогда лучше других?» «Она не лучше других, — отвечаю, — она простая. Ею можно долго молиться. А в других молитвах ум часто утопает».

Вот сегодня утром долго говорю с тобой, не могу так долго. Две минуты максимум. И устаю. Все! А молились часами ночью Иисусовой молитвой.

«А почему? В чем тут дело? Почему Бог хочет, чтобы мы долго молились? — спрашиваю его и сам отвечаю. — Тайна в том, что во время молитвы нас обнимает Дух Святой и преображает нас. А Христос умер за это, чтобы мы стали богами по благодати. И поэтому Он не хочет нас сразу услышать, а «гонит» нас через присутствия демонов и через наши страсти на долгую молитву. Вот в этом тайна. И как вещь, положенная на солнце, становится теплой, так и мы, подобно фотобактерии, сколько стоим на молитве, столько упиваемся Духом Святым…» — так ему сказал. «Значит, молиться нужно как можно больше?» — спросил ученый негр. «Молиться нужно, чтобы наполниться благодатью!» — «А в Церковь зачем ходить? Зачем тогда добрые дела делать?» — опять спрашивает он. «Здесь важна Православная Церковь и Ее Таинства. Именно они делают из нас сосуд, в котором может пребывать благодать. Раз мы не православные — благодать нас сверху, снаружи обливает, но не проникает внутрь. Она просвещающая, но не церковная. То есть мы не имеем сосуд, не имеем кувшина, где собирается благодать. И сколько бы Дух Святой нас ни обливал — всё мы теряем, потому что кувшина нет. Поэтому Христос сказал: «Истинно говорю: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; меньший в Царствии Небесном больше его» (Мф. 11, 11). Вот почему нужна Церковь! Самую совершенную жизнь имел Пророк Иоанн Креститель. И все-таки самый маленький в Раю — выше Иоанна Крестителя.

— Что же получается? Мы, недостойные христиане последних времен, будем выше Предтечи Иоанна?

— Смотри, что хотел сказать Христос: человек жил совершенною жизнью, постоянно молился, как Иоанн Креститель, но рожденный от жены, он не имел духовного рождения. У него только телесное рождение, если он не имеет Крещения, не имеет обожения, не имеет Крови Христа, не имеет Причастия.

Он богом не становится по благодати, а в Раю будут жить только боги по благодати. А становятся люди богами только по благодати — через Таинства Церкви: Таинства Крещения и Причащения. Поэтому-то Церковь нужна!

Совершенная жизнь складывается тогда, когда она сочетается с Причастием Христу, Его Телу и Крови. И это исключительно плод Православной Церкви. Только тогда обожается человек, и только тогда он может быть в Раю. Потому что только боги будут в Раю. Раз человек не стал богом по благодати – не может он быть в Раю.

А эссенция бога по благодати есть любовь ко Христу. А любовь ко Христу имеет Бог-Отец. И Бог-Отец тому Отец, кто крещен. Потому что Крещение есть духовное рождение. Христос поэтому сказал: «…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие»(Ин. 3, 3).

И далее: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

— Как молиться в мiру? У всех проблемы — работа, семья!..

— А Бог и посылает проблемы ради молитвы! И если не имеешь подлинной любви ко Иисусу Христу – Он шлет тебе проблемы.

— А когда же тогда молиться? Заботы требуют времени, и молитвы требуют времени.

— Надо трудиться! Помолись Ангелу-Хранителю вечером: «Подними меня чуть раньше. Хочу молить Иисуса, хочу говорить с Ним».

Если же не поднялся — идешь дорогой, говоришь «Отче наш…», «Господи, помилуй». В автобусе. Говоришь это каждую секунду в метро. Борешься с сатаной. С ним надо бороться. Потому что раз боремся за деньги, чтобы выжить, значит, с ним — тем более. Надо бороться за нашу вечность. Едешь в машине, радио не включай — кради время у демона. Не читай журналы. Почитай, если не можешь не читать, газету — 5 минут. Но не читай ее 30 минут. Так крадет мiрской человек время для молитвы, для общения с Господом.

Бог же, по расположению, дает еще больше. А когда человек хочет сильно молиться, а не имеет времени — Бог Сам устроит так, что у него появится время. Например, поломает ногу, станет инвалидом и сидит дома, ничего не делает. «Паразит! Весь день молится!» — скажут о таком. Слава Богу! Так бывает, — усмехнулся отец Даниил.

— Здоровье теряем, но спасаемся?

— Конечно — Ангелы радуются. Молится. Пусть поломал ноги. Все хорошо. Так бывает. Через беды спасаемся.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх