Южно - Уссурийский Рождество - Богородицкий женский монастырь

На рубеже веков в 1899 году на Дальний Восток из Забайкалья приехали первые насельницы Южно-Уссурийского женского монастыря. Вскоре недалеко от города Никольск-Уссурийского и возникла эта обитель.

Первой игуменией и устроительницей Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря была монахиня Павла (в миру Параскева Николавна Трегубова). Она родилась в 1830 году в деревне Трегубово Слободского уезда Вятской губернии в простой благочестивой семье. В 1854 г. поступила в Христо - Рождественский монастырь. 14 октября 1865г. была пострижена в рясофор с именем Парфении, а 23 апреля 1866г. пострижена в мантию с именем Павлы. Прожив 30 лет в монастыре, она одной из первых русских монахинь дошла до Сибири за сбором пожертвований.

Строительство Южно-Уссурийского женского монастыря в н. XX векаВ 1880 году по благословению архиепископа Вениамина и архимандрита Мелетия матушка Павла прибыла в Забайкалье и приступила к строительству монастыря в Чите. Монастырь был устроен.

23 июня 1899г. матушка оставила Читу, имея благую цель - создание женской обители на Дальнем Востоке. Кроме верной ее сподвижницы монахини Марии, матушку сопровождали 15 сестер-послушниц. Еще до прибытия в Никольск-Уссурийский монахиня Павла обратилась к управляющему Владивостокской и Камчатской епархии Владыке Евсевию с прошением принять ее с сестрами во вверенную ему епархию и разрешить ей приехать во Владивосток с тем, чтобы найти подходящее место для создания в Южно-Уссурийском крае женской обители. Владыка Евсевий докладывал об этом Святейшему Синоду: "Учреждение в Южно-Уссурийском крае женской общины, которая впоследствии могла бы быть переименована в женский монастырь, необходимо потому, что население края, состоящее из переселенцев европейской России, привыкло на месте своего первоначального жительства искать религиозного утешения в иноческих обителях...".

Матушка Павла сама выбрала место для будущей обители - в 11 верстах от г.Никольска-Уссурийского, с северной стороны от реки Суйфун. 16 февраля 1900г. на этом месте был отслужен молебен и водружен крест. К весне выстроили барак из теса, где и разместились сестры. 20 мая 1900г. была совершена закладка деревянного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы протоиереем П. Мичуриным. Одновременно начата постройка на пожертвованные средства двух домов: жилого дома для сестер, которые вскоре пришли сюда из Никольска на постоянное жительство, и кухни с трапезной.

В начале 1901г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был вчерне выстроен. Игумения Павла просила Владыку Евсевия освятить новосооруженный храм, хотя он и был не вполне готов к освящению. Его Преосвященство, входя в положение обители, удовлетворил просьбу настоятельницы. 16 января 1901года Владыка торжественным служением освятил новый храм. Обитель стали посещать богомольцы. Приезжали сюда жители Никольска, ближних и дальних деревень Уссурийского края. Приезжали из Маньчжурии, Хабаровска, Владивостока. Вскоре были построены и странноприимница и небольшой домик на пасеке.
Община росла. Среди сестер появились некоторые вдовые женщины с малолетними девочками. Девочек от 6 лет и старше приходилось брать и на воспитание. Их начали приучать к клиросному послушанию. Но они не умели ни читать, ни писать. Явилась нужда устроить для них школу. Школа поместилась во втором корпусе для сестер, и без того тесном. Постоянно приходилось совершать деловые поездки из монастыря в город. Поэтому у города был исходатайствован небольшой бесплатный участок, на котором было выстроено монастырское подворье (близ кладбища).

В мае 1902 г. было начато, а в июне 1903 г. закончено строительство небольшого настоятельского корпуса с домовой церковью, торжественно освященной во имя Нерукотворного Образа Спасителя Преосвященным Владыкой Евсевием 24 октября 1903 года. Дом, в котором раньше жила игумения с несколькими сестрами, был обращен в рукодельную мастерскую, где сестры занимались вышивкой на полотне и по бархату шелком и золотом, шитьем священных облачений, одежды и белья. Обувь тоже шили себе сами.

В 1902 году по представлению Владыки Евсевия матушка Павла была награждена наперсным крестом. Пострижение двух рясофорных послушниц было выдающимся событием в жизни обители - это было первое приобретение матушки Павлы. Для большего торжества пострижение было приурочено к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы - 8 сентября 1903 года. Приезжал благочинный - настоятель Свято-Троицкого Николаевского монастыря игумен Сергий.
Повседневная трудовая жизнь начиналась в обители в 3 часа 30 минут утра с совершения утреннего правила, которое, как и вечернее, совершалось без священника. По принятии пищи сестры расходились каждая на свое послушание. В 12 часов собирались в трапезную, в 16 часов пили чай, а ужинали в 19 часов. За трапезой, как и положено уставом, читали жития святых, разные поучения и наставления из монашеской жизни. Читали все сестры поочередно. После ужина совершалось вечернее правило, которое было несколько продолжительнее утреннего.

Духовное окормление сестер осуществляли старцы Свято -Троицкой Николаевской обители игумены (впоследствии архимандриты) Сергий и Герман - некогда валаамские иноки, посланные в 1895 году в помощь игумену Алексию для устроение первого на Дальнем Востоке монастыря.
Отдельно следует сказать о монастырском хозяйстве, которое было признано образцово-показательным.

Земля, отведенная монастырю, в общем, была удобна, хотя и располагалась в зоне "негарантированного земледелия". Во время тайфунов и разливов реки прибрежная низменность затоплялась, и зачастую обитель теряла скошенное сено. Пахотную землю и луга монастырь часто обрабатывал своими силами, но главным образом отдавал в аренду. Так что земля представляла из себя доходную статью, но весьма недостаточную для великих нужд начинающейся обители.
Интересно отметить, что хозяйственная деятельность, затраты, приобретения и потери монастыря строго учитывались. Данные статистического опроса, проведенного в 1910 году, позволяют в полной мере представить себе все тонкости ведения монастырского хозяйства от самого времени создания обители. На общинных землях находилось около 17 десятин корейской пашни. Первые годы в качестве арендаторов землей пользовались старые владельцы. Затем она стала отдаваться другим арендаторам. По мере расширения удобных земель сдача их в аренду увеличивалась, причем арендаторами являлись преимущественно корейцы. Система полеводства была однопольной. В 1904 году сестры-монахини впервые подняли и засеяли 4 десятины нови. К 1910 году под посевами было уже около 30 десятин, из которых 9 обрабатывалось корейцами, остальные же были подняты и обработаны трудами сестер. И только последние 2 года они в страдную пору нанимали рабочих в помощь себе.

Главными орудиями труда были два геновских плуга, как для поднятия нови, так и для пахоты мягкой пашни. В плуг запрягали две пары быков. Пропалывали пшеницу ячмень, овес. Высокие хлеба жали, малорослые - косили. Молотили преимущественно цепами. Сеяли также гречиху, просо, лен, коноплю. В незначительных количествах - кукурузу. Имеется таблица посева и урожая хлебов. Показатели урожайности в основном хорошие и средние. В 1908, 1909,1910 годах отмечены высокие укосы трав на сено.

В монастыре возделывалось 26 видов огородных культур: картофель, капуста, свекла, брюква, редька, бобы, горох, дыни, арбузы, тыквы, помидоры, шпинат, морковь, горчица и др. В садах разводили сливы, вишни, груши, яблони, крыжовник, малину, смородину, клубнику, яблони-райки - всего около 300 фруктовых деревьев и 1000 ягодных кустов. Об использовании воды сказано так: "Воду зимой и летом берут из колодца. В монастыре имеется один колодец, удовлетворяющий нужды монастыря". Имелся свой выгон для скота в 125 десятин. У обители было 3 стада - крупный скот, лошади и мелкий рогатый скот. Мелкий скот пасла сестра-монахиня, а крупный - нанятый пастух. Пасли с весны до Николы. Весь скот был пожертвованный. Сестры занимались пчеловодством. Первый улей (колоды) завели в 1904 году, рамочный - в 1905 году. Пасека находилась на усадебной земле. К 1910 году количество ульев дошло до 100. Сеяли медоносные травы и гречиху.

Имелся у монастыря и лесной надел. Матушка Павла неоднократно ходатайствовала о его выделении. Вот выдержки из ходатайство игумении о лесном наделе от 22 сентября 1907г.: "...число сестер стало увеличиваться, а вместе с тем - и материальные нужды обители, содержащейся исключительно на свои средства и добровольные приношения. Особенно нуждается монастырь в лесных материалах, а главным и существенным образом - в дровах для отопления 100 печей. Кроме того, каждый год приходится покупать строевой лес для возведения монастырских построек. На покупку леса приходится тратить очень большие средства... Помимо отопления двух церквей и прочих зданий, находящихся в монастыре, нам приходится отапливать 3 дома в Никольск-Уссурийском, где имеется женская школа с бесплатным общежитием для девочек сирот и детей бедных родителей крестьянского сословия".

Школа эта была выстроена заботами матушки игумении. Законоучителем в ней состоял священник о. Косма Серговский, а учительницей - рясофорная послушница Екатерина. Она обучала девочек пению и рукоделию. В 1906 году монастырь содержал еще одну школу - для детей ближайших деревень Линевичи и Кугуки. Но с открытием там своих школ монастырская школа была закрыта.

В 1908 году заботами престарелой игумении Павлы на монастырском кладбище была выстроена деревянная довольно красивой архитектуры часовня св. пророка Илии.

Игумения Павла получила следующие награды: грамоту Св. Синода, медаль, наперсный золотой крест. Умерла она в 1909 году.

По смерти устроительницы Южно-Уссурийского Рождество - Богородицкого монастыря и первой его игумении Павлы нелегкий игуменский крест взяла на себя монахиня Сергия. Из сохранившихся документов мы видим, что к 1910 году в обители было хорошо развитое крупное хозяйство, велась широкая миссионерская деятельность.

Зимой 1912 года в монастыре произошел сильный пожар. Все деревянные постройки, в том числе и корпус с храмом, сгорели. В 1913 году заботами и усердием матушки Сергии началось строительство каменного корпуса. И уже 27 сентября 1914 года архиепископом Евсевием был освящен храм во имя Спаса Нерукотворного. Обитель продолжала отстраиваться и возрастать духовно.

Последней настоятельницей монастыря была схиигумения Олимпиада. При ней в монастыре начала работать иконописная мастерская. Обитель обеспечивала иконами многие храмы. Сохранилась икона, писанная самой матушкой Олимпиадой - образ Божией Матери "Скоропослушница". Сейчас эта икона находится в Свято-Покровском храме г. Уссурийска.

В период после 1917 года Рождество-Богородицкий монастырь разделил судьбу большинства российских монастырей

Статьи о монастыре на нашем сайте:
Найдено захоронение первоосновательницы Южно-Уссурийского женского монастыря Благовест №6, 2003
Фотографии места захоронения Игумении Павлы

Мы в соцсетях

Популярное

Морскую акваторию столицы Дальнего Востока обошли с молитвой об избавлении от короновирусной инфекции
03.04.2020
3 апреля 2020 года по благословению митрополита Владимира клирики Владивостокской епархии на катере обошли морскую акваторию столицы Приморья с иконой Божией Матери «Порт-Артурская» и ковчегом с частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного.
Церковь призывает верующих включить в домашнее молитвенное правило молитву во время распространения вредоносного поветрия чтомую
30.03.2020
Дополнить ежедневное молитвенное правило новой молитвой во время распространения вредоносного поветрия чтомой призывает верующих Русская Православная Церковь.
Епископ Уссурийский Иннокентий совершил освящение закладки нового храма в Хасанском районе
16.03.2020
Деревянный храм в Иверской иконы Божией Матери начали строить в южном порту Приморья.

Наверх