Пасха в Пекине

Царские врата - из подставок для цветочных ваз, вместо престола - чайный столик - так проходила первое пасхальное богослужение в 2001 году в Китае после пятидесятилетнего перерыва.

С тех пор в Пекине ежегодно на Пасху проходит праздничная служба. В прошлом году ее провел священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае вновь начинает делать первые шаги.

Об этом рассказывает непосредственный свидетель и участник событий Александр Зайнигабдинов, который провел в Китае около шести лет, обучаясь в Шаньдунском университете с 1995 года: "Нынешнее российское посольство располагается на территории бывшей Духовной Миссии в Пекине, там были и храмы православные, и, может быть, захоронения. Отец Дионисий начал приезжать сюда сначала на три дня, потом на неделю, и несколько праздников подряд здесь проходили богослужения.
В 1999 году на праздник Рождества возникла мысль: почему бы не провести службу мирским чином. Среди жителей Русского городка (так называется территория, где живут сотрудника посольства и торгпредства), которые подали эту идею, никто не имел опыта церковного пения и чтения, но было огромное желание почтить великий праздник. Через Интернет удалось найти последование. Нам помогали и сотрудники ОВЦСа и технически "продвинутые" батюшки, у которых есть возможность выхода в Интернет. В итоге на первой Рождественской службе присутствовало человек двенадцать - непосредственные участники, но всем понравилось, и решили готовиться к Пасхе. Уже все знали шестой глас и решили, что надо выучить и восьмой. На нашу первую Пасху в 2000 году пришло уже много народа, в том числе и посол Кипра. Ведь во всем Пекине нет ни одной православной церкви, и священники здесь бывают лишь наездом. Было богослужение мирским чином, но зато с крестным ходом.

В последний раз Пасху в Китае служили в пятидесятых годах, пока еще оставались священники. После пятидесятилетнего перерыва на китайской земле вновь раздалось пасхальное приветствие из уст священника. Отец Дионисий служил на Пасху 2001 года в российском посольстве. Сюда собралось около трехсот человек, в основном это были сотрудники посольства и члены их семей и люди, проживающие в Пекине, которые сумели пробраться через жесткий посольский кордон. Так как это режимная территория, приходилось заранее, за несколько дней, подавать списки тех, кто будет присутствовать на службе. И те из русских, кто узнавал позже, уже не имели возможности попасть на службу. Таких было еще человек двести-триста. Запаса привезенных свечей не хватало, и пришлось делить их на три части, чтобы всем участникам крестного хода досталось. Свечи привезли настоящие восковые из Оптиной пустыни. Крестный ход участники службы совершили в старинном парке посольства, обойдя мраморный крест, воздвигнутый уже в наши дни "в память всех, в сей земле почивших и погребенных".
Богослужение совершалось на церковнославянском языке, а Евангелие несколько раз читалось на китайском. Среди пришедших было много китайских граждан - потомков албазинцев, пленных русских казаков из острога Албазин, в XVII веке вывезенных в Пекин вместе со священником о. Леонтием. Все последующие поколения албазинцев традиционно сохраняли Православие и селились близ Русской Духовной Миссии в Пекине.

Служба все время проходит в так называемой "Красной фанзе" - это территория, оставшаяся со времен Духовной Миссии, и она являлась частью архиерейских покоев. Так как это все-таки китайская земля, то крыша у здания характерная - с загнутыми скатами, и на венце этого здания находятся голуби, хотя обычно "сидят" всякие страшные звери - существующие и мифические. Вероятно, поскольку строили для русских, то семь голубей символизируют число даров Святого Духа. В буднях посольства это помещение является малым залом для приемов. И здесь сначала один раз, два раза, а потом и четыре раза в год начали проводить богослужения.

Все необходимое устраивалось из подручных предметов, благо там еще и мебель старинная находится, которая осталась со времен Миссии. Антиминс там имеется и постоянно хранится в посольстве. Очень нас выручали разнокалиберные китайские чайные столики, которые здесь имелись. Из специально изготовленных предметов есть только укороченных размеров аналой. В посольстве есть китайские подставки для цветочных ваз - побольше и поменьше. Они составляются вместе, и получается что-то наподобие Царских врат, на них ставятся иконы, которые приносят из домов. Среди сотрудников посольства есть и воцерковленные люди, они тосковали без службы, быть может, их молитвами все это и совершилось.

Наше досье
Из статьи Киры Поздняевой "Пасха в Китае":

…Несмотря на то, что до начала пасхальной службы оставалось не менее получаса, в Фанзе яблоку было негде упасть; а люди все шли и шли: посольские, студенты, журналисты, сотрудники других посольств - Украины, Белоруссии, Греции, Кипра, Сербии, Болгарии и даже Эфиопии.

Подъехал отец Александр Дэ с дочерью Натальей; идет, опираясь на палочку, радостно озирается. Последний оставшийся в живых китайский священник - отец Александр Дэ - представитель небольшой общины православных китайцев - потомков казаков-албазинцев, осевших во второй половине ХVII века на этом месте и положивших начало "русскому кварталу" Пекина. Во время "боксерского восстания" на рубеже ХIХ-ХХ веков здесь погибли более ста православных пекинцев, причисленных позже к лику местночтимых святых мучеников.

Отец Александр считает себя русским, хотя внешне на русского совсем не похож. Он является потомком албазинцев Дубининых в восемнадцатом поколении - отсюда и фамилия Дэ. Батюшка родился и вырос в Бэйгуане, в 50-х годах принял священный сан от последнего начальника Миссии архиепископа Виктора (Святина). Вскоре территория Миссии была передана посольству СССР, и вновь началось разрушение храмов, с таким трудом восстановленных после восстания ихэтуаней. Затем последовали тяжелейшие годы культурной революции; священников преследовали, отправляли в исправительные лагеря, высмеивали, обряжая в шутовские колпаки и вымазывая сажей лицо. Через все это прошел и отец Александр.

В Пекине оставались, да и по сей день живут около 250 албазинцев, но власти запрещали отцу Александру окормлять их духовно. Батюшке оставалось лишь быть священником в своем собственном доме; детей своих он крестил, получив миро из Японии.
Сейчас отцу Александру Дэ более 80 лет. Он болен раком легких и диабетом, самочувствие его ухудшается. Члены посольской православной общины стараются помогать батюшке, как могут. Накануне приезда отца Дионисия отец Александр, ссылаясь на плохое здоровье, с сожалением говорил о том, что едва ли сможет выбраться на службу. Но невозможное человеку возможно Богу…

Вот отец Дионисий зачитал Патриарший Указ о награждении отца Александра крестом с украшениями, и Красная Фанза, которая сегодня действительно красная, огласилась троекратным "Аксиос".

Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Тихо, слаженно, торжественно запеваем "Волною морскою", и к нам присоединяется уверенный голос отца Александра. В глазах у певчих слезы.

Закончилась полунощница. Тишина, лишь потрескивают свечи в руках у трех с половиной сотен молящихся. "Но в полночь смолкнут тварь и плоть…" Еще мгновение, и у престола начинается робкое Воскресение Твое, Христе Спасе. Его подхватывает хор, снова и снова, с каждым разом все увереннее; и вот уже весь собравшийся народ поет как единый слаженный организм: "И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

Впереди крестного хода - мужчины с иконами, за ними - батюшка, хор, послы; все идут чинно и торжественно по двое и по трое.
Мы уже обогнули поклонный крест, а навстречу все плыли огоньки свечей, бережно прикрываемые ладонями.
Собираемся во дворике перед входом в Фанзу; отец Дионисий с отцом Александром возвышаются на ступенях. Мы пропели стихиру еще более десяти раз, прежде чем шествие успело заполнить двор.

"Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!" - раскатывается в ночи. "Христос Анести!"… И полилась пасхальная служба…

Потихоньку и официальное начальство привыкает, что богослужение - это не страшно и, может быть, даже и полезно. Отношение в целом доброжелательное со стороны посольства.

На Пасху 2002 года торжественное богослужение состоялось во второй раз. Пасхальная служба проводилась два раза - в первый раз на Пасху в российском посольстве, но китайцы, в основном это потомки казаков-албазинцев, были не допущены из-за беспокойства официальных представителей государства. Тогда мы нашли выход - и для того, чтобы причастить православных китайцев, совершили богослужение в посольстве Украины, ведь к ним у государственных китайцев претензий еще не было. Там присутствовало восемьдесят человек.

Отец Дионисий был рад, что мы начали проводить богослужения в Китае и, возможно, дело в дальнейшем будет налаживаться.
Наш хор надеется получить тропарь Воскресению Христову на китайском языке. Если даст Господь, может, и прозвучит он в 2003 году в Пекине".

Татьяна Пожидаева,
"Приморский благовест", 2002 год

Мы в соцсетях

Популярное

Морскую акваторию столицы Дальнего Востока обошли с молитвой об избавлении от короновирусной инфекции
03.04.2020
3 апреля 2020 года по благословению митрополита Владимира клирики Владивостокской епархии на катере обошли морскую акваторию столицы Приморья с иконой Божией Матери «Порт-Артурская» и ковчегом с частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного.
Церковь призывает верующих включить в домашнее молитвенное правило молитву во время распространения вредоносного поветрия чтомую
30.03.2020
Дополнить ежедневное молитвенное правило новой молитвой во время распространения вредоносного поветрия чтомой призывает верующих Русская Православная Церковь.
Епископ Уссурийский Иннокентий совершил освящение закладки нового храма в Хасанском районе
16.03.2020
Деревянный храм в Иверской иконы Божией Матери начали строить в южном порту Приморья.

Наверх