Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь

Идея об учреждении в Приамурском Крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому Иннокентию (Вениаминову). Основателем монастыря стал иеромонах Алексий (Александр Захарьевич Осколков). Указ об учреждении Приамурского Свято-Троицкого Николаевского мужского общежительного монастыря Священный Синод утвердил 1 ноября 1894 года.

Александр Осколков происходил из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода, где еще в 1375 году Осколковы были "именитыми людьми". В старинном роду Осколковых были предприниматели, имевшие дело в Сибири и конкурировавшие там со знаменитыми Строгановыми. Один из предков Александра Захарьевича совместно с иеромонахом Макарием в 1681 году учредил на Байкале Посольский монастырь.

Святитель Иннокентий МосковскийВ восьмидесятые годы Александр Осколков посетил Афон, где близко сошелся с настоятелем Русского Пантелеимоновского монастыря о. Макарием и настоятелем Иерусалимской миссии о. Антонином. Здесь, на Афоне, приняв монашеский постриг с именем Алексия, он несколько лет прожил отшельником. В 1892 году о. Антоний пригласил его расписать храм Святого Апостола Петра в Яффе. Отец Алексий был талантливым иконописцем. Вскоре после выполнения этого послушания он перешел в Камчатскую епархию с благословением афонских старцев устроить в этих диких краях иноческую обитель.

Иеромонах Алексий прибыл в Камчатскую епархию 27 сентября 1893 г. Сразу же по прибытии в Камчатскую епархию, иеромонах Алексий деятельно взялся за исполнение своей миссии: он собирал добровольные пожертвования, подыскивал место для устройства монастыря. Устав Свято-Троицкого Николаевского монастыря был взят в точности с Валаамского и соблюдался с такой же точностью, как и в последнем. Официальное учреждение нового монастыря состоялось 1-го ноября 1894 года Указом Святейшего Синода.

Первыми насельниками нового монастыря стали прибывшие с Валаама иеромонах о. Сергий и иеродиакон о. Герман. Иноки ревностно служили Богу и исполняли все хозяйственные послушания: рубили и вывозили лес для монастырских построек и на дрова; строили помещения и вели хозяйство; косили сено и заготовляли припасы на зиму; готовили пищу себе и немногим рабочим, а по воскресеньям и праздничным дням всем приходившим богомольцам. Первые годы были очень трудными. Остро ощущался недостаток пищевых запасов и предметов первой необходимости, зимой иноки страдали от холода.

Начало строительства храма во имя св. Иннокентия ИркутскогоПосле ухода на Афон удрученного немощами преклонного возраста игумена Алексия с 1 января 1897 года настоятелем монастыря был назначен молодой иеромонах Сергий. Самоотверженность и бескорыстный труд иноков привлекли местное население. В монастырь на послушание начали приходить крестьяне окрестных сел. Поступая в монастырь, каждый вносил на обновление обители свой посильный вклад: деньги, пчел, хлеб, волов, лошадей.

Вскоре начали поступать пожертвования из ближайших сел и городов, а затем и из дальних мест. Увеличилось количество насельников. Когда в число монастырской братии стали поступать уволившиеся в запас из армии и флота, бывшие в своем большинстве грамотными людьми, это способствовало благоустроению и совершенствованию монастыря.

Список монастырских строений, созданных в монастыре к 1913 году:

1. Храм на 360 ч. молящихся. Престол в храме один, в честь Небесного Покровителя всей Сибири Святителя Иннокентия, первого Епископа Иркутского, Чудотворца. Храм обладает редкими для новоустрояемых обителей святынями.

2. Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский Престол Государя Императора Николая Александровича, так как Его Величество является Первым Благодетелем Обители.

3. Братские келии - большой, очень красивый, деревянный, 2-х этажный дом, внутри которого по средине каждого из этажей во всю длину идут широкие коридоры. В нижнем этаже по обе стороны коридора имеется двадцать келий для братии. В верхнем этаже находятся: канцелярия, библиотека, две небольших комнаты для настоятеля, одна келия для иеромонаха, кухня и покои на случай приезда Преосвященного .

Братия монастыря4. Книжная лавочка, в которой по полкам размещены бумажные, деревянные и серебряные иконки, резные кресты, книги религиозно-нравственного содержания и проч.; при лавочке имеется церковная утварь и облачения, ладан, лампадное оливковое масло, церковное вино и т. под.

5. Больница на несколько кроватей. При больнице имеется очень хорошая аптека с лучшим подбором лекарств: ни одна из сельских аптек Приморской области не обладает таким ассортиментом лекарств, какие имеются здесь.

6. Здание для хлебопекарни и просфорной, с келиями для братии, трудящейся в них.

7. Три дома для мастерских: в одном - портняжной и сапожной с хорошими новейшей конструкции ножными швейными машинами: в другом - столярно-токарной с большим запасом сухого леса различных пород на поделки и в третьем - шорной, бондарной и колесной. При всех этих мастерских устроены келии для работающих в них монахов.

8. Дом для рабочих, которые живут за известную плату в монастыре круглый год. Вблизи этого дома имеется и крытый железом сарай для экипажей. В конюшне, для каждой из породистых лошадей устроено особое стойло.

9. Трапезная, в которой могут поместиться без тесноты лишь 70 - 80 человек, не более, хотя в праздники и посты, приходится принимать 500 - 600 человек богомольцев.

10. Кухня.

11. Три гостиницы для богомольцев.

12. Школа, разделяющаяся: на классную комнату, спальню с отдельною келиею для учителя-монаха и ученическую трапезную. Класс вмещает в себя 35-40 человек. В спальной поставлены койки особо для каждого ученика. При школе есть переплетная мастерская.

В монастырской типографии13. Дом для приходящих в церковь крестьян ближайших к монастырю селений.

14. Амбар каменный.

15. Ближний скотный двор служит для помещения в нем рабочих быков. Для работающих на них братий имеется дом.

16. Близ скотного двора находится фруктовый сад, в коем разводятся: яблони разных сортов, груши, сливы, крыжовник и проч. В одной с садом изгороди находится и огород для посева: картофеля, капусты, луку, огурцов, помидоров и других овощей, необходимых для пропитания братии и богомольцев в течение года.

17. Пасека, основание которой положил в 1897 году один из поступивших в обитель послушников, принесши с собою в жертву несколько колодок пчел. Каждый год весною выставляется в пасеку не менее 300 ульев, доходящих к осени до 600 штук.

18. Кладбище для предания земле тел умирающих насельников Обители.

19. Свечной завод .

20. Дальний скотный двор с обширными теплыми хлевами для скота. Тут же находится и птичий двор для разведения: кур, гусей и уток. На скотном дворе построен с подвалом большой дом, половина которого приспособлена для производства в больших размерах молочных продуктов: другая половина дома составляет кухню, трапезную и келии для братии, трудящейся на скотном дворе.

21. Рыбо-засольный сарай. Вблизи сарая коптильня для копчения рыбы.

22. Маслобойня для приготовления из семян льна, конопли и другого масла для братии и богомольцев. На монастырскую маслобойню обращаются и крестьяне окрестных сел и деревень.

23. Сушильня для зерна.

24. Кузнечно-слесарная мастерская.

25. Дом с келиями для братии, несущей труды в мастерской.

26. Баня и прачечная.

27. Две фанзы; одна для работающих в Монастыре китайцев, а другая - для корейцев. Живут китайцы и корейцы применительно к своим нравам и обычаям.

28.Оленья ферма насчитывала 50 голов.

29. Лесной участок. В 1901 году монастырю отведен в собственность участок для заготовки строевого леса.

Храм Уссурийскаго Св.Троицкого Николаевскаго мужского монастыря обладал редкими для новоустрояемых обителей святынями: частицами Животворящаго древа Креста Господня, 31 частицей святых мощей разных угодников Божиих и иконой Св.Троицы, писанной на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба. Святыни эти дар Св.Афонской горы, с благословения Святейшего Синода присланный в сию Обитель.

Основанный в 1895 году тремя иноками-подвижниками, монастырь благоустраивался и расширялся весьма успешно и быстро. Если в 1898 году в обители подвизалось 17 насельников (настоятель, казначей, несколько послушников и нанятых рабочих), то в 1903 году общее количество проживающих в монастыре составило порядка ста человек. В их число входили игумен-настоятель, казначей, 3 иеромонаха, 4 иеродиакона, около 20 монахов, 60 послушников и более 20 так называемых трудящихся. Через двадцать лет после основания обитель представляла собой форпост православной веры на Дальнем Востоке, образцовое многоотраслевое хозяйство с общим числом насельников порядка трехсот человек.

Вид на Свято-Никольский храмКроме главного своего делания - стяжания Духа Святого - иноки монастыря в силу исключительных местных условий неустроенного края, выступали с делами христианского милосердия и просвещения окружающего населения, которое в первые годы было удалено от школы на 70-80 верст, а от врача и больницы - на 120 верст. Несмотря на скудость средств, обитель открыла у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь оказывалась бесплатно, лекарства - за умеренную плату, беднякам - бесплатно.

История Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря - это история Приморского края и православной России, ход которой был вероломно нарушен революционными бунтами 1917 года.

Тяжело пришлось инокам Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря в годы гонений на церковь.

По материалам сайта
Шмаковского монастыря

Мы в соцсетях

Популярное

Под председательством митрополита Владимира состоялось совещание настоятелей и благочинных
10.09.2020
В епархиальном управлении Владивостокской епархии под председательством митрополита Владивостокского и Приморского Владимира состоялось совещание настоятелей храмов и благочинных, посвященное организации деятельности приходов.
В канун нового учебного года прошли две акции
31.08.2020
Покровка.  30 августа по благословению настоятеля храма Покрова Божией Матери Стефана Цуркана прошли две акции, посвященные детям. Первая акция была посвящена проблеме абортов. На ограде храма был вывешен плакат с названием «Они ...
Состоялось собрание духовенства I Владивостокского благочиния.
02.09.2020
2 сентября 2020 года, в приходском доме храма в честь свт. Спиридона Тримифунтсокго состоялось собрание при участии настоятелей, клириков и приходского актива I Владивостокского благочиния.

Наверх