“Правило веры”

Христос тебя ждет

12.05.2008

Фрагменты из бесед игумена Алексия с афонским монахом Даниилом

Продолжение. (Начало в № 11/ 2007 —1/ 2008)

— И как все же, живя в миру, подвизаться в Боге с Иисусовой молитвой?

— Иисусова молитва сама по себе ничем не отличается от какой-либо другой молитвы. Конечно, она отличается самой формой, потому что краткая.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Но она не отличается от «Отче наш», потому что Дух Святой сходит и на «Отче наш», и на Иисусову молитву. Но поскольку лучше долгое время молиться, чтобы душа была преображена действием Святаго Духа, поэтому употребляем короткую молитву. Она собирает концентрацию, и ее легко говорить. Легче говорить 4–5 часов молитву Иисусову, чем постоянно «Отче наш» или Символ Веры. Просто она легкая! Один и тот же Дух, а Дух идет от собрания ума и горячности сердца — души. Раз в душе есть трогательность, тогда Дух сильно входит. Это как цвет. Он раскрывается к солнцу. И солнце входит в цвет. То есть мера трогательности сердца души — это мера вхождения солнца в цвет. Вот так и с человеком. Раз душа человеческая тронута, раскрыта Богу, тогда она обильно принимает Духа Святаго.

Вот поэтому тексты православных канонов трогательны… Для того чтобы привели человека к раненности души. И как сердце начинает говорить, и вот тогда обильно принимается Дух Святой. Вот в этом смысл!.. Самое важное — иметь понимание, что Господь присутствует в нас и около нас везде — Отец, и Христос, и Дух Святой в нас. И ты говоришь Богу, Который живет в самом тебе.

Значит, нам сердце придано, как микрофон, скажем, человеческий. Потому что не Богу нужно, чтобы мы были собранны, чтобы Он нас услышал. Он нас слышит, и когда мы не хотим, когда думаем глупости. Он всегда все видит и слышит. Христос видит и слышит каждую мысль, каждого человека, шесть миллиардов людей каждую секунду, Он следит за каждым помыслом каждого человека на земле. И каждый помысел демонов Он понимает, и каждый помысел ангелов берет Христос, и всего в одну секунду. То есть не нужна нам концентрация, чтобы Бог нас услышал, но чтобы мы сами себя услышали. И когда услышишь самого себя, что говоришь, Кому говоришь и почему говоришь, тогда появляется тронутость души. На тронутость души Дух Святый преображает душу этой тронутостью.

Вот как человек решил: «Больше пить алкоголь не буду!» Это хорошее решение, оно райское — это вопрос Вечной Жизни, а чтобы дойти до этого решения, надо собственный дух стронуть!

Один раз я стоял на лодке и, не знаю почему, стал говорить одному понту, что курить нельзя. Я ему просто сказал, что это сатанисты потребляют табак, как мы употребляем ладан в Церкви. Сатанисты это потребляют в своей службе сатане. Когда он об этом услышал, имел в кармане сигареты и хотел бросить в море с лодки! А другой грек говорит: «Нет, мне давай!» Он ему дал, потом посмотрел на Небо, перекрестился и только сказал: «Прости, Господи, не знал я!» И все, человек больше не курит. Он был тронут простым свидетельством. Из-за этой тронутости проявилась сила его души. На эту силу души и Дух Святый реагирует сильно. Вот это самое важное.

А человек бесчувственный не может перейти к решению. Потому что принять решение не может. Ему все равно. Он — индифферентный. Вот это самое опасное — теплохладность, индифферентность ко всему. «Ну ладно, Бог пришел, умер за нас, — говорит индифферентный человек, — а кто Его гнал умирать за нас? Я Его звал умирать за меня? Еще теперь меня пугают, что, если не буду кроткий, пойду в ад». Конечно, его молитва будет мертвой.

— И все же как заниматься Иисусовой молитвой в миру? С чего начинать?

— Необходимо начинать с духовного чтения. Надо читать Жития Святых. Они нас тронут. Надо украсть время у американских фильмов и русских журналов. И у всяких глупостей, которые мы слушаем, но не читаем. Надо украсть у них время. 15 минут, 20—30 минут, один час. Кто как может! Украсть время и прочитать. А из этого уже проявится трогательность души. Из трогательной души молитва будет искренней. В Духе Истины! Истинная молитва! А когда молитва истинная, Бог сразу реагирует.

— Но какое правило мирянам надо читать? Нужно какое-то количество самих молитв? Или нужно определенное время, посвященное этим молитвам? Можно повторять Иисусову молитву быстро, а можно, напротив, очень медленно ее читать. Как тут быть?

— Это большой вопрос, как быть с молитвой. Каждая душа по-своему расположена. Одному нужно читать Евангелие. Другому — лучше Акафист. Третьему — Вечерние молитвы. Четвертому — Иисусову молитву повторять подолгу. Не надо людей притеснять!

Если это — Иисусова молитва, то начинать надо с земных поклонов. А если человек старый, больной — это уже другое. Можно поясные поклоны. Поклоны сильно собирают человека. А если без поклонов, тогда говорить ее в голос. А когда молитва придет на умную, тогда душа затеплится. Это уже будет умно-сердечная молитва. Это уже «само собой» придет. Сам Дух научит всему.

— С чего начинать? Человек едет в метро, в автобусе. Нечем заняться: толчея, книжку не почитаешь… Лучше упражняться молитвой по такой необходимости? Или лучше начинать подвизаться дома?

— Вот, скажем, встал человек, помолился 15 минут — это 50 четок или даже 100. Надо особенно медленно говорить, медленным голосом. И не надо понимать, что надо исполнять формулу постоянно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго». Можно говорить: «Вседержителю, Царю Славы, Иисусе, спаси меня от меня!» Понимаешь?

Не имеет особого значения, какая форма. Имеет значение, что Он его понимает, Кому говорит и Кто Он. Вот две вещи: Кому говоришь и кто ты сам. Это устраивает трогательность души. На эту трогательность спускается Дух. Скажем, произнес 100 или 200 молитв (четок), и потом человек пошел. Идет по городу, работает. Он может молиться. Везде можно молиться. Как говорит апостол, «молитесь непрестанно». То есть никаких особых правил нет. Вот именно: молитесь непрестанно. Или сказать так: молитесь сколько можете.

— Можно ли без руководителя заниматься Иисусовой молитвой?

— Сегодня нет практически руководителей.

— Так можно или нет?

— Конечно, можно! В Евангелии написано: молитесь непрестанно. Не сказано, молитесь непрестанно с руководителем. Если есть руководитель, тогда надо его советов и помощи держаться. А если его нет? Что, не будем молиться к Богу?! Нет руководителя — и всё теперь? Бог управит, если нет руководителя.

— Говорят, что Иисусова молитва может в какой-то момент привести к прелести. Так ли это?

— Прелесть идет от погрешного понимания своего дела, а не от самой молитвы. Надо опасаться этого прежде всего. Молится человек — неважно какой молитвой, но если с грехом не борется: не перестает курить, блудит, опивается алкоголем и при этом молится, то получается разгром души. Смотри, что делается! Бог дает ему благодать Святаго Духа. Но обогащенный силою этой благодати человек идет на грех. По греху демон получает свободу зайти в человека. Демон заходит в человека и там находит благодать Духа Святаго. Поскольку демон знает, что в человеке есть благодать, он заходит с силой, то есть заходит князь, демон, обладающий особой властью над многими демонами. Ведь демоны есть разные. Есть старшие, которые могут выдержать благодать. Есть маленькие, которые не могут выдержать даже маленькую благодать. Но старшина, князь попущением Божиим может многое выдержать. И когда он заходит в человека с большим гневом, он всё в нем разоряет.

То есть разрушает всю нервную систему. От этого происходит сумасшествие. А не от самой молитвы. И этому человеку демон молитву к Богу не прощает. То, что человек молился, собрал благодать, он за одно это опустошает душу человека, хотя сам терпит нестерпимый огонь от благодати, которая в молившемся человеке...

(Продолжение следует.)


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх