“Правило веры”

Разговор священника и родителей, желающих крестить своего ребенка

08.09.2003

- Может быть, мой вопрос покажется вам странным и неожиданным, но все же: почему вы хотите крестить детей?

- Ну, как же? Все крестят детей, чтобы их Бог охранял, чтобы не болели.

- А вы сами давно крестились?

- В детстве.

- Значит, в церкви бываете? Молитесь, исповедуетесь, причащаетесь?

- Конечно, в храм заходим, свечки ставим. А исповедоваться не приходилось. Не знаем, как это делать.

- А дома молитесь? Молитвослов есть у вас? Евангелие когда-нибудь читали?

- …

- Вот так многие и живут: покрестятся и о Церкви забывают. Вспоминают лишь в случаях, когда нужно сделать какие-то обряды. Но не знают, зачем они нам нужны, и вообще, что такое христианская жизнь. Естественно, у не знающих родителей и дети такими же растут. Ребенок ведь не вполне осознает того, зачем его крестят.

- Как же нам быть? Значит, если мы мало что знаем, то не можем крестить детей.

- Креститься нужно, потому что это заповедь Спасителя. Но и готовиться к этому событию нужно по-особому, как Церковь установила. Начинать эту подготовку нужно с очень простого вопроса, который я вам уже задавал: зачем креститься. Вы ответили на это вопрос не верно, а скорее суеверно. Почему? Потому что крещение дано нам не как ритуальное омовение с автоматическим на нас действием, а как заключение союза жизни с Богом. Покрестившийся человек с верой в Бога – Святую Троицу и в Сына Божия – Иисуса Христа, становится сыном (или дочерью) Божиим. В крещении мы просвещаемся и возрождаемся от безбожной жизни, получаем прощение грехов, разрываем союз с сатаной. И начинаем новую жизнь, христианскую, вступая в Церковь Православную. Как вы считаете, отличается ли христианская жизнь от другого образа жизни?

- ?…

- Конечно, отличается. Мы же в жизни реально сталкиваемся с откровенным отрицанием Бога, неверием во Христа, поэтому христианин не может жить подобно людям – противникам веры и Бога. Он призван (именно в крещении и совершается это призвание) к тому, чтобы свидетельствовать своей жизнью вечную Истину Божию, нести в мир Свет Христов через исполнение Его заповедей. Что главное здесь? В Господе Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе мы получаем искупление, прощение наших грехов и приобретаем залог (начало) вечной жизни с Богом. Потому что Господь воскрес и этим победил смерть. Мы же, поскольку трижды погружаемся в воду и выходим из нее, крестимся в смерть и воскресение Христово. Это что значит? То, что мы становимся родными Господу, как и Он нам. Он воскрес и уже не умирает. Христос и нам обещал, что мы так же будем с ним жить вечно. Но эта жизнь во Христе начинается уже сейчас, уже сейчас нас Бог призывает готовиться к встрече с Ним. Встреча эта может для нас оказаться обличительной и разоблачающей нас. Когда мы крестимся, то приносим Богу обеты, – отказываемся от служения сатане и обещаем быть верными Христу. Потому всю жизнь, сколько нам отпустит Господь, совершается как бы испытание твердости нашей веры, наших обетов. В реальной жизни это проявляется по-разному, но, прежде всего, нашей церковной жизнью и нашими нравственными поступками. Вот почему я и спросил у вас: исповедуетесь и причащаетесь ли вы?

- Мы бы, может быть, и делали это, но все как-то некогда.

- Иногда у людей, живущих в миру, такое впечатление складывается, что в церковь надо ходить чуть ли не каждый день. Мол, мы так не можем, поэтому самое большее, что многие для себя допускают – зайти в церковь, чтобы поставить свечу и немного постоять. Но такая жизнь делает их духовно больными, потому что, став христианином, мы становимся и членами Церкви Христовой, в которой Богом установлен определенный порядок. Он создан, прежде всего, для нас, чтобы освящать нас благодатью Божией. И когда мы выпадаем из Церкви, то лишаемся и благодати. Мы тогда идем не той дорогой, которую Христос нам открыл. Он же нам открывает себя во всей полноте только в своей Церкви. Здесь мы достигаем с Ним единства, чтобы Он в нас пребывал, а мы в Нем. Происходит это тогда, когда мы причащаемся Его Истинного Тела и Его Истинной Крови. Это прямая заповедь Спасителя. Отлучая сами себя от причастия, мы сами отлучаем себя от Источника жизни вечной. Не исповедуя грехов и не исправляя своей жизни в согласии с заповедями, мы как бы глушим, закапываем тот благодатный дар, который нам подается в крещении. В итоге умираем духовно и болеем, хотя и формально будем крещены. Будем думать, что все в порядке: покрестились - значит, себя обезопасили. Но когда встретимся с Господом, то будем обличены, что оказались нерадивыми и ленивыми, неверными. Часто так бывает, что слабый уровень церковной жизни является следствием греховных падений в нравственной жизни, ее глубокого искажения. Вот, например, являетесь ли вы законными мужем и женой, то есть зарегистрирован ли ваш брак и повенчаны ли вы?

- Нет.

- Как же так? Ребенок уже есть, но брака настоящего нет; я должен вам прямо сказать, что вы пребываете в незаконном сожительстве, в грехе. Это в мире многих сейчас не удивляет, но это несовместимо с христианской жизнью, потому что христианская - иная жизнь, жизнь, основанная на евангельских заповедях, на тех нормах, которые всегда остаются одними и теми же, никогда не изменяются, как вечен и неизменен Бог. Нужно понять, что христианская жизнь невозможна в сосуществовании с жизнью в тех грехах, которые распространены в мире. Живя, например, в незаконном супружестве, христианин не может причащаться. Поэтому желающий принять крещение должен твердо решиться на исправление своей жизни. Малому ребенку, когда он крестится, не в чем каяться, но родителям и восприемникам есть, о чем задуматься. Вам нужно постараться восстановить свою связь с церковью через исповедь и реальное исправление своей жизни. Это будет вашим покаянием. Здесь, как я уже и говорил в начале нашей беседы, тесная связь: каковы родители – таковы и дети будут. Восприемник берет на себя большую ответственность перед Богом за нравственное воспитание своего крестника. Он становится родным ему. Поэтому всем нужно готовиться к крещению и не относиться к нему с легкостью. Сейчас в нашем храме для желающих покреститься проходят огласительные занятия. Приходите на них, там вы узнаете об основах православной веры, о церкви, о молитвах, о грехах. И тогда, когда придете на крещение, оно может стать для вас и вашего ребенка действительно полноценным праздником – днем духовного рождения. Можете привести на эти занятия и своих знакомых, крещенных, но не просвещенных. Надеемся, мы с вами еще увидимся.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх