“Правило веры”

«Пишите мне письма, как живому»

26.02.2016

Архиепископ Богучарский Серафим (в миру Николай Борисович Соболев; 1 декабря 1881, Рязань — 26 февраля 1950, София)

Рукоположен в Симферополе 1 октября 1920 года во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии). Весной 1921 года переехал в Болгарию, назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии. Летом того же года стал во главе Болгарского благочиния русских приходов. Продолжал именоваться «Лубенским» до принятия специального о его титуле определения Архиерейским Синодом 18 (31) декабря 1929 года — «О переименовании Преосвященного Серафима, Епископа Лубенского, во Епископа Богучарского»
В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма, автор книги «Русская идеология». В 1934 году возведён в сан архиепископа. В 1945 вместе со своей паствой перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата.
Скончался 26 февраля 1950 года в Софии; погребен в крипте под алтарём Никольского храма.
Об архиепископе Серафиме (Соболеве) рассказывает Представитель Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии архимандрит Филипп (Васильцев).
 
Почитание владыки Серафима началось сразу после его смерти и продолжается до сих пор. Почитание совершенно искреннее!
Даже в коммунистические годы, когда посещение храма могло грозить людям большими неприятностями, в крипте русского Никольского храма всегда был народ. Поток болгар и паломников из других стран не иссякает и сегодня. Некоторые стоят в крипте часами, вымаливая помощь владыки, некоторые заходят ненадолго, по пути, чтобы попросить его благословения. Вскоре после смерти владыки зародилась традиция — люди пишут ему записки и опускают в специальный ящик, стоящий в крипте. Сам владыка перед смертью сказал своим духовным чадам: «Пишите мне письма, как живому». Думаю, что в такой практике нет ничего плохого. Когда человек пишет такую записку, он лучше осознаёт, что ему действительно нужно. Почитание владыки растет с каждым годом, помощь по его молитвам стала настолько привычной, что уже никого не удивляет. Иногда она подается через считаные минуты, иногда проходит какое-то время. Среди тех, кто получил помощь, — и архиереи, и священники, и миряне.
Свидетельства молитвенной помощи
Свидетельств о такой помощи множество. Мы подсчитали, что одних только зафиксированных посмертных чудес по его молитвам более ста. Большинство из них — случаи чудесного исцеления, много исцелений от рака, случаи дарования ребенка, устройства семейной жизни. Замечено, что молитвы архипастыря помогают школьникам и студентам в сдаче экзаменов, а также избавляют от несправедливых наказаний или увольнений.
Среди чудес, переданных в комиссию по канонизации и подтвержденных медицинскими справками, есть, например, одно, когда пожилой человек страдал целым «букетом» тяжелейших заболеваний. Тем не менее он не только встал на ноги, но и ведет активный образ жизни, водит машину.
Приведу еще несколько очень ярких примеров. Одна женщина из г. Стара Загора, Мария Крыстева, страдала от болезни — одна нога распухла так, что невозможно было носить 
обувь. В Софии врач выписал дорогие лекарства, но возможности их купить не было. Прежде чем ехать домой, она долго молилась у гробницы владыки Серафима. Села в автобус — одна нога обута, другая в носке. Но пока доехала до своего города, опухоль исчезла полностью. С тех пор женщина передвигается самостоятельно.
Одна девушка, Камелия Стаматова из Бургаса, в своем письме свидетельствует, что у ее бабушки был обнаружен скоротечный рак. Вся семья молилась владыке Серафиму. А через месяц обследование показало, что от болезни не осталось и следа.
Одна семейная пара, Георгиевы, не могла иметь детей, причем врачи сказали, что естественным путем забеременеть невозможно. Женщина, крещеная, но нецерковная, решила пойти на службу. Супруги пришли в Никольский храм, молились на Литургии, а потом спустились в крипту к владыке Серафиму. И скоро ей удалось забеременеть без всякого медицинского вмешательства.
А вот свидетельство еще одной пары. Возвращаясь на машине из Германии, муж заснул за рулем, задремала и жена, Милка Гетова. И увидела некоего старца с посохом и в белой одежде, который о чем-то ее уговаривал. От этого видения женщина проснулась и успела разбудить спящего мужа. А через некоторое время она впервые зашла в наш храм. В крипте она увидела портрет владыки Серафима и сразу узнала старца, спасшего их от катастрофы.
М. Гетова засвидетельствовала о случае помощи владыки Серафима ее двоюродной сестре из Габрово. У нее обнаружили рак. Перед операцией она зашла к владыке Серафиму, горячо помолилась там. И буквально через несколько дней обследование показало, что никакой опухоли нет.
Угодник Божий
Духовные чада архиепископа Серафима вспоминали, что нередко во время исповеди он напоминал им забытое грехи, а также отвечал на мысленные вопросы исповедующихся. «Это случайно», — улыбаясь, говорил архипастырь в ответ на недоумение духовных чад. А когда владыка узнавал, что кто-то пытается записывать подобное случаи, то строго запрещал делать это. И все же до нас дошло немало свидетельств проявления его духовных дарований. Множество случаев донесли до нас из своих воспоминаниях духовные чада архиепископа Серафима — епископ Парфений (Стаматов), архимандриты Глнтелеимон (Старицкий), Александр (Петранов). Архимандрит Пантелеймон вспоминал, что все, кто приходил к архиепископу Серафиму со скорбями, уходили от него утешенными и окрыленными, а его молитва порой возвращала к жизни и безнадежно больных. Сам архиепископ Серафим чувствовал близость Бога, Его присутствие. «Когда умрем, тогда поймем, насколько близки нам были Спаситель, Божия Матерь и все святые, как сходили к нашим немощам и как исполняли наши молитвы», — говорил архипастырь. А вот еще любимая фраза иерарха: «Господь близко, позовешь Его, Он сразу откликнется».
После смены власти в Болгарии в 1944 г. он воссоединился с Московским Патриархатом, со значительной частью своей паствы принял советское гражданство. Благодаря этому давление на русских эмигрантов уменьшилось. В этом смысле, конечно, архиепископ спас многих от ареста. Были и другие случаи, когда к владыке обращались родственники арестованных с просьбой помочь арестованным. И есть свидетельства, что его молитва действительно освобождала людей из тюрем.
Святитель был настоящий подвижник, живший в аскетической, почти нищенской обстановке, это был молитвенник, делатель Иисусовой молитвы. Без преувеличения можно сказать, что этот архипастырь во многом был подобен подвижникам первых веков христианства.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх