“Правило веры”

Беседы о духовной жизни

26.11.2009

С читателями газеты и посетителями епархиального сайта ведут священники Владивостока

Игумен Иннокентий (Ерохин) (слева) и игумен Алексий (Несмеев) (справа)ПОСТ И ПИЩА

Валя, Москва: Как нужно поститься в среду и пятницу и в Рождественский пост?

– В дни поста в среду и пятницу разрешается употреблять растительную пищу без масла. По Уставу (Типикону) рыбу можно употреблять в среду и пятницу только в период от Пасхи до Троицы, а также в дни, накануне которых совершалась служба с полиелеем или всенощное бдение (это правило относится и к Рождественскому посту).

Павел, Владивосток: В среду и пятницу, по православному календарю, разрешается употреблять в пищу рыбу. В связи с этим вопрос, в эти дни нельзя употреблять мясо или что-то ещё? Например, молоко, масло... Заранее спасибо.

– Среда и пятница – это постные дни, в которые рыбу можно есть, только если они совпадают с праздником. В среду и пятницу нельзя употреблять в пищу мясные и молочные продукты, яйца. Разрешается растительная пища без масла. Если только по болезни не по силам со- блюдать пост, тогда берется благословение на употребление в пищу рыбы или чего-либо необходимого для здоровья.

Галина, Находка: Благословите, батюшка! Не знаю, что такое тайноядение - объясните, пожалуйста! Готовлюсь к исповеди и не знаю: грешна ли в этом. Разъясните, пожалуйста, на Страшном Суде открываются все грехи от юности или только нераскаянные?

– Господь вас благословит. Тайноядение - это когда кушают тайно от других, например, что-нибудь вкусное: с людьми не хочется делиться, вот и находят возможность покушать в одиночку. Грехи, в которых человек покаялся, Господь на Суде не вспомнит, потому что Он уже простил их.

МОЛИТВЕННОЕ ДЕЛАНИЕ

Мария, Владивосток: Батюшка, как следует по- ступать в ситуации, когда нет возможности прочитать молитвенное правило? У нас маленький ребенок, при нем читать утреннее правило никак не получается. Я обычно читаю его уже после обеда, когда ребенок спит. Это примерно получается в 3-4 часа. Правильно ли это? И если по другим каким-либо причинам не удается прочитать правило с утра, то нужно ли его читать в течение дня во что бы то ни стало? Нужно ли каяться на исповеди, если вместо полного своего правила получается прочитать сокращенное? Спаси Господи!

– Здравствуйте, Мария. Все хорошо в свое время: «Всякой вещи свое время и место под солнцем», — говорит премудрый Соломон. Лучше пораньше вставайте (когда ребенок спит) и читайте утреннее правило. Когда вместо полного правила читаете правило преподобного Серафима, то об этом надо сказать на исповеди.

Александр, Уссурийск: Мне 28 лет, православный. Боюсь, что после того как начну соблюдать церковные правила (ежедневно молиться, постоянно ходить в церковь и т.п.), бесы/напасти начнут атаковать с утроенной силой. Есть ли смысл начинать, если сомневаешься, или всякие такие мысли от лукавого?

– Бог никогда не требует от человека вещей непосильных: сколько можете, столько и трудитесь для своего спасения. Бог также никогда не попускает человеку скорбей больше, чем он может понести. Поэтому, отбросив всякое сомнение, посильно старайтесь угождать Богу. Поговорите также со священником в отношении молитвенного правила и постов. Бог вам в помощь.

Аглаида, Владивосток: Здравствуйте! Подскажите, как правильно молиться перед приемом пищи? Следует ли каждое блюдо и напиток осенять крестным знамением? Или достаточно самому перекреститься? И если перекусываешь в течение дня, или пьешь чай, тоже читать молитву? Спаси Господи!

– Здравствуйте. Перед приемом пищи нужно читать молитву «Отче наш», далее: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Господи, помилуй» – 3 раза, «Благослови». «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь». И крестим пищу (все, что на столе) крестообразно. Эти молитвы читаются перед всяким приемом пищи. Но если едим совсем немного: например, вы захотели съесть одно яблоко, – то достаточно перекрестить себя и яблоко со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Николай, Владивосток: Очень многих сегодня волнуют вопросы существования колдовства, порчи, сглаза. И я не исключение. Чаще всего в ответах на такие вопросы Вы отвечаете, что все это маловерие и суеверие. Но недавно в полном православном молитвослове я наткнулась на такие молитвы как «От дурного глаза», «От колдовства» и т.п. Так все-таки, существуют ли все эти злые дела или нет? А если нет, то откуда же тогда молитвы святых людей к Господу?

– Никто не отрицает того, что колдовство и магия реально есть. Но как к этому относиться - вот в чем вопрос, если всего вокруг бояться, наблюдать за разными случаями, приметами и проч., что они происходят от дурного глаза, от колдунов - это же кошмар какой-то будет. Страх... Реально нам приходится встречаться с людьми, которые живут в такой обстановке и ищут причину не в себе, а во вне. Кто-другой виноват в моих несчастьях... Затем начинается усиленный поиск выхода. Кто-то бегает по бабкам, вовлекается в порочный круг оккультизма. Кто-то идет в храм и пытается найти спасительный рецепт: правильную молитву или что-то еще. Именно в этом контексте мы и говорим про суеверие и маловерие.

Обратимся к святому Оптинскому старцу Амвросию. Он прямо говорит, что поиск виноватого в другом, подо- зрения в колдовстве своего ближнего есть грех осуждения. А нам надо найти мир со своей совестью и с Богом. Поэтому в этом направлении и следует предпринимать свои шаги. Но зачем искать какие-то особые молитвы, если даже выполнение того обычного правила, нам данного, может принести желаемое благодатное просвещение? А ведь бывает так, что найдут из старого требника молитву от порчи и ничего другого не читают: ни Библии, ни утренних (вечерних) молитв, ни Псалтири, в храм постоянно не ходят, не исповедуются , не причащаются - ничего, только несколько молитв против колдунов знают. Да еще в переложении какой-то бабушки. А получается хуже, потому что бесы видят реальное состояние души человека, что там пусто, и в семь раз больше прежнего нападают на такого человека.

А зачем искать каких-то особых молитв? Чем плох, например, псалом 90-й «Живый в помощи»? ... Кроме того, публикация в молитвословах специальных молитв, взятых из требников для священников – очень сомнительное и безответственное деяние издателей, ищущих коммерческой выгоды.

Поэтому, дорогие мои, не надо чего-то искать, а будем просто жить в Боге и со Христом в покаянии, смирении и надеждой на милость Божию. Слава Господу за скорби и нападки бесовские, по грехам нашим составляемые.

ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА

Ольга, Москва: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Мы с дочкой присутствовали на домашнем крещении знакомых. И нам сказали, что мы тоже можем покрестить, а крестных записать заочно. После я почитала литературу, и везде пишут, что заочно крестными быть нельзя. И второй раз креститься тоже нельзя. То есть у моей дочери нет крестных? И вообще, правильное ли это тогда было крещение?

– Добрый день, Ольга. Крестные родители должны реально присутствовать на крещении и воспринимать крестника от купели. Крещение всегда совершается в храме, за исключением тех случаев, если человек по состоянию здоровья не может придти в храм, если он при смерти.

Мария, Владивосток: Батюшка, благословите! У меня несколько вопросов: 1) Если я знаю, что у моей близкой родственницы в прошлом были аборты, то могу ли я ей указать на этот грех, рассказать о покаянии? 2) До какого момента Литургии обязательно нужно оставаться в храме? Мы с маленьким ребенком (около 2 лет), приходим только ко Причастию, стараемся оставаться до конца, но малыш не может долго находиться в храме, начинает капризничать, а гулять около храма особо негде. Можно ли покидать службу вскоре после Причастия? И нужно ли на это брать благословение у священника? 3) Можно ли в конце записок об упокоении и о здравии после перечисления имен писать «и всех православных христиан»?

– Бог вас благословит. 1) Про аборты подсказать можно. Ей надо покаяться в этом, и чтобы священник после исповеди прочитал из Требника молитву «Жене, егда извержет младенца». 2) На литургии надо оставаться до целования креста. Если ребенок будет сильно капризничать, можно выйти из храма (не беда, что особо негде гулять). 3) После имен в записке не обязательно писать «и всех православных христиан», т. к. Церковь в ектениях, молитвах и так молится о всех православных.

Катя, Хабаровск: Здравствуйте. На чем основано требование покаяния как условия причащения? Ведь Христос общался с людьми, в том числе мытарями и блудницами, не ставя предварительных условий. Не получается ли, что Церковь встает между человеком и Христом? Спасибо.

– Здравствуйте. Апостол Павел учит, что христианин должен сначала испытывать свою совесть, а потом приступать к Святой Чаше (см. 1 Кор. 11, 28, 29). Поэтому исповедь необходима перед причастием, чтобы достойно, очистившись от грехов, приступать к Чаше.

Ольга, Артем: Здравствуйте. У меня все есть - мирное небо над головой, муж, дети, квартира. Слава Богу за все! Единственное, что мне мешает - я хочу исповедоваться, очень хочу, но не могу решиться. Мне стыдно рассказать о своих грехах. Что делать? Я знаю, вы мне ответите, что это гордыня, что нужно перебороть себя, молиться, все понимаю. Но как? Я даже завидую своему восьмилетнему сыну, что он может причаститься, а я нет. Помогите мне, пожалуйста. Простите. Благодарю.

– Здравствуйте, Ольга. Свои грехи мы исповедуем Богу, и от Него получаем прощение в них через священника. А Господь наши грехи и так знает (прежде, чем мы их сотворим), и священника вы тоже ничем не удивите, он уже наслушался всякого. Поэтому стыдиться исповедовать свои грехи не надо, стыдиться надо их совершать. Бог вам в помощь.

О БОГОСЛУЖЕНИИ

Елена, Владивосток: Объясните, пожалуйста, почему на Литургии в определенный момент гасят все свечи в Храме, а потом зажигают их вновь.

– Вечером, на шесто- псалмии, тушат свечи для возбуждения в молящихся большего внимания при чтении. Погашение свечей в храме напоминает также нам тот мрак ночи, когда вифлиемские пастыри после светлого явления ангелов шли на поклонение рожденному Богомладенцу Христу.

Екатерина, Владивосток: Объясните, пожалуйста, справедливо ли относить требование апостола Павла о покрытии молящимися женами головы также к незамужним девушкам и девочкам? Что ответить церковным бабушкам, которые шикают в этой связи на девятилетнего ребенка? Обычно говорят - надевайте платок и на ребенка тоже, чтобы «не соблазнять немощных», но нельзя ли как-то разъяснить бабушкам, что они не в своем праве здесь?

– Как разъяснить?.. Старые люди привыкли к традиции, и переубеждать их в обратном — все равно, что в их глазах выглядеть еретиком. Давайте смиримся, и из уважения к женскому благочестию будем одевать платочек (или красивую шапочку) на девочку.

На вопросы отвечали игумены Алексий (Несмеев), Иннокентий (Ерохин).


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх