“Правило веры”

Как относиться к новым паспортам?

29.10.2003

Вопрос-ответ

Чем опаснее новый российский паспорт с изображением св. великомученика Георгия Победоносца от старого советского с красной звездой, серпом и молотом?… Вот что сказал Святейший Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании г. Москвы 25 марта 2003 года:

«Тщеславное желание быть не таким, как прочие человеки, а, может быть, и денежный расчет вызывают к жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев, которые, под видом духовного ведения и благодатной прозорливости, отравляют души людей религиозным экстремизмом и фанатизмом, всевозможными запретами, не имеющими разумных оснований в церковной традиции, например, рекомендациями избавляться от светских вещей, литературы, не лечиться у врачей, полагаясь только на волю Божию, срочно менять местожительство и уезжать из Москвы, так как скоро конец света, — видимо, полагают, что в другом месте конца света не будет. В этих случаях православное благодатное пастырствование подменяется психологическим давлением на пасомых, свойственным сектантскому гипнозу, вызывающему массовый психоз.

В части церковной и, в основном, в малоцерковной среде имеет место болезненное сектантское умственное движение, направленное как против государственной регистрации и удостоверения личности, так и позиции Церкви по этому вопросу. По поводу принятия или неприятия ИНН ранее было дано обоснованное и авторитетное разъяснение Богословской комиссии и Священного Синода. Но некоторые силы, которые самозванно выдают себя за единственно и подлинно православных, выражающих мнение будто бы всей Церкви, до сих пор искусственно возбуждают церковный народ и сеют “апокалиптический” страх, который часто парализует волю и отводит от активной духовно-религиозной и общественно-полезной деятельности.

По существу, в мировоззрении этого движения мы видим рецидив древнего магического отношения к цифрам и буквам, как знакам эзотерических доктрин. Каждая цифра и буква, помимо общепринятого, имеет, якобы, еще тайный смысл. Церковь всегда пользовалась языком символов, но никогда не прибегала к мистическим языческим понятиям и категориям.

В этом движении, направленном и согретом не столько духовным идеалом, сколько национально-политическим, неправомерно и то, что временным локальным явлениям, таким как перепись населения, введение новых образцов паспортов и удостоверений личности, придается глобальное, общемировое апокалиптическое значение.

Повсюду видятся козни антихриста и последние времена. Но при таком понимании и настроении утрачивается вера в будущее, вера в последующее историческое существование России и Русской Православной Церкви. С одной стороны, некоторые участники этого движения, вероятно, серьезно, может быть, даже трагически больно переживают разлад и неустроенность нашей жизни. Но “петь общенациональную панихиду” еще рано. С другой стороны, не исключено, что это сектантское движение искусно поддерживается и усиленно внедряется для создания раскола в церковном обществе. Тогда это особенно опасно, и, как никогда, актуально звучат для нас слова апостола: “Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них” (Рим. 16, 17).

Подобная раскольническая деятельность подменяет разумную церковную жизнь перманентным противостоянием мнимым “отступникам”, “предателям Православия”, и процветает на почве невежества, отсутствия культуры и интеллектуального развития».

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх