Новости Находкинской епархии

В неделю Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Кафедральном Казанском соборе г. Находки.

В неделю Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Кафедральном Казанском соборе г. Находки.

19 марта, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Казанском Кафедральном соборе г.Находки.

Его Преосвященству сослужили: иерей Андрей Калнин, ризничный собора; иерей Андрей Попов; иеромонах Ермоген (Крещенко); иерей Иоанн Гречишников.

После сугубой ектении Владыка вознес молитвы ко Господу о мире.

Проповедь на запричастном стихе произнес иерей Андрей Попов.

По заамвонной молитве епископ Николай совершил славление и поклонение Животворящему Кресту, после чего обратился к присутствующим с архиерейским словом.

Историческая справка: Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более “спиритуализированном” ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная – это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.

Теги:
Находкинская епархия


Читать все


Новости по теме

Паломническая поездка.
27.05.2024
Традиционно после окончания учебного года, дети воскресной школы храма Рождества Христова вместе с настоятелем отцом Иоанном Капитанюком и учителями совершают паломнические поездки. 26 мая состоялось очередное путешествие в посёлок Дунай, в храм...
Выпуск учеников Воскресной школы.
26.05.2024
26 мая 2024 года в актовом зале Духовно-просветительского центра Находкинской епархии прошло родительское собрание, приуроченное к окончанию учебного года и выпуску старших учеников Воскресной школы. Ребята-выпускники, которым исполнилось уже 17 лет,...
В Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию в Казанском Кафедральном соборе г. Находки.
26.05.2024
В Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, епископ Находкинский и Преображенский Николай возглавил Божественную литургию в Казанском Кафедральном соборе г. Находки. Его Преосвященству сослужили: иерей Андрей Калнин, ризничий Казанского собора; иерей...
Лекция для школьников «Пушкин и Православие».
24.05.2024
Иерей Виталий Шаркеев провёл лекцию "Пушкин и Православие" для учащихся 9-х класса средней школы № 22 г.Находки.Получился интересный разговор о биографии, творчестве, человеческом характере, о гении Пушкина.
Имя Александра Сергеевича Пушкина мы узнаем...
В день памяти апостола Симона Зилота епископ Николай возглавил Божественную литургию в Казанском Кафедральном соборе г. Находки.
23.05.2024
23 мая 2024 года, памяти ап. Симона Зилота и в день своего рождения, епископ Находкинский и Преображенский возглавил Божественную литургию в Казанском Кафедральном соборе г. Находки. Архипастырю сослужили: секретарь Находкинской епархии протоиерей...