Новости Патриархии 2016
В Издательском Совете обсудили христианскую тему в современном кинематографе и литературе
24 октября 2016 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол «Христианская тема в современном кинематографе и литературе».
В работе круглого стола приняли участие:
- Александр Сегень, писатель, сценарист, лауреат Патриаршей литературной премии 2015 года;
- Николай Бурляев, артист театра и кино, кинорежиссер, народный артист России, член Союза писателей России;
- протоиерей Александр Дьяченко, писатель, публицист;
- Татьяна Москвина-Ященко, киновед, преподаватель ВГИКа, пресс-секретарь Союза кинематографистов России;
- Александр Орлов, писатель;
- Мария Городова, обозреватель «Российской газеты»;
- Олеся Николаева, поэтесса, прозаик, эссеист, профессор Литературного института им. Горького, член Союза писателей, лауреат Патриаршей литературной премии 2012 года;
- Евгений Никифоров, председатель Православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж»;
- Виктор Николаев, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии 2012 года;
- Владимир Лучанинов, главный редактор Издательского дома «Никея»;
- Юрий Грымов российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, художественный руководитель студии «Юг»;
- Александр Ткаченко, писатель, публицист.
Открывая работу круглого стола, митрополит Климент напомнил, что 2016 год объявлен Годом кино, и кинематограф оказывает большое воздействие на формирование мировоззрения человека и моделей его поведения. Он отметил, что яркие экранизации художественных произведений всегда вызывают всплеск интереса к первоисточнику, кино и книга могут дополнять друг друга. «Появились фильмы о жизни святых и праведников, новый жанр пока только развивается, — подчеркнул архиерей. — Не хватает идей и сценариев, а также у кинематографистов не хватает знаний о Церкви». Митрополит Климент высказал пожелание, чтобы создавались книги и фильмы о новомучениках, пострадавших за веру в ХХ веке. Общество должно знать больше об этой странице русской истории. Владыка отметил, что необходимо воспитывать вкусы зрителей, давать правильные нравственные ориентиры, а также снимать больше картин для семейного просмотра.
Писатель Александр Сегень рассказал об опыте работы в кинематографе. «Когда вышел фильм "Поп", снятый по моему роману, казалось, что это начало нового этапа, — отметил он. — Прошло восемь лет. Но ситуация мало изменилась. У каждого из здесь сидящих писателей есть произведения, достойные экранизации. Но нет продюсеров и режиссеров, которые бы хотели воплощать сценарии в жизнь. А зрители ждут христианскую тему в кино». Также прозаик поделился своими впечатлениями о поездке в Киров, где проходили выставка «Радость Слова» и встречи с читателями.
Обмен мнениями продолжил священник Александр Дьяченко, который рассказал, как служит во Владимирской области, и что для него литературное творчество — это продолжение проповеди. «Писать начал из желания что-то сказать через "Живой журнал", — признался он. — Убежден, что произведения должны вызывать у читателя чувство катарсиса и покаяния». Он также отметил, что особенно трудно завоевать молодую аудиторию, которая остро чувствует любую фальшь. «Разговор должен быть искренним, но при этом произведения в кино и литературе не должны получатся лубочными, — отметил священник. — Наша цель, чтобы человек и улыбнулся, и заплакал, чтобы покаялся и пришел в Церковь. Насколько удачным получился фильм "Остров", он вызывает катарсис. Или книга "Несвятые святые". Она была грамотно подана. И мы вышли за пределы храмов. Светские люди смогли окунуться в мир Церкви». Он также предложил, чтобы на Рождественских чтениях появилась секция для пишущих священников с проведением мастер-классов известными прозаиками и сценаристами.
Работе в кино и своей общественной деятельности посвятил выступление актер и режиссер Николай Бурляев. «Я видел и возвышение, и угасание кино, — отметил он. — Улучшить ситуацию может только выведение культуры из рынка. Бюджет министерства культуры должен быть сопоставим с бюджетом министерства обороны. Потому что культура — это оборона души». Также он рассказал о своей деятельности как руководителя института культуры МЧС: «Планы большие, дерзкие. Я хочу показать, каким должен быть кинематограф: с картинами о подлинных героях нашего времени».
Николай Бурляев предложил в рамках Патриаршей литературной премии ввести номинацию киносценариев и поощрять писателей, которые работают в кино.
Киновед Татьяна Москвина-Ященко подарила владыке Клименту сборники сценариев, написанных для конкурса «Вера. Надежда. Любовь» — эти работы еще ждут своих режиссеров. Она также отметила картины разных лет, от перестройки до наших дней, в которых были раскрыты религиозные мотивы метания человеческой души и крестного пути. Она упомянула такие фильмы как «Слуга» Вадима Абдрашитова, «Цареубийца» Карена Шахназарова, «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова, «Живой» Александра Велединского, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, а из самых последних — «Монах и бес» Николая Досталя — премьеру этого года, которая вызывает многочисленные споры.
Она также подчеркнула, как важно поддерживать единство кинематографической среды, и высоко отметила роль фестивалей православного кино: «Лучезарный ангел», «Радонеж», «Сретение» — их организаторы много делают для расширения аудитории зрителей, которые хотят смотреть фильмы, посвященные вечным ценностям.
Александр Орлов как педагог поделился своими наблюдениями, что школьникам очень нравятся экранизации классики и фильмы на исторические сюжеты. Среди них он отметил «Тараса Бульбу» Владимира Бортко, «Орду» Андрея Прошкина. «Ученики изучают "Войну и мир" по фильму Сергея Бондарчука, а историю Византии по фильму епископа Тихона (Шевкунова) "Гибель империи". Дети мало читают, но кино смотрят», — подытожил Александр Орлов.
Проблемам информационных перегрузок современного человека посвятила выступление журналист и писательница Мария Городова. Информации так много, что люди просто не успевают отслеживать все достойные книжные новинки и фильмы. «Художники больше не властители дум, — отметила Мария Городова. — Культура стала предметом торговли. Реклама делается все агрессивнее. Продвигаются определенные коммерчески выгодные продукты, такие как книги Дэна Брауна. Настоящей литературе трудно этому противостоять».
Писательница Олеся Николаева рассказала, что сегодня идет целенаправленная работа по созданию нового человека — человека постмодерна. Свой вклад в это вносит как массовая культура, так и разрушение системы образования. «Происходят ментальные сдвиги, — посетовала она. — Я по студентам вижу деградацию в области культуры. Спрашиваю ребят: кто написал строчку "Редкая птица долетит до середины Днепра". Никто не знает. Один студент предположил: "Чапаев". И приходится на первом курсе заниматься элементарным просвещением». Также Олеся Николаева поделилась своими размышлениями о современном российском кинематографе: «Произошло предательство дивного киноязыка ХХ века, который был у Тарковского и у Феллини. Кино пошло по пути иллюстрации нарратива сценария». Также она рассказала, как непросто писателю воплотить сценарий в фильм. Замысел автора часто идет в разрез с подходами продюсеров и режиссеров, которые даже в фильмы на православную тему стараются «впихнуть клубничку».
Фестивалю православного кино «Радонеж» посвятил выступление Евгений Никифоров. «У нас много прекрасных документальных фильмов, а с художественным кино дела обстоят хуже, — отметил он. — У нас нет таких фигур как Мел Гибсон и Анджея Вайда — последовательных христиан и гениальных кинематографистов». Он также констатировал, что россияне в целом до сих пор плохо знают православную традицию. Евгений Никифоров сказал, что нужен общецерковный продюсерский центр, который бы целенаправленно занимался кинопроектами.
Писатель-афганец Виктор Николаев выразил надежду, что ушли в прошлое времена, когда снимались фильмы такие, как «Бригада» и «Бумер», в которых романтизировался криминал, разбой и насилие. «Кинематографисты должны думать о том, какие ценности они несут зрителю. В фильме должно быть созидательное начало и настоящие герои — солдаты и люди труда», — обозначил свою позицию Виктор Николаев.
Режиссер Юрий Грымов напомнил о французском опыте поддержки национального кинематографа. «Нам нужна поддержка проката российского кино, — отметил он. — Надо взращивать нового зрителя. Хорошо, что есть такие фестивали как "Золотой витязь", как "Радонеж". Но нужны рычаги информирования об этих фестивалях. Нужно активнее использовать возможности интернета, блогеров». Юрий Грымов также рассказал о создании православного портала «Рублев» и о своей преподавательской работе в академии у Никиты Михалкова, студенты которой хотят снимать и смотреть российского кино. И нужно давать им эту возможность.
Главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов отметил, что важно создавать шедевры, которые могут человека переродить через язык художественного образа: «Такие произведения как "Несвятые святые" и "Остров" сняли барьер и напряжение, в них есть послание к светским людям: в Церкви такие же люди как и вы. Мы должны нести месседж любви, а не военной риторики».
Публицист Александр Ткаченко сделал акцент на такую проблему — в современной литературе и кинематографе нет христианской темы для подростков, они не видят на страницах книг и в кино ярких героев, которым можно подражать.
Завершая работу круглого стола, митрополит Климент поблагодарил всех участников и сказал, что многие из прозвучавших предложений будут использованы в деятельности Издательского Совета.
Издательский Совет/Патриархия.ru
Читать все