«Иже Крестом ограждаеми…»
Восьмиконечный православный крест на границе России, Китая и КНДР установили участники крестного хода православной молодежи Приморья.
Целью крестного хода было впервые пройти по маршруту вдоль пограничных селений Хасанского района, установить в устье реки Туманной христианский крест и здесь же освятить копию Порт-Артурской иконы Божией Матери.
По прошествии тайфуна, на втором этапе крестного хода, его участники отправились на сопку Заозерная, где проходили легендарные "хасанские" события. Здесь была отслужена панихида по всем православным воинам, погибшим за русскую землю и народ наш.
День первый
Накануне и в сам день выхода, утром 29 июля 2001 года, во Владивостоке бушевал штормовой ветер и лил дождь. Намеченный маршрут: добраться на пароме до Славянки, затем на автобусах до Хасана, откуда и начался бы крестный ход, - срывался. Какой же тут паром до Славянки, все рейсы отменены.
Разыгравшаяся непогода, казалось, ломала все планы. Вместо сбора у паромного причала директор православной гимназии протоиерей Игорь Талько перенес сбор всех участников в гимназию. Об этом мы узнаем, позвонив туда по телефону.
По дороге в гимназию настроения не прибавилось. Ветер расшвырял по шоссе сломанные ветки деревьев, на мокром асфальте лаково блестели зеленые листья. Рекламные плакаты валялись на обочине яркими скомканными обрывками.
Тем не менее более ста участников собрались здесь в ожидании последующих событий. Крестный ход не отмен, но добираться до Славянки решено в объезд на автобусах. Количество участников сокращается вдвое. Идет жесткий отбор кандидатов - старшие ученики гимназии и те, кто отправляется с папой. Батюшка предупреждает: дорога размыта, реки вышли из берегов. Впереди полная неизвестность.
Все оказалось, как и предвещал батюшка - размытые дороги, маленькие речки, которые из-за дождей вышли из русла и начали заливать шоссе. На подъезде к Славянке выясняется, что впереди размыло два моста. Уже вечереет, как известно, утро вечера мудреннее, поэтому дальше решено отправиться утром. Если вода спадет и мосты начнут восстанавливать, то будем прорываться на Хасан. На ночлег останавливаемся в живописном месте на морском берегу. После вечернего правила отец Игорь, обращаясь к детям и взрослым, говорит: "Господь дает просящему, поэтому прошу ваших сугубых молитв".
День второй
Утро 30 июля начинается с акафиста Порт-Артурской иконе Божией Матери. "Радуйся Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая" - поют участники крестного хода.
По радио передают местные новости: "Детский крестный ход сегодня отправится в устье реки Туманная". Все улыбаются, если говорят, значит, надо идти.
Подъезжаем к разрушенному мосту. Вода подмыла берег, и бетонная плита, служившая мостиком через речку, накренилась. Здесь уже скопилось несколько автобусов с китайскими туристами - совсем рядом пограничный переход "Краскино-Хуньчунь". Что делать? Участники крестного хода решают сделать временный переезд, насыпав камней и гравия. К делу подключаются и китайцы. За короткое время соорудили насыпь, и вот уже первый автобус под аплодисменты китайцев переваливает через самодельную переправу. Но впереди нас ждет еще одно испытание. Смыт большой мост на трассе. Сейчас его восстанавливают, но пешком пройти уже можно. Отсюда и начинается наш путь. С нами идут два священника - отец Игорь - директор гимназии и отец Александр Талько - настоятель храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона.
Старшие несут хоругви, а ребята большие иконы на специальных носилках. Образы Господа, небесных покровителей гимназии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Божией Матери совершат этот путь вместе с ребятами. Переходим через мост, здесь своей очереди на проезд ждут несколько автобусов с туристами из Китая. Любопытные до всяких зрелищ китайцы защелкали фотоаппаратами, навели видеокамеры, а один тихо перекрестился и поклонился вслед крестному ходу.
Погода удачная - облачность, не жарко идти, и дождя нет. Проходим через село Краскино. Здесь нет своего храма, поэтому местные жители и не представляют, что такое крестный ход. Многие спрашивают: а что это за делегация? Ученики и батюшки стараются объяснять интересующимся.
В первый день пройдено девятнадцать километров. На привал останавливаемся в лесочке. "Походная кухня" кормит нас вкуснейшим горячим борщом и кашей. На аппетит никто не жалуется.
День третий
Утро 31 июля встретило нас дождем и моросью. Спешно пакуем вещи и выступаем в путь. До Хасана около сорока километров. Их надо преодолеть сегодня. Населенных пунктов в этом промежутке нет. Путь пролегает вдоль берега Японского моря. Ветром несет густую морось. Иконы, которые участники крестного хода несут в руках, приходится спешно упаковывать в полиэтилен. Дорога, местами глинистая, скользит и превращается в кашу. Проходим, брошенное село Маячное, панельная пятиэтажка стоит, зияя выбитыми стеклами. Жутко становится от этого зрелища заброшенности.
Морось переходит в дождь, и все надевают заранее припасенные дождевики. Теперь наш крестный ход напоминает шествие гномов. Разноцветные плащи с капюшонами оживляют пасмурный, дождливый пейзаж. Наша процессия растягивается. Кто-то уже натер ноги и изнемог. На привале после первых пятнадцати километров в ход пошел пластырь.
Почти на протяжении всего пути отец Игорь читает акафист Порт-Артурской иконе Божией Матери. Замечено участниками крестного хода: с иконой и молитвой идти легче. Уже не так болят ноги, отвлекаешься от мыслей, сколько же еще надо пройти и когда привал. Вокруг дождь и пустынная местность: зеленые бархатные сопки, море вдали, а вокруг ни одного поселка. Дети идут уже несколько часов подряд.
Отец Александр Талько ведет за руку утомившуюся девочку. Она жалуется:
- У меня ноги устали!
- Только устали? У всех давно устали.
Пройдено тридцать километров. Привал на два часа. В подкрепление сил сухари и вода. До Хасана остается десять километров. И этот последний рывок, пожалуй, самый трудный. Кажется, что сил уже не осталось. Все промокли. Мышцы натружены, колени отказываются сгибаться. Только наладился шаг, как неожиданное препятствие останавливает крестный ход. Отец Игорь сообщает громовую новость: река Туманная вышла из берегов, место предполагаемой установки креста затоплено. На наш край движется тайфун и поэтому надо срочно уезжать во Владивосток. Дети отказываются понимать. Как?! Большая часть пути уже пройдена. Мы почти у цели.
Батюшка говорит: "Мы прошли около пятидесяти километров крестным ходом по местам, где никогда не ходили с молитвой, иконами дети. Разве можно считать, что мы шли зря? Обещаю, что когда установится погода, мы вернемся к тому месту, где остановились, пройдем остаток пути и установим православный крест в устье реки Туманная и отслужим панихиду по воинам погибшим за нашу землю на сопке Заозерной".
Автобус разворачивается в сторону Владивостока. По всему пути идет нудный моросящий дождь. Прогнозы синоптиков оправдались. В скором времени на Владивосток обрушился мощный тайфун с тропическим ливнем.
Чуть позже участники крестного хода вспомнили, что Порт-Артурскую икону Божией Матери несколько раз пытались отправить в Порт-Артур во время русско-японской войны, и каждый раз мешала погода: то буря, то мертвый штиль, то сильный шторм. Так что новая попытка доставить копию образа Небесной Покровительницы дальневосточных пределов России на рубежи Отечества опять была связана с противодействием стихии. Однако участники крестного хода намерены завершить начатое дело в начале сентября, когда погода уже установится.
Можно в "крестовый поход"?
Православная гимназия постоянно проводит крестные ходы. Как отмечают постоянные участники, количество желающих растет в геометрической прогрессии. В первый крестный ход пошло тридцать человек, во второй раз - восемьдесят, а в третий раз уже записалось сто восемьдесят человек.
Накануне отправки крестного хода в редакцию епархиальной газеты позвонила девушка: "А как можно в крестовый поход записаться?", - взволнованно спрашивала она.
Почему люди идут в крестный ход? Одна из участниц хорошо ответила: проследите путь одного человека в крестном ходе. Сначала он идет бодро, держит иконы. Потом начинаются трудности, - он отстает и догоняет других, устает, натирает ноги, но идет - и это его путь. Люди учатся здесь реальному христианству, что надо помочь, когда самому трудно, надо взять икону и помочь нести, хотя еле хромаешь. Это трудно дается.
Снова в дорогу
Ровно через месяц участники крестного хода вновь собрались на том месте, где было остановлено шествие начавшимся тайфуном. 29 августа, в день празднования Порт-Артурской иконы Божией Матери, в устье реки Туманной был установлен православный крест и освящена копия Порт-Артурской иконы.
Теперь, как сказал директор гимназии о. Игорь Талько, на краю России была совершена молитва о том, чтобы Господь укрепил нашу страну и ее пределы.
Пограничники, которым довелось общаться с ребятами, видя их горячую детскую веру, выразили желание покреститься. Отец Игорь совершил крещение недалеко от установленного креста, полным погружением в море.
30 августа 2001 года участники крестного хода отправились на сопку Заозерная, где проходили легендарные "хасанские" события. Здесь протоиерей Игорь Талько совершил панихиду по православным воинам, отдавшим свои жизни за спасение русской земли и народа ее.
Татьяна Пожидаева