Заявления

Рождественское послание архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина

22.01.2001

Возлюбленные о Господе Всечестные пастыри, Боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры!

С радостным, светлым чувством я обращаюсь к вам со словами мира и любви о Христе, ныне Рождшемся, и поздравляю вас с великим праздником - Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Рождество Христово - это величайшее событие в истории человечества, а значит, и в нашей с вами жизни. Христос пришел на землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Апостол Павел свидетельствует, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), раскрываемой нами в благовестии Христовом, которое есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1, 16). Ангел возвестил Вифлеемским пастырям великую радость о рождении Богомладенца Христа, и они пошли и поклонились Ему. И мы, чада Божии, возрадуемся ныне «радостию неизреченною и преславною» (1 Пет. 1, 8), и духом своим проследуем в Вифлеем к Его яслям и поклонимся Ему.

Боговоплощение, по слову святителя Иннокентия Херсонского, - «это тайна, хотя великая и непостижимая, но вместе светлая и просвещающая, способная руководить бедный ум наш в самых трудных и мрачных его путях и изысканиях». Мы не в силах постичь разумом всю глубину тайны Боговоплощения. Мы принимаем это чудо Божией любви верою и духовным опытом Церкви, ибо «тайна воплощения Слова, по свидетельству святого Максима Исповедника, заключает в себе значение всех символов и тайн Писания, сокрытый смысл всякого творения чувственного и сверхчувственного».

Святой Дионисий Ареопагит прилагает к воплощению Сына наименование «человеколюбие», потому что в этом имени выявляется Промысл Божий о человеке. Первозданный человек был призван к единению с Богом, к обожению по благодати. После грехопадения прародителей то, что не исполнил Адам, мог совершить только Бог: освятить человеческую природу Своим Божеством, освободить от пленения греху и смерти. «Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43, 11). С этого момента истинным содержанием истории становится спасение рода человеческого. Начало спасения в Богомладенце Иисусе - завершение в грядущем втором пришествии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа «с силою многою и славою» (Мк. 13, 26).

Через грехопадение Адама и Евы все человечество унаследовало омраченную грехом человеческую природу, произошел разрыв, крушение того уникального единства Бога, человека и всего Божественного творения, о котором Бытописатель сказал: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). За тысячелетия своей истории люди лишь усугубляли происшедшее разделение. Войны, катастрофы, ложь, насилие - зло увеличивалось день ото дня. Сам человек был не в состоянии восстановить утраченное. Только Бог, Творец и Промыслитель, мог преодолеть трагический разрыв. Цель Боговоплощения - восстановление полноты общения между человеком и Богом, обретение во Христе богосыновства и подлинного бессмертия, не упразднение человеческого, но его обожение, потому что быть человеком можно только в Боге.

В дивном Рождестве Своем Сын Божий нисходит в наш падший мир не для того, чтобы этот мир переделать и изменить, но чтобы искупить человечество, чтобы вернуть людям утраченную возможность восхождения к Нему. При этом Господь не уничтожает свободы человека, той зачастую страшной свободы, которая дает человеку право отвергнуть своего Творца. Христос не обещает райской жизни на земле, Он дарует большее - Царствие Божие, которое, по слову Господню, «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21) и являет совой «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

Какие бы значительные события ни происходили в истории человечества, все они остаются внешними и для дела спасения несущественны. Каждый век был по-своему жесток, и в то же время всякий век являет нам изумительные образцы христианской святости; «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Прошедший век был особенно трагичен для нашего Отечества. На долю нашего народа, как никакого другого, выпали жесточайшие испытания. И сейчас мы переживаем очень непростое и трудное время: бедность становится уделом большинства, распри и несогласие царят в обществе, поколеблены нравственные начала жизни, попираются вековые традиции, насаждаются чуждые нам верования и устои. Все это приводит в смущение многих, особенно людей неопытных и неукрепленных в вере. Но мы должны всегда помнить, что в трудностях и невзгодах Господь испытывает нашу веру и верность. Верны ли мы в малом? Готовы ли мы в стесненных обстоятельствах помочь и поддержать ближнего? Благодарим ли Бога за то, что сегодня открыты и открываются храмы и монастыри и мы имеем возможность славить Христа?

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, когда житейские проблемы порабощают нас, когда наше Отечество и весь мир изнывают от кровопролития и катастроф, нам чрезвычайно важно через празднование Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа услышать призыв к миру на земле и благоговейному прославлению Творца. Мы все должны сегодня обратить свои молитвы к Богочеловеку Христу.

О чем должны быть эти молитвы? О даровании нам покаяния, терпения и смирения, умения видеть главное в деле спасения нашего и всегда следовать за Христом.

Ныне, когда так тревожно на душе, мы все горячо взываем к родившемуся Богомладенцу, да дарует Он людям своим мир, да благословит всех нас мирным и благоденственным годом, дабы люди на земле жили в любви и правде, воспевая славу Божию.

С праздником, дорогие мои!

Вениамин,

АРХИЕПИСКОП  ВЛАДИВОСТОКСКИЙ  И  ПРИМОРСКИЙ

Рождество Христово

2003/ 2004 год

г. Владивосток


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх