Заявления

Деяния архиерейского собора

01.11.2004

3-8 октября 2004 года в Москве и Сергиевом Посаде под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

Открытие Архиерейского Собора состоялось 3 октября в 15 часов в Храме Христа Спасителя. 8 октября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре совершена Божественная литургия, которой завершился Собор.

Архиерейский Собор обсудил вопросы церковной жизни и наметил пути служения церкви в грядущие годы.

За четыре года, прошедшие со времени предыдущего Архиерейского Собора, Русская Церковь открыла более 7 тысяч храмов.

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви президенту Российской Федерации В.В.Путину

Ваше Превосходительство,

многоуважаемый Владимир Владимирович!

За годы Вашего пребывания на посту главы государства многое сделано для развития добрых церковно-государственных отношений. Со многими федеральными и региональными органами власти подписаны совместные документы о взаимодействии и сотрудничестве, открывающие новые возможности для социального партнерства государства и Церкви.

Сегодня вся наша жизнь свидетельствует: государство, Церковь и гражданское общество могут и должны работать вместе, ибо у них - во многом общие задачи. Это прежде всего миротворчество на общенациональном, европейском и мировом уровнях, духовное, нравственное и патриотическое воспитание новых поколений россиян, забота о сохранении и возрождении отечественной культуры.

За последние годы нашей Церковью накоплен немалый опыт социальной и другой общественно значимой работы. К сожалению, иногда чиновники в центре и на местах склонны считать такую деятельность "частным делом" духовенства и верующих, помогать которой государство якобы не обязано. Речь и не идет об односторонней помощи. Мы считаем важным взаимополезное партнерство государства и Церкви в разрешении наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед народом России. В связи с этим государство, на наш взгляд, могло бы устранить юридические и бюрократические препятствия для церковной общественно полезной работы, оказать в ее осуществлении широкую и гласную моральную поддержку, создать для нее приемлемые условия, которые существуют в большинстве стран мира. Ведь труды, полагаемые пастырями и чадами нашей Церкви для блага всего народа - людей православных, инаковерующих и неверующих, - ни в коей мере не являются их "частным делом".

Общественно значимая деятельность Церкви по-прежнему сталкивается с рядом трудностей. Некоторые действующие и предложенные к принятию правовые акты необоснованно ограничивают именно общественно значимую церковную деятельность: социальную, образовательную, культурную, благотворительную и иную. Речь идет о блокировании передачи в собственность имущества, незаконно изъятого у Церкви, а также об обложении налогами на землю, имущество и прибыль тех объектов собственности и денежных поступлений, которые используются Церковью в трудах, совершаемых на благо людям. Это напоминает нам ситуацию, сложившуюся в советское время, когда за Церковью сохранялось лишь право заниматься "культовой деятельностью", а всякая иная общественно полезная работа ей запрещалась.

Собор благодарит Вас и Федеральное Собрание России за принятие закона, устранившего ряд проблем в области церковного землевладения. Надеемся, что за этим последуют и другие позитивные шаги.

Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа.

Не менее важным видится развитие инициатив, направленных на усиление взаимодействия Церкви с государственными образовательными учреждениями в области подготовки педагогических кадров и разработки образовательных программ, направленных на получение учащимися объективных знаний о Православии, о роли православной культуры в становлении России. Надеемся, что голос верующих граждан будет услышан. Вновь свидетельствуем, что наша Церковь, в полной мере содействуя возрождению России, готова и впредь оказывать посильную помощь государственной власти в ее ответственном служении.

Из Доклада Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II:

"Я должен свидетельствовать о том, что Собор прошел в единомыслии, братской любви. Ибо каждый член Архиерейского Собора осознавал ту ответственность, которая лежит на нас за будущее церкви Христовой"

«Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Для Русской Церкви оно стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.

Один из уроков, который мы должны извлечь из опыта прошлого столетия, - это твердое осознание того, что "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12). Стояние мучеников в вере не было противлением государству и власти, но противостоянием неверию.

Сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству - словом, делами, всей жизнью. Взирая на пример наших собратьев и соотечественников, стойко претерпевших гонения за веру, мы обязаны помнить о том, что каждый христианин и во времена мира, и в годину испытаний должен быть мужественным свидетелем Истины, готовым отдать все блага здешней, земной жизни за Христа и Его Церковь. И сегодня одна из главнейших задач нашей Церкви в области пастырской деятельности - научить народ не бояться быть верующим, открыто и последовательно свидетельствовать о своей вере.

Мы часто не осознаем, что современный мир сегодня с новой силой взыскует духовной истины, жаждет услышать пророческое, но в то же время внятное, разумное слово Церкви. Мир взыскует Бога, часто неосознанно. И потому задача свидетельства сегодня является приоритетной для нас».

По словам митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Собор дал оценку православному возрождению за четыре с лишним года, поднял проблемы церковной жизни, наметил приоритеты на будущее. Собор канонизировал на общецерковном уровне 14 подвижников, уже почитаемых во многих российских регионах, и рассмотрел вопрос о церковном суде. Участники Собора единодушно высказались за объединение с Русской Зарубежной Церковью и развитие диалога со старообрядчеством. "Уделяя внимание предстоящему воссоединению с Зарубежной Церковью, мы констатируем, что в самой России не преодолен 300-летний старообрядческий раскол", - напомнил митрополит Ювеналий. По его словам, особое внимание было обращено на вопросы церковно-государственных отношений, межхристианского и межрелигиозного диалога, разрешения демографического кризиса.

КАНОНИЗАЦИЯ

Собор еще раз подтверждает необходимость строгого соблюдения ныне существующего порядка канонизации святых: все материалы к канонизации должны тщательно подготавливаться и рассматриваться епархиальными комиссиями по канонизации святых. Епархиальным архиереям следует тщательно наблюдать, чтобы в храмах вверенных им епархий не появлялись иконы неканонизированных лиц, а также иконописные изображения, не получившие одобрения Священноначалия. Недопустимо употребление в общественных богослужениях молитвословий неканонизированным лицам.

ВОССОЕДИНЕНИЕ

Архиерейский Собор единодушно определил:

Признать делом исключительной важности шаги, направленные к преодолению разделения, в течение многих десятилетий существующего в теле Русской Православной Церкви.

Выразить удовлетворение по поводу состоявшихся визитов в Россию официальных делегаций Русской Православной Церкви за границей, а также в связи с успешной совместной работой Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Православной Церкви за границей по переговорам с Московским Патриархатом.

Одобрить содержание подготовленных Комиссиями документов, представленных на рассмотрение Собора.

По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство.

Как известно, разделение внутри Российской Православной Церкви произошло в связи с революцией 1917 года и Гражданской войной. В результате часть русских православных людей, вынужденно оказавшихся за границей, пребывала вне общения со всей Полнотой Русского Православия. Недавно, как известно, начался процесс сближения Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью. Архиерейский Собор, изучив все, что сегодня совершается в сфере их отношений, горячо поддержал идею скорейшего объединения. Он одобрил содержание документов, которые были выработаны и приняты в процессе переговоров с Зарубежной Церковью, и дал Священному Синоду полномочие завершить этот процесс. Мы надеемся, что это может произойти еще до очередного Архиерейского Собора, то есть менее, чем через четыре года.

В области межправославных отношений Русская Православная Церковь, твердо следуя данной Господом заповеди о единстве христиан, будет, как и прежде, стремится укреплять связи с Автокефальными Православными Церквами в духе братолюбия и соборности.

Наша Церковь выступает за более тесное и координированное сотрудничество Поместных Православных Церквей в разрешении стоящих перед мировым Православием проблем, в частности, в вопросе противостояния расколам. Собор выражает озабоченность имеющими место нестроениями в межправославных отношениях. Отметив, что такие случаи возникают вследствие оскудения братской любви, Собор призывает Поместные Православные Церкви крепить межправославное единство, воздерживаясь от шагов, способных нарушить мир церковный.

Собор поддерживает усилия, которые в соответствии со священными канонами предпринимают архиереи, пастыри и верные чада Украинской Православной Церкви для уврачевания раскола и урегулирования существующих нестроений. Признано полезным продолжение братского сотрудничества и консультаций с Поместными Православными Церквами для дальнейшей консолидации усилий мирового Православия в противодействии богопротивному расколу и для обсуждения вопросов канонического характера в контексте церковной ситуации на Украине. Собор призывает уклонившихся в раскол к возвращению в спасительную церковную ограду и воссоединению с Матерью-Церковью, которая терпеливо ожидает своих заблудших чад.

Собор приветствует положительное развитие отношений между Церковью и государством в России и большинстве других стран СНГ и Балтии. Сочтено весьма желательным установление широкого и активного церковно-государственного партнерства в различных сферах народной жизни.

Приоритетными областями церковно-государственного сотрудничества признаны нравственное воспитание личности, укрепление семьи, защита материнства и детства, помощь детям-сиротам, пожилым и обездоленным людям, борьба с наркоманией, пьянством, беспризорностью, культом насилия и разврата, другими социальными пороками, а также забота о возрождении исторических памятников.

ОБРАЗОВАНИЕ

Собор одобрил деятельность Учебного комитета по организации учебного и воспитательного процесса в Духовных школах Русской Православной Церкви. Признано целесообразным скорейшее получение Духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования.

Количество и качество православных гимназий в большинстве епархий оставляет желать лучшего. Следует помнить, что соединение общего среднего образования с православным воспитанием формирует гармоничную личность с самых младых лет. Необходимо качественно улучшить работу воскресных школ для детей и взрослых. С этой целью в благочиниях следует назначать помощников благочинных по религиозному образованию, а в приходах - помощников настоятелей. Необходимо повышать квалификацию преподавателей воскресных школ и проводить регулярную аттестацию этих школ.

Образовательную работу Церкви нельзя заключать в рамки церковной ограды. Следует развивать сотрудничество Церкви со светской средней и высшей школой, без чего - вследствие практически полного разрушения церковной школы в годы гонений - религиозное образование еще долго будет недоступно большинству наших соотечественников. Собор обращается к православным родителям с призывом добиваться преподавания для своих детей «Основ православной культуры» в светских школах.

«Не менее важным» архиереи считают создание условий «получения учащимися объективных знаний о роли православной культуры в становлении России». Региональный и мировой опыт показывают, что преподавание детям такой рода знаний «не воспламеняет никаких этнорелигиозных конфликтов, но, наоборот, препятствует из возникновению, ибо устраняет религиозную неграмотность, которой пользуются экстремисты», отмечается в послании.

Собор считает необходимым усиление духовно-просветительской деятельности во всех социальных группах нашего общества, особенно среди детей, лишенных родительской заботы, - в приютах и детских домах. Следует обратить особое внимание на создание православных детских дошкольных учреждений.

МОЛОДЕЖЬ

Сегодня у нас недруги более коварные, скрытные и изощренные, но не менее опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью. Это уход молодых, активных людей в мир наркотических иллюзий, «виртуальной» реальности, азартных и «интеллектуальных» игр.

Заботу и тревогу Церкви вызывает духовное состояние молодого поколения. Собор указывает, что работа с молодежью должна быть приоритетом в деятельности всех церковных структур и каждого члена Церкви в отдельности. Собор счел необходимой координацию усилий в области работы с молодежью Учебного комитета и Миссионерского отдела, а также соответствующих епархиальных структур. Для достижения устойчивых успехов в деле совершенствования работы в молодежной среде необходимо усилить информационно-издательскую деятельность Отдела по делам молодежи.

Следует активно развивать самые разные формы молодежного досуга, включая концерты, выставки, летние лагеря, строительные отряды и так далее. При этом во внебогослужебной сфере могут использоваться культурные стили и формы, привычные для современной молодежи, если они наполняются христианским содержанием.

СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ

В области взаимодействия с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами важна постановка на качественно новый уровень церковно-государственного партнерства. Для этого необходимо развитие законодательства, в том числе легитимизация военного духовенства, что соответствует исторической и мировой практике. Рекомендовано на епархиальном уровне формирование договорно-правовой базы, которая бы гарантировала Церкви стабильность отношений, например, в случаях смены руководителей или изменения позиций органов военного управления.

ЗЕМЛЯ

В числе препятствий, стоящих на этом пути, архиереи назвали "блокирование передачи в собственность имущества, незаконно изъятого у Церкви, а также обложение налогами на землю, имущество и прибыль тех объектов и средств, которые используются Церковью в трудах, совершаемых на благо людям". Вместе с тем, Собор поблагодарил власти за принятие закона, "устранившего ряд проблем в области церковного землепользования", и выразил надежду, что "за этим последуют и другие шаги".

Собор выразил удовлетворение принятием Федеральным Собранием и подписанием Президентом России закона, сохраняющего особый порядок церковного землевладения, что будет содействовать развитию социального служения Русской Православной Церкви. Сочтено необходимым активизировать процесс безвозмездной передачи в собственность Церкви незаконно национализированных храмов, монастырей, святынь, другого движимого и недвижимого имущества, что восстановит историческую справедливость. Собор подчеркивает важность сохранения различий в налоговом статусе коммерческих и некоммерческих организаций, особенно религиозных, с учетом необходимости поддержки социальных и благотворительных инициатив последних.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Собор призвал государственную власть принять во внимание озабоченность части верующих при разработке новых образцов паспорта, который, по мнению архиереев, "не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа".

В связи с сохраняющимся в церковной среде смущением по поводу имеющихся и проектируемых систем электронного учета и контроля граждан Отделу внешних церковных связей и Синодальной Богословской комиссии продолжить изучение данной проблемы. Особо отметить недопустимость для архиереев выступать в тех средствах массовой информации, которые провоцируют экстремистские настроения в церковной среде и порочат Священноначалие Русской Православной Церкви.

Собор поручил Священному Синоду разработать документ, выражающий позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации.

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Собор считает необходимым уделять большее внимание социальному служению на местах. Отделу по социальному служению и благотворительности поручается усилить координацию диаконических проектов, обращая особое внимание на открытие богаделен, детских приютов, школ-интернатов, благотворительных столовых, а также организацию медицинского патронажа в домах ребенка, больницах и хосписах, оказание помощи престарелым, осужденным, больным наркоманией и алкоголизмом, мигрантам, жертвам стихийных бедствий и террористических актов.

Монастырям рекомендуется участвовать в проводимых епархиями воспитательных и социальных программах. Монастырское служение милосердия должно проявляться в открытии богаделен для немощных и престарелых, в бесплатной медицинской помощи, в содействии при покупке необходимых пожилым людям лекарств. Монастыри, имеющие подсобные хозяйства, в меру своих сил должны оказывать людям, нуждающимся в работе, помощь в трудоустройстве.

Собор обращает внимание на необходимость заботы о заштатном духовенстве, а также вдовах священнослужителей и неимущих членах их семей. Представляется целесообразным создание общецерковного дома отдыха.

МИССИОНЕРСТВО

Выражено удовлетворение многократным увеличением числа паломничеств православных христиан к святыням, расположенным как внутри канонической территории нашей Церкви, так и за ее пределами. Епархии и монастыри призываются всемерно содействовать благому делу паломничества, сотрудничая в этом с центральными церковными учреждениями. Ввиду умножения количества паломнических групп и делегаций, посещающих Русскую Церковь либо направляемых ею за пределы ее канонической территории, а также в связи с активизацией церковного участия в государственных и иных светских мероприятиях, а государственных и общественных деятелей, духовных лидеров иных религий и конфессий - в мероприятиях церковных, Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата и Управлению делами Московской Патриархии поручается разработать документ об общецерковном протоколе, упорядочивающий его принципы и практику.

Собор с удовлетворением констатирует, что в последние годы православное книгоиздание продолжало динамично развиваться. Вместе с тем, качество редакционной подготовки и полиграфический уровень изданий в некоторых издательствах остается неудовлетворительным. Нередко на таких изданиях стоит благословение архиерея другой епархии. В связи с этим Собор отмечает, что официальную экспертизу изданий с предоставлением соответствующего грифа осуществляет Экспертный совет при Издательском Совете Русской Православной Церкви.

Особое значение имеет строгая экспертиза богословской литературы и церковных календарей и предоставление Издательскому Совету права ставить на подобные издания гриф 'Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви'. Собор напоминает, что официальным календарем Русской Православной Церкви является календарь, издаваемый Издательским Советом. Прочие церковные календари необходимо согласовывать с официальным изданием.

Издательскому Совету следует озаботиться созданием более эффективной системы распространения церковной периодики.

СУД

Судебная власть представляет собой один из видов церковной правительственной власти. Церковь Христова— это Царство не от мира сего (Ин. 18, 36), в то же время это— Царство, видимо явленное в сем мире.

Господь, проповедуя любовь к ближним, самоотречение и мир, не мог одобрять споры между учениками, но сознавая человеческую немощь Своих последователей, Он вручил созданной Им Церкви власть решать споры, которые возникают между ее чадами, а также применять прещения по отношению к ее согрешающим членам, вплоть до совершенного отлучения их от церковного общения.

На заседании Священного Синода 1 октября сего года было принято “Временное Положение о церковном судопроизводстве в епархиях РПЦ”, которое состоит из двух разделов: первый раздел содержит общие положения о епархиальном судопроизводстве, а второй раздел регулирует порядок его осуществления. В силу ст. 1 Временного положения епархиальное судопроизводство осуществляется на основании священных канонов.

Временное положение предусматривает, что разбирательство дел в епархиальном суде является закрытым. Правила церковного судопроизводства допускают присутствие на судебном заседании только лиц, участвующих в деле. (т. е. сторон, свидетелей и иных лиц, которые вызываются в епархиальный суд для опроса по обстоятельствам дела).

Ведению епархиальных судов подлежат следующие категории дел:

-по отношению к клирикам- дела по обвинению в совершении деяний, влекущих за собой канонические прещения в виде временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви;

- по отношению к монашествующим, а также послушникам и послушницам – дела по обвинению в совершении деяний, влекущих за собой временное отлучение от церковного общения или отлучение от Церкви;

- по отношению к мирянам, относящимся к разряду церковно-должностных лиц, - дела по обвинению в совершении деяний, влекущих за собой временное отлучение от церковного общения или отлучение от Церкви.

- иные дела, которые по усмотрению епархиального архиерея требуют дополнительного исследования

Заявление о церковном правонарушении должно быть составлено и подано членом или каноническим подразделением Русской Православной Церкви в письменной форме, адресовано епархиальному архиерею и подписано заявителем.

Епархиальный архиерей вправе рассмотреть заявление о церковном правонарушении единолично и вынести собственное решение по делу.

Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан. Председателем епархиального суда может быть лицо в епископском или священническом сане. Председателя, заместителя Председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Срок полномочий судей епархиального суда - три года, с возможностью переназначения или переизбрания на новый срок. При этом епархиальный архиерей вправе собственным решением досрочно прекратить полномочия судей по основаниям, предусмотренным ст. 9 “Временного положения”. В п. 6 ст. 7 Временного положения предусмотрено, что в епархиях, где по каким-либо причинам отсутствует епархиальный суд, его функции выполняет Епархиальный совет. В этом случае полномочия Председателя епархиального суда осуществляет епархиальный архиерей.

В разделе II Временного положения раскрыт порядок епархиального судопроизводства. Лица, участвующие в судебном разбирательстве, вызываются в епархиальный суд путем направления им письменных вызовов с таким расчетом, чтобы лицо, вызванное в суд, имело достаточно времени для своевременной явки на судебное заседание.

Согласно п. 4 ст.33 “Временного положения“, если характер переданного на рассмотрение епархиального суда дела может повлечь за собой запрещение в священнослужении или лишение сана, епархиальный суд в случае неявки на заседание обвиняемого в совершении церковного правонарушения лица откладывает рассмотрение дела до двух раз. Если обвиняемое в совершении церковного правонарушения лицо не явится на судебное заседание в третий раз (при том, что причины неявки окажутся неуважительными) епархиальный суд рассматривает дело в отсутствие обвиняемого в совершении церковного правонарушения лица.

Решения епархиального суда вступают в законную силу с момента их утверждения епархиальным архиереем. При этом епархиальный архиерей решает вопрос о наложении канонического прещения.

Канонические прещения в виде пожизненного запрещения в священнослужении или извержения из сана налагаются епархиальным архиереем на священнослужителей с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благоволением Божиим Собор завершил свои труды, и ныне мы возносим ко Господу молитвы о даровании сил ко исполнению соборных определений. Призываем пастырей – соработников наших на ниве Христовой, а вместе с ними и всех боголюбивых православных христиан к дальнейшим трудам. Вместе с апостолом взываем: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16, 13).


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх