“Правило веры”

Почему мы теряем душевный мир?

06.07.2016

Интервью телеканала «СПАС»  с ответственным по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиереем Димитрием Бежетарем. О том, что же такое душевный мир, от чего он зависит и почему так нам необходим, беседует ведущий программы Денис Береснев.
 
Душевный мир — это внутреннее благодатное состояние, когда у человека мирная совесть. Это не значит, что он абсолютно безгрешен, — на земле нет человека, который бы не имел грехов, но он кается в них и стремится по мере сил исполнять Божии заповеди, стараясь тем самым уподобляться Христу в добродетелях. Именно такой человек стяжевает в своей душе это благодатное состояние. Не случайно апостол Павел в одном из своих Посланий к Тимофею пишет: «Труждающемуся делателю первому надлежит вкусить от плода. Разумей, еже глаголю» (то есть «задумайся, пойми, о чем я говорю»). Это значит, что любой правильно подвизающийся человек, который борется со своими страстями и старается по мере сил соблюдать Божии заповеди, несмотря на скорби, болезни, лишения и внутреннюю брань, уже здесь будет понемножку вкушать от плодов правильной духовной жизни.
Душевный мир как раз и оказывается показателем правильного духовного опыта. Интересно отметить, что святые отцы акцентировали внимание на том, что тот человек, который стяжевает внутренний душевный мир, считает себя хуже всех. Нам всем хорошо известен преподобный Серафим Саровский, который обращался к приходившим к нему с поучением: «Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», а называл себя «убогим Серафимом», считая самым грешным человеком, впрочем, как и все великие подвижники благочестия. И вот это осознание своей греховности, бесконечной виновности перед Богом помогает не растерять, сохранить внутренний душевный мир.
 
От чего зависит духовный мир?
Такие мудрые подвижники благочестия, как преподобный Паисий Святогорец или наш современник архимандрит Фаддей Витовницкий, уделяли много внимания этому вопросу. Вот что старец Фаддей пишет по поводу душевного мира: «Все начинается с мыслей — и добро и зло. Наши мысли материализуются. По сей день мы видим, что все, что создано и существует на земном шаре и во всей Вселенной, является материализацией во времени и в пространстве Божественной мысли. Мы созданы по образу и подобию Божию. Человеческому роду досталась такая великая награда, но мы не понимаем, как наши мысли влияют на других, ведь мы можем причинить ими как большое добро, так и огромное зло. Все зависит от наших желаний и мыслей. Если наши мысли мирные, тихие, добрые и великодушные, то это влияет не только на наше внутреннее состояние, но мы встречаем этот покой вокруг себя, в своей семье, в своей стране. Значит, тогда мы работники на ниве Божией, создаем здесь, на земле, Небесную, Божественную гармонию, тишина и покой распространяются повсюду. Когда же в нас живут негативные мысли, то от этого становится плохо всем. Зло, которое находится в нас, мы начинаем изливать вокруг себя, на родных, в семье, в любом кругу, где находимся… Лучше быть добрым ради собственного блага, потому что негативные мысли разрушают наш мир, и нам от этого нет покоя.
У нас всегда неправильная точка отсчета: вместо того чтобы начинать с себя, мы хотим исправлять других, оставляя себя на потом. Начни каждый с себя — вот и будет мир повсюду. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если человек сам себе не навредит, то никто не может причинить ему вреда». Мы сами кузнецы своего счастья. Наш человеческий род своими мыслями нарушил порядок вещей, древнее человечество было уничтожено потопом из-за дурных мыслей и желаний. И у нас сейчас точно так же: наши дурные мысли не приносят доброго плода, а значит, каждому из нас нужно преобразиться, но большая трудность заключается в том, что у нас не было примера ни в семье, ни в обществе».
Вот так просто и замечательно пишет подвижник благочестия о душевном мире. Если бы у меня была такая возможность, мне хотелось бы подарить эту книгу каждому нашему телезрителю: это настоящая духовная сокровищница.
В наших мыслях коренится либо мирное устроение, либо внутреннее зло. Старец Паисий Святогорец говорит, что если в нас кипят злые помыслы, неприязнь, негодование к какому-то человеку, тем более когда мы с ним вместе находимся в одном помещении, например на работе, ему как бы передается наше внутреннее состояние, и он начинает испытывать беспокойство. А представьте себе такое общество, где собрались люди, зараженные мыслями неприязни, вражды и зависти! В таком коллективе вся атмосфера накаляется, и бывает достаточно одной искры, чтобы на пустом месте возникли скандал, истерика, взаимная вражда. Потом люди смотрят и думают: «А из-за чего мы спорили, ссорились, ведь и повода-то не было никакого?». Вот почему так важно, по мнению Паисия Святогорца, возделывать в себе добрые помыслы, стараясь находить оправдание любому поступку ближнего. Мир души начинается с помыслов.
 
Это точка отсчета и в масштабах страны, и каждого из нас
Хотелось бы сказать, что многие наши современники считают, что стать православным означает погрузить себя в атмосферу запретов, что Церковь заставляет совершать какие-то безумные подвиги. А на самом деле подвиг заключается в малом: стяжи в себе добрые помыслы обо всех окружающих. Возделывая их в себе, ты и сам становишься добрее и мягче, твое общение с другими людьми меняется. Это же замечательно, когда вас встречают с добром, теплотой и улыбкой, ведь тогда и у вас настроение поднимается! Или если вы, допустим, были в печали и скорби, а вас поддержали, как-то утешили, — сразу стало легче и вам, и тому человеку, который вас встретил. Любой человек может распространять вокруг себя или добро, или негатив — каждый делает свой выбор.
 
Как быть, если в твоем окружении люди с разным настроением, помыслами, когда не у всех есть душевный мир? Как с ними общаться?
Мы живем с вами в обществе, где люди неодинаковы: у всех разное настроение, образование, состояние души, кто-то из нас испытывает скорбь, кто-то радость. Это естественно. Потому апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что мы, многие, составляем единое Тело Христово, где каждый друг для друга является членом. Как у человека не может все быть головой или руками, но все члены друг другу помогают и составляют единый организм, так и мы должны так же смотреть друг на друга, мыслить, что мы — члены Тела Христова, а потому должны друг другу помогать. Да, у нас разные таланты, возможности, но мы должны думать о том, как помочь и как достигнуть цели.
В том же послании апостол Павел, обращаясь к христианам, справедливо пишет: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римл. 12, 18). Почему он акцентирует на этом внимание? Есть люди, которые не хотят мира, но, если мы хотим взаимопонимания, искренних, дружеских отношений, нам самим необходимо стяжевать добрые помыслы. Тогда христианин, находясь в любом обществе, будет подобен маленькому солнышку, которое излучает тепло и свет, а видя это,  и другие люди станут понемножку меняться.
 
Как себя вести, если два человека поссорились между собой, но один из них хочет примириться, а другой нет?
В древнем Патерике описывается такой случай. Подвизались вместе два брата. Оба плели циновки, жили в единомыслии, мире и общей молитве. Но враг наш дьявол, которому не хочется, чтобы люди жили в мире и спасались, посеял между ними вражду. Он явился одному из братьев в виде голубя, а другому — вороны. Посмотрел один брат и говорит другому: «Гляди, голубь!», а тот ему отвечает: «Брат, да какой же это голубь, если это ворона!». Вот из-за такого пустяка, к великой радости врага, братья рассорились настолько, что даже не захотели друг с другом разговаривать, мириться и решили разойтись подвизаться в разные места. А потом опомнились и, придя в себя, решили: «Стоит ли ссориться из-за такой мелочи? Какая разница, голубь это был или ворона, зачем терять мир?». Пошли друг к другу, и один из них сказал: «Прости меня, брат, это и вправду была ворона!», а второй ему ответил: «Это ты меня прости, брат! Это точно голубь был!». Так встречное желание примириться и простить победило вражду.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх