“Правило веры”

Скорби и утешения настоятеля

19.12.2005

«Мне кажется, что с возведением церкви у нас в поселке, он начнет возрождаться. Жители уже видят, что ведется строительство часовни, видят деятельное участие в строительстве отца Романа. Он очень заинтересованно относится к этому процессу. И это располагает людей к нашему батюшке. Думаю, что со временем найдутся жертвователи на строительство большого, каменного храма», - эти слова я услышала от исполняющей обязанности главы администрации поселка Шкотово Ирины Дмитриевны Бровченко.

Строительство часовни во имя блаженной Матроны ведется с благословения архиепископа Вениамина. Об одной из причин, почему так срочно надо построить хотя бы маленькую часовню, отец Роман говорит с горечью:

- Местные жители ни креститься, ни венчаться не хотят в приспособленном под храм помещении, которое в старом, полуразрушенном клубе. Они и на службу в Артем, во Владивосток едут. И я понимаю: кому захочется молиться Богу в оскверненном месте?

Строительство храма - задача не из легких. Но вдохновляет то, что до революции здесь церковь появилась едва ли не самой первой во всем Приморье – в 1876 году.

- Место, где был раньше храм, я искал полгода по историческим справкам, по свидетельствам старожилов. Есть здесь старик, он крестился в старом храме до его разрушения, он и показал. В престольный праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери, 9 июля 2002 года, приехал к нам архиепископ Вениамин, служил у нас в храме Божественную литургию, и мы пошли на это место. Владыка благословил строительство именно здесь, и по его святым молитвам, с Божией помощью мы начали, - говоря о решении построить прежде храма часовню, отец Роман признается, что сделал это, чтобы освободиться от чувства безысходности.

- А сейчас, когда стены часовни поднялись уже под крышу - надежды, наверное, вновь затеплились, - спрашиваю.

- Сегодня надежда горит! – улыбается мой собеседник. - Раньше были минуты отчаяния, особенно зимой, когда пьяный кочегар разморозил отопительную систему, и в храме холодно было. Я вставал в четыре часа утра, чтобы протопить помещение к приходу прихожан. Сам носил уголь, рубил дрова...…

Родился он в слободе, в пригороде Уссурийска. И на огороде с детства привык работать, печку топить для него труда не составляет. Но когда выбирал путь служения Богу, думал более о духовном, о возвышенном.

В этом мире нет ничего случайного, и священником отец Роман тоже стал неслучайно. Когда-то об этом мечтала его бабушка. Но тогда он даже не был крещен. Мама не поверила бабушке, однако раз сказанное обернулось пророчеством. Его крестили в 5 лет в храме Уссурийска, мама учила его молитвам, читала на ночь Священное Писание. А в душе ребенка росла любовь, выше которой нет на земле.

Интересно, что бы бабушка сказала сейчас о своем внуке, закончившем Духовную семинарию, упорно следующем по пути, ему предначертанному. Нелегок и скуден хлеб священника в обедневшем маленьком, неперспективном, как сейчас принято говорить, поселке. Но может, потому и беден поселок, что не освящен православным крестом? Трудно сказать, насколько благополучно жили первые здешние православные христиане, приехавшие из центральной России осваивать восточные земли. А ведь прежде храм построили, а потом уже и о собственном благополучии, о достатке думать стали. Для справки: к началу XX века, когда построили храм, в Шкотово проживало около 700 человек.

Отец Роман сокрушается: в сегодняшнем поселке Шкотово порядка пяти тысяч жителей, и только 20-30 человек – его прихожане: 10 из Шкотово, да приезжают из района. А остальные что – убежденные атеисты? Скорее - равнодушные, придавленные каждодневными заботами, забывшие о своих христианских корнях, утратившие надежду на лучшие времена.

Но при взгляде на молодого священника, горящего желанием возродить веру православную в одном, отдельно взятом поселении, не устаешь удивляться: как юноше, совсем мальчишке, в период, когда во всей стране нашей государственной религией оставался атеизм, явилось это откровение - что только Господь ведет людей к любви, к миру, к достойной жизни?

Он шел своим путем, иногда заблуждаясь, но неизменно возвращаясь и приближаясь к цели:

- Помню первую исповедь – в семь или в восемь лет - в уссурийском храме у отца Николая. Так боялся! А богослужения в храме мне всегда нравились, и запах ладана, старинные иконы. … Потом, в школе – там окружение не церковное, реже стал посещать храм. Но в 16 лет я глубоко осознал суетность этой жизни, и была решимость пойти в монастырь. Мама незадолго до этого ездила в Дивеево, там молилась преподобному Серафиму Саровскому, и обо мне, конечно, тоже. Из книг узнал о его жизни, о его подвиге служения Богу, о любви к людям. И это перевернуло все мое мировоззрение, я понял, что самым главным в жизни является Господь и служение Ему. Я решил уйти в монастырь. Сказал о своем решении маме, и она посоветовала мне обратиться к батюшке.

В то время настоятелем Покровского храма в Уссурийске был уже отец Иннокентий (Третьяков), и он сказал, что, прежде всего, надо начать регулярно ходить в храм, а там будет видно. Юноша посещал богослужения, выполнял разные послушания. С удовольствием работал дворником, одно время кочегаром при храме был, в сторожке помогал.… И читал книги. Чем больше узнавал, тем больше понимал, что знает мало и что до монастыря еще очень далеко. Начал помогать в алтаре:

- Не забуду свой первый вход в алтарь: шла служба, вдруг открылась дверь алтаря, и батюшка меня позвал. Зашел, батюшка показал, где встать. Я был в таком страхе и трепете: стою перед самим престолом Божиим! Потом учился читать по-славянски, петь на клиросе. Через некоторое время отец Иннокентий благословил меня поступать в Духовную семинарию, сказав, что если не поступишь, то тогда и пойдешь в монастырь.

В Московскую духовную семинарию он поступил в 1994 году. Их было четверо – кого первыми благословил архиепископ Вениамин. В семинарию, с Божией помощью, поступили двое – Роман и Владимир Беляев.

- Отец Роман, как Вы познакомились с женой? - вопрос неслучаен, так как за служением пастыря как-то уходит в тень его личная жизнь, которая порой полна проблем и неустроенности.

- Свою будущую супругу я впервые увидел в уссурийском храме. Она училась в сельхозинституте на инженера-землеустроителя. По субботам и воскресеньям пела на клиросе.

- Ее не смущало, что она выходит замуж за будущего священнослужителя?

- Нет. Ее семья в Спасске дружила с батюшкой, в детстве ее крестили, со временем она решила выйти замуж только за священника. Дома сказала об этом, семейные смеялись, не верили, что она серьезно, но Господь исполнил ее желание.…

Шесть лет в семье отца Романа не было детей, и вот, наконец, родилась долгожданная дочка. Так совпало, что родилась она в день рождения архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина. Отец Роман сообщает о своей радости, как будто боясь спугнуть, и одновременно ему так хочется ею поделиться!

За свое пребывание в Шкотово он объездил почти весь район. Когда не было машины, добирался на попутках, на электричке. Еще со времени, когда служил в Уссурийске, сформировалась привычка, а скорее, правило – не снимать духовной одежды, выходя из храма. И люди это нормально воспринимают. Даже, как утверждает отец Роман, с большим доверием относятся, с уважением.

- Так иногда встречаешься с людьми отзывчивыми – подвозил один человек из Владивостока, познакомились поближе, а сейчас он принимает непосредственное участие в строительстве храма-часовни.

Прошу рассказать его о каждодневном служении, о людях, с кем постоянно общается.

- Мне больно говорить, но помещение, где сейчас идут службы, не выдерживает никакой критики. Когда я впервые увидел его, был в шоке: внутри не было оштукатурено, стены черные. Бывало, стекла разбивали. Не было электричества, я более года добивался, чтобы свет подключили. Занялись ремонтом: штукатурили, белили, отсыпали гравием подъезд. Снаружи все равно не совсем приглядно – побелили, насколько смогли достать, но внутри чувствуется благолепие. Придя на приход, я стал служить очень ревностно, так же, как в Уссурийске. Так практически год служил, молился. Потом вижу, что если служишь среди недели, то люди не приучаются к тому, чтобы в субботу и воскресенье обязательно надо приходить на службу. Приходило по 4-5 человек. И я стал больше времени уделять хозяйственным проблемам, строительству, чтобы быстрее перейти в новый храм. А служба - по субботам и в воскресенье. На все великие двунадесятые праздники. На малые праздники - памяти святых. На поминание усопших.…

Слава Богу, конфликтов, как таковых, не было никогда. Даже те, кто стекла в храме разбивал, делали это из хулиганских побуждений, а не от враждебности конкретно к православному храму, к настоятелю. Да они и не подозревали, что это храм. Ведь ни купола, ни креста над храмом нет.

А трудности материального плана – они есть и очень большие. Когда пришел на приход три года назад - здесь было 200 тысяч долгов по федеральным налогам (оставили предшественники). Отцу Роману сказали, что приход в Шкотовском районе будет закрыт, если эти долги не будут погашены, и не откроется еще 10 лет. Два года ушло на решение этой проблемы.

Немногочисленные прихожане отца Романа – пенсионеры, они, как правило, трудятся на огороде, чтобы содержать себя. Поселок очень бедный, многим необходима помощь, в том числе и материальная. А настоятель живет с прихода. Было время, когда семье молодого священника постоянно помогали родственники жены. Да и сейчас тоже помогают. И машину свою родители жены отдали. Потому что без машины в таком большом приходе очень сложно везде успеть. Матушка, когда сюда переехали, сразу стала преподавать в университете, каждый день на электричке во Владивосток ездила.

- Тогда не я ее, а она меня содержала, - невесело шутит мой собеседник.

Часовню начал строить - без копейки денег, без материалов. Собирал стройматериалы на заброшенной шахте, хлебозавод Шкотовского района выделил 10 фундаментных блоков. Люди жертвовали цемент. С подрядчиком рассчитывались - прихожане собирали пожертвования.

- Да, действительно очень тяжело, - признается настоятель. - Но были ведь и утешения: когда мы в приспособленном помещении навели порядок, и люди пришли на службу, я видел, как им приятно было. И мне было радостно. И сейчас я живу надеждой: откликнутся жители Шкотовского района, Приморского края и помогут построить храм. Особенно трогает, когда люди скромные, с малым достатком несут пожертвования: пришли как-то две старушки - одна 200 рублей принесла, другая 300. Так помаленьку и собираются нужные суммы. Да и часовня скоро будет готова. Очень благодарен тем, кто откликнулся на просьбу в газете и прислал переводы. Мы молимся за них.

Говорят: с храмом возрождается жизнь. И не надо искать Бога в других городах и весях, а строить Божий дом там, где ты живешь. Об этом отец Роман, настоятель шкотовского прихода, постоянно говорит своим прихожанам. Говорит, что если даже нет средств на строительство, надо молиться. Молитва – великое дело. И всегда получается так, что средства находятся. Когда надо было оформить землю под строительство храма в земельном комитете - не было ни копейки. Ему сказали: нужно оплатить восемь с лишним тысяч рублей. Пошел собирать пожертвования. Кто дал 100 рублей, кто - 200, кто - 1000. Потом стал искать средства на геологические, топографические работы.…

Недавно в поселке Шкотово народ слышал колокольный звон. Звонили не колокола – колокольчики. В праздник Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, когда впервые отмечался государственный праздник День народного единства, служили литургию. Потом отец Роман возглавил крестный ход от Дома культуры, где ныне располагается храм, к строящейся часовне, отслужил там водосвятный молебен. И жители окрестных домов услышали звон, церковные песнопения. В крестном ходе участвовало человек тридцать. На самом деле, не только те тридцать человек приобщились к празднику, а значительно больше – те, кто видел, кто слышал.

Тихий, слабый еще колокольный звон нашел отклик в сердцах жителей поселка. Зародил веру: будет храм. А значит, не напрасны труды и жертвы настоятеля прихода. И не так уж несбыточны мечты его. И настанет время, когда мощный колокольный звон разольется над богоспасаемой шкотовской землей. И воздаст хвалу Господу Богу отец Роман. И начнется путь возрождения.

Почтовый адрес для пожертвований:
692815, Приморский край, Шкотовский р-н,
п. Шкотово, ул. Советская, 49,
настоятелю иерею Роману Черникову.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх