“Правило веры”

"Остров" живой души

05.02.2007

Размышления о кинофильме Павла Лунгина «Остров»

Фото из кинофильма «Остров»Логично и закономерно, что наш кинематограф возвращается к истокам русской культуры - Православию, ведь там сполна можно черпать глубокие духовные мотивы и затрагивающие самое сокровенное сюжеты. Постсоветская культура, находящаяся под влиянием идей Запада, долгое время пыталась нас убедить в древнем еще античном идеале, что человек есть только тело. И чем больше нас убеждали, тем больше мы сомневались, уж очень навязчиво это делалось.

 

Кинофильм Павла Лунгина «Остров» явился индикатором состояния современного общества - стало понятно, что в очередной раз Россию сломать не удалось. Залы переполнены, показы проводились не единожды, люди самых разных возрастов - от совсем молодых до людей почтенного возраста выходили после просмотра задумавшись, со слезами на глазах. Это потому, что фильм смотрели даже не глазами, а живой душой, душой, призывающей к покаянию, ищущей общения с Богом один на Один.

Вешняя атрибутика фильма сведена к минимуму: никаких спецэффектов, ничего «приятного для глаза». Только внутреннее содержание, только духовная пища, которой питаешься, заполняя кажущуюся пустоту, и становится так радостно и весело на сердце как бывает в храме или в особо значимые моменты жизни. Да северная природа, где в малом предстает все величие Божьего творения. Сюжетная линия тоже на первый взгляд не замысловата и выстроена по житиям святых отцов, наполнена православной молитвой и библейскими сравнениями. Однако в мельчайших деталях открываются глубины смысла, который касается непосредственно смотрящего, задевая его за живое.   Возможно, создатели фильма сознательно и не стремились вложить в фильм все то, что он несет и открывает зрителю, тем более, что восприятие фильма зависит от его личного внутреннего опыта богообщения.

Фото из кинофильма «Остров»Главного героя - отца Анатолия  - сыграл известный русский поэт и музыкант, лидер группы «Звуки Му»  Петр Мамонов, который давно обратился в православие от роково-панковского образа жизни, который вел в молодости.  Отца Иова - Дмитрий Дюжев (в последних интервью говорит о своем намерении ухода в монастырь), игумена Филарета - Виктор Сухоруков - выдающийся актер нашего времени, ранее страдавший тяжелой формой алкоголизма.  И сыграли они так, что понимаешь: не имей они своего мощного личного духовного опыта, не «далась» бы им такая роль.    И здесь уже становится не важно, кого они играли раньше - бандитов или убийц - то была работа. Сейчас они вскрывают свою суть - глубину падения и долгий тяжелый путь покаяния, который у каждого свой.   Так и зритель, примеряя на себя, обнаруживает, что и он несет свой крест, и по ощущению от фильма определяет стадию пройденного им пути. И потому каждый видит разное: для кого-то фильм смешон, для кого-то кажется опасным, для кого-то скучным,  но и они, смеясь, опасаясь  и скучая, оказались уже затронутыми, вовлеченными в этот путь.

Фильм о радости и труде со-бытия человека и Бога, о пути смирения и покаяния, о том, что кроется за этими понятиями, понимаемыми порой внешне, без внутренней наполненности. Отец Анатолий во время Второй мировой войны, будучи молодым матросом Северного морского флота, расстрелял своего сослуживца Тихона по приказу немцев, пытаясь сохранить свою жизнь - «малодушный был». И через всю свою жизнь он несет покаяние перед Богом, оказавшись в маленьком монастыре на острове.   Тяжелое бремя греха заставило его настолько уничтожить себя для Бога - «освободить для Него место», - что через Анатолия Богу представляется возможным осуществлять Свои деяния: Свою милость, Свою правду и чудеса исцеления. Мы даже не сразу понимаем, кто отец Анатолий, так как, скрывая это, он выдает себя за простого кочегара при монастыре. И в этом он не лжет, ведь     действительно  то, что через него делается, делает не он, а Сам Бог.  В   кульминационном моменте отец Анатолий произносит ключевую фразу, развенчивая наши тщеславные представления о приписанных себе добродетелях: «А мои-то добродетели смердят перед Богом. Одного не пойму, почему через меня Господь наставляет, кажется, за мои грехи удавить меня мало, а меня чуть не святым сделали».  Это говорит он игумену Филарету после того, как показал ему, Кто есть истинная ценность, а что - временные привязанности.

Игумен Филарет являет образ христианина, наделенного полномочиями и властью, которые он приписывает себе, оставляя для Бога место только в храме и на иконах, но не в своей душе и в окружающем мире.

Начинается фильм с того, что мы видим отца Анатолия, лежащего ниц так, как лежал царь Давид, согрешив с Вирсавией. Он произносит без конца Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Затем раскрывается глубина его падения - убийство, очевидность которого не вызывает сомнения. И далее через весь фильм проводится путь его взаимоотношений с Богом и монахами, которые приютили его у себя в монастыре, мирянами, которые приходят к нему за помощью. Этот путь    - путь Христа ради юродивого, который не прямо, всегда иносказательно, через библейские притчи учит и наставляет своих братьев и мирян.  То вымажет сажей ручку двери, когда на подходе к его кочегарке отец Иов, дабы показать ему, что он, всегда старающийся сохранить внешнюю чистоту, мыслями своими грязен, завистлив к его способности исцелять людей. То, кинет в игумена Филарета головней, предупреждая о том, что его внешняя праведность ничто перед Господом и Он намеревается проявиться в Своем суде над ним, уничтожив пожаром его писанную как пасхальное яичко келью. То, стоя на службе в храме, повернется не к алтарю, а к окну, где виден пожар, как бы показывая: вон там Он, живой Бог проявляется в суде Своем, а не там, куда вы обратили лица свои, утверждая этим, что Бог - не сверхъестественная реальность, а действиями Своими, энергиями проявляется именно здесь, в мире. Не даром на службе при этом моменте поется Величание.

Отец Анатолий знает про тех, кто приходит к нему за помощью, все: и прошлое, и будущее.   Только про него самого Господь не открывает ему содеянного. Лишь в конце фильма становится ясно, что Тихон не умер, а, зацепившись рукой за корму судна, выжил.   Но смерть Тихона была очевидна, неужели такая грубая неувязка в фильме. Нет, по искреннему покаянию Анатолия, Господь прощает ему его грех убийства, потому что нет для Бога ничего невозможного, и изглаживает этот грех из его жизни. Что это значит? Он стирает грех   - меняет обстоятельства прошлого.     Для Бога все возможно, для Бога нет времени: нет прошлого, настоящего и будущего, для Него все - вечность. Поэтому реальность для Него не есть раз навсегда ставшая, она может изменяться Богом по Его промыслу, и человек может в этом участвовать.    Недаром слово «покаяние» с греческого переводится как «перемена ума». А как может перемениться ум, если то, что его сформировало за жизнь останется прежним? Бог не ведет учет: «этот грех раскаян, и Его Я не считаю». Бог стирает, изглаживает грех из жизни, так что его больше нет, его в прошлом и не было. Это трудно осознать нам, воспитанным в категориях временной необратимости, но религиозные категории иные, они меряются вечными Божественными измерениями.

Так и отец Анатолий, кажется, вечно нагребает уголь, везет свою тачку, как Сизиф катит камень в гору.    При этом процессе труда очищения звучит первый псалом: «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых ... ».  Мы сразу наглядно видим, что есть путь праведных - это труд в покаянии ради Господа.    

Весь фильм наполнен молитвой, казалось бы, он направлен только к православным, понимающим.    Однако православные, как ни странно, далеко не все восприняли этот фильм как нечто ценное. Тогда как люди, считающие себя неверующими или номинально православными, прониклись до глубины души. Можно предположить, что многие, считающие себя истинно православными - ходящие в храм, регулярно исповедующиеся и причащающиеся, - так же, как и игумен Филарет, воспринимают эти заслуги на себя и перестают чувствовать живое проявление Бога, потому что Богу не оказывается места в их душах, там - только они сами. Те же, кто ощущает себя виновными в своем маловерии или в недостаточном благочестии перед Богом, как мытари умаляют себя и оказываются чуткими к дыханию живого Бога.

После просмотра фильма возникает такое чувство, что весь фильм снят по промыслу Божию, что весь он – дыхание живого Бога. Хотя патриарх Алексий II и отметил заслуги режиссера и актеров, сыгравших главные роли, кажется, что они были только проводниками не ими задуманного и не ими осуществленного дела, которое по праву можно назвать первым православным кинофильмом.    Он (фильм) об истинном православии, чистом и незамутненном, и он изобличает православие не истинное, формальное, хотя и не противопоставляет Церковь и харизматическую личность.  Только в Церковь ведет отец Анатолий всех исцеленных, и только в Церкви может найти ответы тот, у кого после просмотра остались вопросы.

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх