“Правило веры”
Советы афонских старцев
06.04.2012Из книги «Ответы на сложные вопросы»
Как простым мирянам уберечься от печати Антихриста, даже если власти примут эту печать? Стоит ли купить где-нибудь дом в деревне, ходить на службы и спасаться?
– Христианин должен полюбить Господа. Евангелие Христово остается тем же, каким оно и было с момента провозглашения. Везде можно жить по-христиански. Если кто-то удалится в пустыню и будет жить один — это не означает, что он избавится от искушений. Точно так же, как Бог присутствует везде, присутствует везде и демон. Поэтому нужно очень сильно полюбить Христа и возненавидеть зло, возлюбить добродетель и возненавидеть страсти.
Антоний Великий просил Бога, чтобы Он показал ему самого совершенного человека на земле. И Господь указал ему на самого простого сапожника в Александрии. Конечно, времена сейчас сложные, но даже в городах есть скрытая святость.
Повторю еще раз: нам нужно очень сильно полюбить Христа, и тогда ничто не сможет нас искусить.
Что же касается эсхатологических настроений — они должны быть глубоко в нашем сердце, но не должны вызывать у нас ужаса и трепета. Когда апостол Павел пришел в Салоники и увидел, что христиане сидели сложа руки и ничем не занимались, он спросил у них: «Что вы здесь делаете?». А они ему отвечают: «Ожидаем конца». «Вы ошибаетесь, — сказал апостол Павел. — Никто не может жить за счет другого». Нужно иметь в своем сердце ожидание последних событий, но оно не должно внушать страха. И оно не означает, что мы не должны работать: ошибочно толковать Священное Писание таким образом. Также никто не должен называть конкретных дат конца времени, потому что никто, кроме Бога, не знает, когда придет конец мира.
Ощущение того, что жизнь временна, скоротечна поможет человеку не углубляться в материальные заботы и жить как человек бессмертный.
Я знаю, что ко всему хорошему нужно себя понуждать. Но на практике видно, какая слабая у меня сила воли. Прошу Вашего совета.
– Очень важно для человека осознавать свою немощь и быть искренним в отношениях с Богом. Например, сказать Богу: «Господи, прости меня, мне скучно и трудно молиться». Господь очень любит искренность, добросовестность, ответственность человека. Но очень часто мы идем к Богу не такими, какие мы есть, а напялив на себя множество дорогих одежд из своих оправданий. Как мы знаем, Адам и Ева утратили Рай не потому что согрешили, а потому что стали оправдываться.
Старец Паисий говорит страшные слова: тот, кто постоянно оправдывается, имеет своим старцем демона.
Когда мы обращаемся к Богу с такими словами: «Господи, мне тяжело молиться, потому что жена моя ведет себя не так, потому что мой коллега меня поддел, потому что дети меня не слушаются и тому подобное», — мы возлагаем ответственность на кого угодно, но только не на самих себя.
Некоторые святые говорили совсем другое: «Мир плохой, потому что я нехороший. Когда я стану хорошим, то и мир исправится». Благой Бог ждет от каждого из нас не того, что мы не можем, а того, что мы в состоянии совершить. Господь не будет требовать от нас того, чего Он не сеял. Он не будет спрашивать у хромого человека, почему тот не стал спринтером, у человека неграмотного — почему он не стал писателем. Начало духовной жизни — это исправление себя, это «создание фабрики добрых помыслов», как говорил старец Паисий.
Приходящий на Святую Гору за святостью находит святость, приходящий посмотреть природу находит прекрасные виды. Каждый, кто приходит на Святую Гору, находит то, что искал.
Если я приезжаю в Москву, то спрашиваю, где здесь монастыри и храмы, а другой спрашивает — где здесь центры развлечений, дискотеки и так далее. Человек ищет то, что ему сродно. Если мы наденем черные очки, мы будем все видеть в черном цвете, зеленые — в зеленом, красные — в красном. Если я человек лукавый, то буду всех видеть лукавыми, если я добрый — буду всех видеть добрыми, если я человек подозрительный, то буду всех подозревать.
Мы должны просить Бога открыть нашу веру, наши способности. С Его помощью мы сможем их развить и делать то, что мы можем.
Однажды к старцу Паисию пришли паломники и сказали, что они читают «Жития святых» и приходят в отчаяние.
Старец спросил их, в каком издании они читают «Жития», потому что, когда он их читает, всегда радуется. «Мы читаем про святого Симеона Столпника, который сорок лет провел на столпе, — отвечали паломники. — А мы что, разве можем делать такие вещи?». Конечно, Господь не требует от нас такого подвига, а требует, чтобы мы хотя бы сорок минут сдерживали свой гнев.
Отец Моисей - монах,старец келии св. Иоанна Златоуста, скит вмч. и целителя Пантелеимона монастыря Кутлумуш
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- В преддверии Рождества
- Когда ты любишь Христа, ты любишь всех
- О Кресте и крестном знамении
- Архимандрит Андрей (Конанос): не бойся радоваться
- Пост — средство очеловечения
- Великий пост
- Епископ Уссурийский Иннокентий: «Желаю прочитать Великим постом одну-две душеполезные книги...»
- Как научиться прощать?
- Изречения старца Иосифа Ватопедского
- Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)
- Гордый ветер
- Усердный светильник веры