“Правило веры”

Учить и крестить

03.12.2007

12 ноября в Духовно-просветительском центре храма Казанской иконы Божией Матери г. Владивостока состоялся епархиальный семинар по вопросам катехизации и социальной работы на приходах. Возглавил работу совещания архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.

Перед началом мероприятия выступил председатель отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии протоиерей Ростислав Мороз с докладом об организации религиозного образования на приходах. Среди выступивших – настоятели нескольких приходов епархии.

Игумен Никита ЗеленюкИгумен Никита (Зеленюк), настоятель храма Покрова Божией Матери г. Лесозаводска:

— Не знаю как где, но у нас во всем благочинии катастрофическая нехватка: литературы, педагогов, катехизаторов, певчих, часто пономарей, бывает некого поставить в иконную лавку, я уже не говорю о том, чтоб там стояла образованная прихожанка, часто нет квалифицированных рабочих.

В ситуации нарастающего язычества и заблуждений в окружающем обществе мы, как мне кажется, или не туда направляем свои усилия, или слишком мало заботимся о самом важном, во всяком случае, мы не успеваем и теряем людей. Большинство молодежи, способной к какой-то религиозности, — в сектах.

Часто мы сами боимся изменить порочную практику на приходе. К примеру, стоимость крещения?! На нашем приходе нет никаких сумм за таинства и требы, есть ящик для пожертвований, кто как сам хочет, так и жертвует. И знаете, когда отказались от определенных сумм, беднее не стали. Крещение — не метод зарабатывания денег.

У нас нет единой практики подготовки ко крещению в епархии, это усложняет оглашение. К тому же довольно мало вообще тех приходов, где проходит оглашение. Волна принимающих крещение уже падает, но еще многие хотят покреститься. Большинство людей совершенно не желают быть прихожанами и жить православно. Когда им говоришь о том, что надо подготовиться, немного потрудиться, это воспринимается как отказ священника покрестить. И ленивые бегут туда, где легко, за деньги быстро становятся крещеными. Я твердо убежден в том, что везде возможно проводить оглашение. Но там, где его нет, мешает ленивая воля настоятеля, на которую не влияют ни каноны, ни правила церковные, ни острая необходимость учить людей вере, ни благословение архиерея. Мне было бы легче развивать опыт оглашения, если б я знал, что везде, на каждом приходе священники проводят катехизацию.

На нашем приходе перед крещением проводим три беседы, в ближайшее время будет отводиться время на подготовку две недели, одной просто недостаточно. Беседы (не лекции) пытаемся проводить более наглядно, с возможным привлечением всех возможностей различной памяти человека. Не только речь, но и показ литературы, прослушивание песнопений и просмотр видеоряда. Также в храме просто показываем, где какая икона и т. д. Дарим Евангелие от Матфея. Беседы проводим как в определенное время, так и в любое другое, удобное для готовящихся, хоть ночью. Работает в храме миссионер-катехизатор. И у нас вдвоем не хватает времени для бесед с приходящими. Нам очень нужен второй священник. После причастия поем всем приходом многая лета новокрещеным.

Хотим совершать Крещальную литургию, она поможет создать атмосферу участия и радости крещения для всего прихода. В ближайшее время начнут работать образовательные курсы, рассчитанные на месяц занятий для крещеных. Для этого заканчиваем ремонт библиотеки и лекционного зала, рассчитанного на тридцать человек.

Иерей Сергий ОрловИерей Сергий Орлов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Находки:

— Я принял за основу древнее правило церкви, когда люди перед крещением проходили огласительные беседы в течение длительного периода.

Скажу, что такая работа необходима и для людей, которые хотят стать православными христианами, и для батюшек, чтобы перед Христом дать ответ за пасомых. Первая встреча с церковью для крещаемых имеет большое значение.

Нашел в православных интернет-ресурсах источник, где распространяются диски с лекциями о воцерковлении, кроме того, там есть множество материалов на разные темы, начиная от мультфильмов и заканчивая серьезными фильмами и беседами. Из общего числа (500 дисков) выбрали 15 дисков с соответствующими материалами перед крещением. Сюда входят видеозаписи бесед митрополита Кирилла, фильмы о святых местах, об апостольской общине, о том, как создавалась христианская церковь.

Каждый четверг в 18:00, когда мы собираемся, происходит краткая беседа. Причем каждый раз приходят и новые люди. Чтобы не повторяться, мы вкратце обобщаем весь предыдущий материал и пытаемся развеять основной миф: «Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?». Затем предлагаем ознакомиться с правилами, которые существуют у нас в храме перед крещением, и пройти курс катехизации с просмотром видеофильмов.

Четырехлетний опыт показывает, что, несмотря на редкие негативные реплики со стороны крещаемых, в целом большинство людей с пониманием относятся к оглашению. Говорят, что это дело нужное и эти знания нужны.

За четыре года примерно человек 10 из числа оглашаемых стали постоянными прихожанами храма. Сегодня они в храме регулярно на исповеди и причастии.

Иерей Анатолий ВоробьевИерей Анатолий Воробьев, настоятель храма Вознесения Господня п. Ярославский:

— В нашем приходе 5 лет существует воскресная школа для взрослых. Сразу же оговорюсь, сельская школа от городской воскресной школы сильно отличается.

За это время полное трехгодичное обучение закончил 51 человек. А возникала наша школа как противосектантская. Потому что первое, с чем я столнулся, когда приехал на сельский приход, — с засильем сект. Иеговисты, баптисты, прочие харизматики. В селе – духовная безграмотность: «Батюшка, почему у нас так?», «Они говорят в Библии Троицы нет», «Почему мы должны почитать Пресвятую Богородицу?», «Откуда взялись иконы?» и т. д. Приходилось все объяснять.

Сначала я попытался сделать воскресную школу для взрослых по примеру детской воскресной школы, т. е. равномерно разбив план занятий на три года. И каждое воскресенье у нас шли занятия по два часа. Но в сельской местности есть такая особенность, что в конце весны, летом и в начале осени привлечь людей на занятия нереально — время посадки, ухода за урожаем и его уборки. В это время все заняты. Поэтому у нас летом занятий почти не было. После литургии сразу же все расходились. Но когда заканчивается сельскохозяйственный сезон — полный стол учащихся.

Люди приходят узнать то, что их интересует. И вести разговор в русле одного конкретного предмета очень сложно, появляются вопросы – приходится все объяснять. В настоящее время в школе обучается 13 человек.

Плоды налицо — 16 человек вернулись к нам из сект. Люди становятся грамотнее. Одно время практиковали беседы с сектантами на нейтральной территории. Провели 10 бесед с иеговистами. В результате резко снизилась активность деятельности сект. Раньше поселок в течение 4 лет наводняли корейские миссионеры — сейчас их нет: свернулись и уехали. Прекратилась раздача листовок, прекратились воздействия на школу и интернат. Учителя стали интересоваться православием.

В заключение скажу: воскресная школа для взрослых просто необходима, потому что это будущие помощники настоятеля.

Крещение. Фото Владимира Саяпина.Выписка из постановления преосвященного епископа Вениамина и Епархиального совета от 28 июля 2000 года

1. Повсеместно во всех храмах и приходах епархии до конца 2000 г. ввести обязательное оглашение для желающих принять Святое Крещение, следуя распоряжению Правящего Архиерея от 2 февраля 2000 г. При совершении крещения недопустимо и греховно формальное отношение к таинству, и «конвейерный подход» ради дохода. Взрослых лиц возможно допускать к крещению после беседы, испытания их образа мыслей, намерений и всей прежней жизни. Наставление в вере и благочестии должно в своей основе содержать научение: а) символу веры; б) заповедям; в) молитвам: Господней, Богородичной и другим; г) благочестивым правилам жизни. Пастырям принимать меры к тому, чтобы в огласительных беседах участвовали родители и восприемники, которым следует предлагать исповедоваться, если они давно этого не делали. Напомнить, что при крещении как младенцев, так и взрослых должны быть восприемники. Недопустимо крещение младенцев без участия крестных родителей.

2. Напомнить пастырям, что является грехом «коммерческий» подход к церковным таинствам. Недопустимо, чтобы в храмах культивировалась «торговля благодатью».

Признать правильным, чтобы во всех храмах и приходах епархии с 1 ноября 2000 г. при совершении таинств прекратить обязательную фиксированную «оплату» . Недопустимо вывешивать «ценники» с указанием стоимости крещения, венчания, соборования, которые следует совершать на добровольные пожертвования, вносимые в специальный денежный ящик. Касательно расходов храмов необходимо разъяснять прихожанам, что церковь нуждается в их пожертвованиях на различные нужды. Целесообразно при совершении крещения и венчания предлагать приобретать душеполезную литературу.

В объявлениях о совершении других треб (молебны, панихиды и др.) необходимо указывать, что размер пожертвований примерный и тот, кто не в состоянии внести такую жертву на храм (в т. ч. за оформление записок), может оформить требу за меньшее пожертвование или без него.

При совершении треб за оградами церквей не следует просить завышенного пожертвования, когда из-за непомерно высоких запросов старые, малообеспеченные, обездоленные люди не могут пригласить священника. Желательно, чтобы примерные размеры пожертвования за отпевание над гробом как в храме, так и за его пределами были одинаковыми.

Вода приняла, но Дух не принял.  Комментарий руководителя миссионерского отдела игумена Иннокентия.

В древней практике церкви, начиная с IV века, имели место два подхода к крещению. Первый: крестили всех подряд, кто только пожелал (это тогда стало модным, потому что христианство в Византийской империи стало государственной религией). Второй: крестили только после прохождения предварительной подготовки и знакомства с основами веры. Если говорить об оглашении той эпохи, то надо заметить, что главное, что требовалось от желающего стать полноправным членом церкви, — это отказ от прежней греховной жизни (от идолослужения, от убийства, блуда, воровства и проч.) и принятие православного Символа веры. Тогда немало людей записывалось в число оглашенных (готовившихся к крещению), но креститься они не торопились, оттягивая этот шаг в будущее, ближе к смерти. То есть люди понимали, что нужно измениться, но не хотели этого, поэтому оставались оглашенными долгое время. Я провожу параллель с сегодняшним днем: желающие креститься есть, они крестятся, но многие не изменяют своей нравственной жизни после этого. Почему? Одна из причин – на приходах продолжают крестить людей без предварительной подготовки. Вот и получается, что нередки случаи, когда крестятся те, кто живет в незаконных браках, кто блудит или исповедует какое-то собственное понимание Бога, но не православный Символ веры. Церковь для таких крещеных — это только место для обрядов, не более. Лишь в некоторых приходах епархии проводятся какие-то беседы с людьми перед крещением, в большинстве храмов за последние несколько лет ничего не изменилось: как крестили массово, всех подряд, так и крестят. Но вопрос: а покрестился ли такой человек, который не исправил своего образа жизни, не переменил собственных намерений? У святых отцов (Августина, Григория Нисского и др.) ответ дается такой: если человек после крещения не исправил своего ума и произволения, то грех на нем остается, вода в купели осталась только водой, Святой Дух такого человека не принял. Поэтому нужно всем объяснять, что крещение не есть омытие телесной нечистоты, не магический акт против болезней, но обещание Богу доброй совести.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх