Миссионерское обозрение

Крест и полумесяц

12.10.2006

Что обычный человек знает про мусульман? Он видит по телевизору, что есть Мекка, Рамадан, Ураза-байрам и так далее. То есть только внешние вещи. В чем суть этой веры, мы решили расспросить религиоведа Юрия МАКСИМОВА

Юрий Валерьевич МАКСИМОВ

Религиовед, преподаватель Московской духовной семинарии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

- В чем наши общие представления об исламе категорически неверны?

- Безусловно, и в среде христиан, и в среде мусульман существует множество заблуждений относительно веры соседа. Но вместе с тем христиане все же главную суть ислама понимают. Простой пример. Все христиане знают, что мусульмане верят в Аллаха и в то, что Мухаммед - его пророк. А это ни много ни мало - ташшахуд, мусульманское исповедание веры. А если попробуете отыскать мусульманина, который бы знал христианский символ веры, - вам придется изрядно потрудиться. Мусульмане в подавляющем большинстве не знают и не понимают христианства. У христиан тоже, конечно, встречаются заблуждения об исламе. Самое распространенное, какое мне доводилось слышать, — что мусульмане во время рамадана не постятся ночью потому якобы, что считают, будто Аллах их не видит. Это, конечно, абсурд, ни один образованный мусульманин такого не скажет.

- Существуют ли для мусульман такие религиозные понятия, как грех, душа, таинство? В чем их специфика?

- Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение. Это касается в общем-то почти всех религий, но ислама - особенно. Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», - христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи.

Если этого не знать, при разговоре неизбежно возникает и нарастает взаимное непонимание.

Поскольку каждый априори считает, что оппонент имеет в виду под употребляемым словом именно то, что имеет в виду он сам!

Душа в исламе называется нафс. Нафс - это естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло. Эта, с точки зрения мусульман, естественная сторона души есть источник отрицания всякого добра в человеке. Они говорят, что «нафс создана таким образом, что она желает все недозволенное». Об этом говорится и в Коране: «...ведь душа побуждает ко злу...» (Коран 12.53)! Кроме того, мусульмане учат о предсуществовании душ, то есть о том, что сначала были сотворены души людей, а потом они вселяются в тела. Надо ли объяснять, насколько это далеко от христианского учения о душе? Христиане считают душу, наоборот, более возвышенной частью человека.

Что касается греха, здесь еще больше различий. Например, ислам отрицает понятие первородного греха. И в Коране, и в Библии описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране этому факту не придается такого общечеловеческого значения, как в Священном Писании христианства. Адам покаялся и был прощен. Его неведение было упразднено, грех исчез. Первый грех в исламе не мыслится как первородный – открывший путь всем последующим грехам. По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах – равно источник и добра, и зла.

В самом понимании греха также есть отличия. По мусульманскому учению грех – это неведение божественного закона. Исповедание ислама и исполнение предписанных ритуалов автоматически очищает мусульман от совершенных грехов, поэтому у них нет покаяния, исповеди, ничего подобного. Христианство же никогда не рассматривало грех лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом.

Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. И это логично. Христианское понятие таинства основано на христианском представлении о Боге как являющемся и явленном в мире. На представлении о благодати, о божественных энергиях, коими Он действует в мире. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может.

- Есть ли в исламе понятие святости? В чем особенность мусульманского представления о ней? Ходатайствуют ли их святые за них перед Аллахом?

- Богословие ортодоксального ислама не признает культа святых. Тем не менее, он занимает определенное место в суфизме. Это мистическое направление, которому свойственны ряд своеобразных представлений. Например, учение о растворении мистика перед лицом Аллаха, в результате чего некоторые суфии отождествляли себя с Богом, об относительности шариата, об оправдании диавола. Наиболее строгие мусульманские законоведы и богословы даже не признавали суфизм исламом. Однако в ряде стран он получил распространение и оказал влияние на так называемый «народный ислам- Прописано ли в Коране, что надо «убивать неверных»? Откуда вообще взялась такая общеизвестная установка? И что входит в понятие «неверный»? Где окажутся души «неверных», которых убил шахид?

- Да, это прописано в Коране и в Сунне – втором, после Корана вероучительном источнике ислама. Например, характерен следующий хадис из Сунны, свидетельствующий, что Мухаммед сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его Посланник, не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть то, что мы убиваем (ритуальной пищи. — Ред.), и не будут молиться как мы.. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них». То есть утверждается необходимость войны против всех немусульман. Так же и в Коране говорится: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4.74). Мухаммеду самому было приказано: «О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (Коран 8.65). Неверный – это немусульманин. По учению Мухаммеда все неверные окажутся в аду, где будут мучиться вечно. Рай же только для мусульман.

- Существует ли религиозный спор между ваххабизмом и «мирным» течением в исламе?

- Начнем с того, что такого разделения в исламе нет. Не существует «мирного» и «немирного» ислама. Нет таких течений. Есть «мирные» и «немирные» мусульмане. Причем первые являются «мирными» чаще всего в силу внерелигиозных причин. В самих источниках ислама прописана необходимость ведения войны за всемирное распространение ислама. Есть мусульмане, которые этим предписаниям следуют, есть те, которые не следуют. Но серьезного богословского спора между ними нет и быть не может. Потому что по священным источникам ислама все очевидно. Термин «ваххабизм» сейчас стал своеобразным журналистским клише, которым клеймят любого мусульманина, застигнутого за совершением теракта. Собственно исторические «вахаббиты» представляли собой последователей авторитетного суннитского богослова Абд эль-Ваххаба, который воспроизводил идеи ханбалитов – одной из законных и признанных правовых школ в исламе. Ныне ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Мусульмане вполне признают саудовских богословов мусульманами. Хотя, конечно, исламское общество («умма») не монолитно, и как среди христиан встречаются верящие в гороскопы, так и среди мусульман встречаются те, кто не считает ваххабитов мусульманами. Но это не те, кто определяет отношение уммы.

- Возможна ли сейчас православная миссия среди мусульман, и какая?

- Православная миссия среди мусульман существовала всегда. Так, например, уже один из ранних сподвижников самого Мухаммеда, Убайдаллах ибн Джахиз уверовал во Христа и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. После возвращения в Х веке Антиохии в состав Византийской империи, практически все местное арабо-мусульманское население добровольно перешло в Православие. Но и в наши дни происходит миссия среди мусульман. Возьмем Индонезию. Двадцать лет назад в Православие обратился первый индонезиец. Пятнадцать лет назад, приняв монашество и священническую хиротонию, он вернулся на родину, начал проповедовать и за эти годы обратил 2,5 тыс. человек, создал несколько приходов, построил храмы, подготовил к рукоположению других индонезийцев — в мусульманской стране возникла Православная Церковь!

- Вы создали сайт, рассматривающий ислам с позиций Православия. Есть ли диалог между мусульманами и православными? Какие вопросы являются «острыми» для мусульман?

- Диалог на личном уровне никогда не прекращался. Многие православные пересекаются в своей жизни с мусульманами, естественно, что между ними иногда возникают разговоры на тему веры. Если же вы имеете в виду более общий уровень, то, насколько я понимаю, Межрелигиозный совет России не занимается богословскими диспутами, а посвящен совместному решению внерелигиозных проблем. Кроме того, издается полемическая противохристианская литература у мусульман, а также есть некоторые опыты в полемике с исламом у христиан. Это нормально. Так было и прежде.

Основные пункты мусульманских нападок на христианство не претерпели изменений за минувшие столетия. Они считают учение о Троице уклоном в многобожие; Христа — пророком, а не Сыном Божиим; отрицают распятие Христа; отрицают первородный грех; таинства Церкви.

Что касается вопросов, которые затрагивали христианские апологеты, начиная со святых отцов, они актуальны и сегодня. Святые отцы, в частности, указывали, почему Мухаммед не может считаться пророком, а Коран — богооткровенным писанием; критиковали учение о предопределении и представления о Боге в исламе, критиковали мусульманскую эсхатологию; осуждали нравственные и ритуальные заповеди ислама как богопротивные; осуждали культ насилия в исламе.

Это лишь основные, узловые пункты, разумеется. В большей степени диалог с мусульманами должен, на мой взгляд, преследовать цель донести до собеседника суть нашей веры. Разъяснить ее. Дабы не оставалось непонимания и невежества. Ну и, конечно, обязанность христианина — защищать свою веру, если на нее нападают или хулят.

- Кто чаще обращается: мусульмане в христианство или христиане в ислам?

- Несколько лет назад в личном разговоре с главой Church Mission Society (официальный орган англиканской Церкви, занимающийся внешней миссией) Марком Оксброу я спрашивал об этом. Господин Оксброу ответил мне, что его ведомство проводило исследования, которые позволяют говорить, что на самом деле по всему миру количество обращающихся из ислама в христианство превышает количество обращающихся из христианства в ислам. В свою очередь, в том, что касается России, глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Кирилл в одном из своих интервью также сообщил, что на сегодня этнических мусульман, обращающихся в Православие, больше, чем этнических православных, принявших ислам. А недавно секретарь Межрелигиозного совета России Р. Силантьев даже заявил, что число принявших христианство этнических мусульман в нашей стране составляет аж два миллиона.

Один из западных аналитиков заявил, что в последние годы количество принимающих христианство мусульман превышает количество подобных случаев за все время существования ислама. Но следует признать, что количество добровольно обращающихся из христианства в ислам также беспрецедентно велико. Хотя в подавляющем большинстве случаев отношение к христианству этих людей ограничивается крещением в младенчестве.

- Есть ли у мусульман свобода воли как религиозное понятие?

- Нет. Мусульмане верят в предопределение. И весьма конкретное. Оно охватывает все поступки человека и события его жизни и касается как целого, так и частностей. По мусульманской мифологии, прежде чем создать мир, Аллах сотворил особую скрижаль и перо, которое «записало судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю». Именно поэтому они верят, что Аллах является творцом всех действий всех людей, животных и тому подобного в мире. Именно поэтому говорят, что, так как все в мире предопределено и сотворено Аллахом, то и добро и зло равно исходят от него. Христианство придерживается совсем других взглядов. Господь сотворил нас свободными.

Вопросы задавала Анна ПАЛЬЧЕВА

(журнал «Нескучный сад» № 1, 2006 г., в сокращении)

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх