Молодежное приложение

Как узнать: где голос церкви?

11.02.2004

Встреча с диаконом Андреем Кураевым

Диакон Андрей Кураев во время выступленияС 15 по 17 января по приглашению Духовно-просветительского центра храма в честь Казанской иконы Божией Матери (г. Владивосток) в Приморье побывал доктор богословия профессор московского Свято-Тихоновского Богословского института диакон Андрей Кураев. Во Владивостоке он провел ряд встреч с горожанами, на которых говорил о современных проблемах церкви. Его выступления вызвали неоднозначную реакцию со стороны СМИ и общественности. В программу визита отца Андрея входили также выступления в городах Артеме и Уссурийске.

Ниже приводим фрагменты лекции, состоявшейся вечером 15 января в актовом зале Духовно-просветительского центра Казанского храма на Эгершельде.

Вначале все кажется очень просто: слушайся Библии и читай святых отцов. Потом выясняется, что все это очень сложно, что то и другое нуждаются в правильном толковании и понимании. В Библии нигде не сказано, что должен делать диакон Андрей Кураев тогда-то и тогда то. Вот я читаю Библию - и где, на какой ее странице я узнаю меня сегодняшнего? С кого из персонажей священной истории я должен брать пример?

Нам светская пресса постоянно подсказывает, как мы должны себя вести. По ее мнению, мы должны постоянно уступать. Не защищать – отказываться. Нам предлагается толстовство вместо православия. Аппелируют к Евангелию: ударили по одной щеке – подставь другую. Но православие сложно. В православии были святые, которые буквально подставляли щеку, были старцы, которые бежали за ограбившими келлию разбойниками и умоляли: «ты у меня еще одну рясу забыл!». А были и святые воины, святые князья, которые с мечом защищали свою веру. Православие все приемлет в себя. Разные пути духовные. Но опять вопрос для каждого из нас: кому я в эту секунду должен подражать: Николаю II или Константину XI? И тот, и другой в церкви святы. Очень трудно быть православным. Необходимо искать голос церкви.

Церковный человек должен уметь отличать, где учение церкви, а где частное мнение богослова, святого отца, мнение его личное. Между учением церкви и ересью – огромное пространство.

Учение церкви - это догматическое определение вселенских соборов, т. е. Символ веры. Кроме того, есть масса вопросов, которые на соборах не рассматривались, поэтому существует «невидимый собор святых отцов», то, что по латыни называется конценсус патрум – согласие отцов. Если по какому-то вопросу они говорят одно и то же – это учение церкви.

О РЕФОРМАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ

Слушатели в залеВ России сегодня осуществляется реформационный проект. Русская церковь вступает в эпоху реформации. Эта реформация опоздала на 500 лет по сравнению с европейской. Русская реформация – с лицом Григория Распутина и голосом Жанны Бичевской. Что такое реформация? Это антииерархическое движение мирян.

В России почему так долго не было этой реформации? Потому что была ясная религиозная политика государства. Вначале в имперские времена эта политика была проправославной. Затем она стала антирелигиозной. И только в последние 15 лет мы живем в условиях свободы совести, свободы религиозного выбора. Церковь стала возрождаться, и кому-то это не нравится.

В этих условиях не замедлила появиться попытка реформировать церковь снизу.

Сейчас выходит масса листовок, газет, которые требуют: «Дайте голос мирянам, дайте нам осудить митрополитов, посудачить о них, назначать и смещать патриархов».

Кстати, сами реформаторы всегда считали себя консерваторами. И Мартин Лютер считал себя консерватором и думал, что восстанавливал апостольские нормы жизни, но на самом деле учил совершенно иному. Также и нынешние реформаторы мнят себя консерваторами, но на самом деле то, что они предлагают, - это совершенно альтернативное богословие. Я не случайно упомянул те же песни Жанны Бичевской, там очень много всего альтернативного, в т. ч. и богословия. Например, в «песне о священной царице Александре» поется: «Ты свет Серафимов и упование Богородицы» Это же ересь. Свет для Серафимов – Господь. Святитель Григорий Богослов говорит, что ангелы – это вторые светы. Это тварные существа, которые питаются нетварным светом. Монахам свет - ангелы, мирянам свет- монахи. Для ангелов светом не могут быть люди, для ангелов свет – это Господь. Что касается упования Богородицы, то у нее есть только одно упование - это ее Сын и ее же Творец.

Очень часто протестанты укоряют нас за то, что мы из Девы Марии сделали богиню. Это не так. На литургию после освящения Святых Даров следует возглас священника «Изрядно о Пресвятей, Преславной, Преблагословенной Владычице нашей Богородице Приснодеве Марии», которые означают молитву церкви за нее.

В одной из песен Бичевской есть слова «И не будет больше лагерей и тюрем». Любой человек согласился бы: как здорово жить в обществе, в котором не будет больше лагерей и тюрем. Но у Бичевской есть продолжение, почему не будет лагерей и тюрем: «Все враги России будут казнены… мы врага настигнем по его же следу и порвем на клочья, Господа хваля». Здесь чувствуется пафос революционной опричнины. Этим пафосом дышат очень многие издания и листовки. У них же есть альтернативная иконография. В основном это икона Божией Матери «Воскрешающая Русь». Она не канонична по иконописному стилю и духовному содержанию. Когда икона становится чересчур насыщена символами и аллегориями, она перестает быть иконой. Написана в бело-голубых тонах, свойственных оккультной псевдодуховной живописи. В стиле секты «Богородичный центр».

СЕЙЧАС НЕ «ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА»

Наша сегодняшняя церковная жизнь похожа на подростка. У подростков бывает, что рост внутренних органов не успевает за внешним ростом. Нечто подобное происходит и в нашей церкви. Отмечается потрясающе бурный рост церкви в 90-е годы.

Сегодня почти 700 монастырей. Построено множество храмов. Сколько семинарий, сколько училищ? Сотни тысяч людей попробовали стать монахами за эти годы. Не все остались. Но ведь Господь же и намерения целует. Сколько девчонок и мальчишек пробовали приходить в монастыри. Пробовали свои силы, значит это искренне. Сколько женщин оставляли мирскую работу и начинали протирать подсвечники в храме. Это ведь тоже жертва ради Христа. И это миллионы по стране. Значит, не просто кирпично-бетонный рассвет, значит, и в душах происходит сдвиг. А у нас привычный скулеж. Все плохо, все кошмар. Кругом антихрист и китайцы. Мы не замечаем добра, а только тщательно копим негативные впечатления.

Возникает вопрос: Православие с нами еще или мы его потеряли? Православие это умение славить Господа, радоваться Господу. Где наше Серафимово православие? Серафим Саровский встречал всех приходящих словами: Радость моя, Христос Воскресе. Дивные слова.

В «Духовном луге» – старой монашеской книге VI века - рассказывается такая история. Город Александрия. Ночь. Три часа. По пустынной улице куда-то идут два человека. Идут молча, целеустремленно. На одном из перекрестков их издалека видит один ночной прохожий и думает: «Куда идет эта парочка ночью? Наверно, нехорошие люди, бандиты. Лучше обойти их стороной». На следующем перекрестке видит их другой прохожий. Его мысль: «Вот загуляли! Жаль, меня с ними не было». На третьем перекрестке видит их еще один человек и говорит: «Какие благочестивые люди!? Три часа утра, а они уже идут на заутреню в монастырь». Т.е. три человека видели ровно одно и тоже, получили одну и ту же входящую информацию, но перетолковали каждый по-своему. Это вопрос о нас. Что мы копим в сердцах: негативные впечатления или позитивные? От этого зависит вся наша жизнь. В частности, Иоанн Златоуст говорит: “Фома не поверил доброму слуху о Христе”, - так почему же мы с вами так легко верим любой сплетне о священниках и епископах?

ОБ ИНТЕРЕСАХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Россия имеет множество природных ресурсов, но при этом она независима, самодержавна. В этой связи совершенно понятен замысел транснациональных корпораций и мировых правительств: нельзя такой богатый кусок планеты оставлять без своего контроля. Для того, чтобы исключить возрождение России в качестве самодержавной страны, против нас ведется игра по многим направлениям. Вот и изучают историю России. Человек, который изучает историю нашей страны, заметит, что Россия часто оказывалась в тяжелейших кризисах, но всегда из них выходила. По-разному. Были такие кризисы, из которых Россию державной своею мышцею выводили государи, были такие кризисы, когда Россию спасали генералы, были кризисы, когда Россию спасали умные экономисты, были кризисы, из которых Россия выходила по призыву церковных пастырей. Соответственно умный игрок против нас заинтересован в том, чтобы Россия не вышла из своего кризиса. И для этого ему важно исключить все возможности, в том числе и возможность выхода через церковное возрождение. Поэтому и по церкви тоже наносится удар. Как? Самый первый удар был очень понятен, очевиден. Это нашествие сект. Но в общем и в целом в России это оказалось неэффективно. Секты оказались чужды, более одного процента населения они не привлекли. Тогда началась другая попытка. Атака в прессе. Этого оказалось недостаточно. Сколько грязных статей и вымыслов про нас ни печатается, все равно все рейтинги показывают: люди церкви доверяют. Что тогда делать? Следующий этап – реформировать церковь изнутри. Попробовать саму церковь заставить играть по западным правилам. В начале 90-х годов такая попытка была сделана: попробовали навязать реформацию через наследие и творчество учеников отца Александра Меня. Не получилось. Тогда очень простой вариант: расколоть. Украинский вариант. В этом случае вся полемика православных проповедников будет уходить на то, что они будут ссориться между собой. И народ скажет: смотрите, священники между собой передрались, чего их слушать? И вот с середины 90-х годов начался реализовываться, судя по всему, именно этот проект. Проект раскола церкви изнутри. Но как расколоть церковь? Это же не фунт изюма съесть. Дело в том, что любой церковный человек знает слова святого Иоанна Златоуста: «Грех раскола не смывается даже мученической кровью».

Сегодня идет активная проповедь, что сейчас последние времена, а отсюда уже один шаг до объявления сегодняшней церкви ненастоящей, потому как в последние времена церковь будет подменена ненастоящей. Вот сейчас и пропагандируют весь негатив, чтобы показать «ненастоящую» церковь. Как к этому следует относиться?

Апостол Павел во втором послании к Коринфянам пишет, предостерегая последних: «Чтобы вы не повредились умом, уклонившись от простоты во Христе».

По толкованиям святых отцов, в частности свт. Иоанна Златоуста, здесь подразумевается обращение, в котором апостол остерегает Коринфян от появившихся лжеучителей, чтобы они не верили легко всему, что будут им говорить. Т. е. чтобы они не повредились вследствие своей простоты. Поэтому не всегда простота хороша. Сегодня те времена, о которых Евангелие говорит: «будьте бдительны… будьте мудры, как змии» и не только «кротки, как голуби»

Итак, быть православным сложно. Поэтому избегайте простых реакций, когда вам пытаются сказать, что-то критическое о патриархе, епископате, духовенстве. Не торопитесь верить дурным новостям. Потому что в этом потоке мелких грязинок, пылинок, царапин, мы можем забыть о главной новости: Христос Воскресе.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх