Молодежное приложение

Подайте Христа ради, или Почему мы отказываем в милостыне

05.01.2009

ФотоВ эти рождественские дни много говорится о милосердии, сострадании, благотворительности к несчастным. Наш корреспондент побеседовал на эту тему с ребятами из православного молодежного движения.

Любовь Ступа, 4-й курс отделения теологии ДВГУ:

— Милостыня — это существенная поддержка для таких людей, поскольку мы не знаем, как они проводят дни, не едя ничего. Есть, конечно, такие люди, кто, собирая деньги, покупает ненужное для потребности — спиртное. Лучше всего, мне кажется, подавать не деньгами, а едой. Правда, иногда, когда подаешь продукты, некоторые даже злятся: «Дайте нам лучше денег, покушать мы себе сами купим». Деньги можно подавать людям, которые явно их на водку не потра- тят, — бабушкам, как правило. Видно таких людей.

Диакон Димитрий Панюков, студент 3-го курса:

— У св. Иоанна Милостивого был в жизни такой момент, когда к нему подошел за милостыней человек. Иоанн Милостивый дал. Тот подошел еще раз, потому что почувствовал, что человек может дать. В третий раз ему уже стали говорить, что он уже подавал этому человеку. Но святой все равно подал. Смысл здесь в чем? В стяжании добродетели. Милосердие — это добродетель. Ни в коем случае не надо чураться нищих. Всегда стоит подать. Чтобы оказать любовь, милость. От доброго сердца так человек поступает.

Валентина Ильясова, студентка 5-го курса:

— Помогать, конечно, нужно, с одной стороны. С другой — денег на всех все равно не хватит. Ну дашь ты 10 рублей, ну 20. Но существенно ты не поможешь этим. И не всем. Милостыня включает в себя не только понятие материальной помощи. Помочь можно и своим участием. Только будут ли его принимать? Я считаю, что помощь должна быть постоянной, систематичной, а не эпизодической.

Однако встречаются и такие мнения, которые высказываются против оказания помощи бедным людям.

Говорят: «Нищие — бродяги, не хотящие ничего делать и хотящие легким способом найти себе пропитание».

Комментарий игумена Иннокентия:

— Во-первых, не все такие, если только посмотреть на телесные недостатки, свидетельствующие о неспособности этих несчастных людей к труду. Взгляните на разбитые руки или ампутированные ноги. Во-вторых, если есть нищие, то задумывались ли мы, почему они стали такими. Действительно ли они ничего не хотят делать? Вот, например, у престарелой вдовы какой-то случай отнял опору старос- ти — единственного сына, и она находится под угрозой голода. Или, скажем, целый дом сирот, оставшихся совершенно одинокими: куда деваться, что делать этим несчастным, как только ходить по миру и просить подаяние?

Другие высказываются: «Нищета часто бывает следствием бурной, распутной жизни».

Игумен Иннокентий:

— Правда. И что из этого? Неужели мы будем жестокосердны, что на подобную нищету будем смотреть злорадно и мстить своим невниманием, презрением, упреками? Умри наши родители гораздо раньше, не получи мы никакого образования, не окажись с нами рядом доброго наставника, может быть, и мы расточили свое имение с блудниками и любодейцами? И пришлось бы таскаться по миру с нищенскою сумою… Если покопаться в своем сердце, то в нем можно открыть те же самые страсти, какие погубили нищего. За что же презирать, за что же наказывать этого несчастного, который вырос среди других обстоятельств жизни? Он и без нас уже тяжело наказан. Эта сума, которую он носит, есть только слабый знак той тяжелой ноши, которая прячется в сердце. Такому человеку нужно только деятельное сострадание.

Многие говорят: «Я с удовольствием дал бы этому нищему, но знаю, что он сейчас же пропьет мое подаяние».

Игумен Иннокентий:

— Это говорят о таких нищих, которых видят первый раз в жизни… Наше дело только дать просящему, а как он воспользуется нашим подаянием — это уже его дело: если мы дадим ему, мы окажем свое милосердие, если откажем, покажем свое немилосердие.

Иные рассуждают: «Мы люди семейные, у нас свои дети, у нас множество домашних расходов».

Игумен Иннокентий:

— Думаю, что нет такого состояния, кроме нищенского, в котором не было никакой возможности хоть чем-нибудь, хоть сколько-нибудь помогать другому. Если же в самом деле средства нашей жизни так ограничены, что мы имеем только необходимое, то все же у нас есть дом, в котором всегда почти можно найти лишний кусок хлеба, лишнюю одежду. Значит, мы все-таки имеем возможность напитать алчущего, одеть нагого, дать кров бесприютному. Наконец, мы можем хоть напоить одного из братьев сих меньших стаканом воды, можем с братским сочувствием поговорить с ним и этим хоть сколько облегчить его горе, хоть слабое утешение пролить на его душу.

Если бы мы были проникнуты истинной христианской любовью и смотрели на все с ее точки зрения, подобные возражения и сомнения против нищих и просящих не слышались бы из наших уст. Ведь нищий такой же человек, как и я, рассуждали бы мы. За него, так же как и за меня, Сын Божий пролил на кресте Свою бесценную кровь. Ему, так же как и мне, обещано вечное блаженство. Наконец, все, что имею я, — не от меня и не для меня, а Божие, от Бога и для славы Божией. Я только распорядитель, только временный управитель даров Божиих, изливаемых для всех и каждого. Думая так, мы бы не различали между нищими достойных и недостойных нашего благотворения, напротив, с радостью спешили бы не пропустить ни одного случая подать милостыню там, где ее просят, где в ней нуждаются.

Для нас, современных христиан, согрешающих на всякий час, боящихся строгих подвигов подвижничества, проводящих большей частью жизнь в рассеянности и духовной расслабленности, доброхотная милосты- ня — самое легкое и удобное средство очищать свои грехи и стяжать спасение.

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных; Он благ и к неблагодарным и злым (Мф. 5:45; Лк.6:35, 36).


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх