Молодежное приложение

Взмахи Сихоте-Алиня.

13.10.2004

На горе Ольховой воздвигнут православный крест

Пятница, 17 сентября.

В 15.40 Делика забрала на Военном Шоссе. Я был третьим пассажиром микроавтобуса, направляющегося в сторону Партизанского хребта и вершины Ольховой. (1669 м). Всего в походе участвовало 5 человек: руководитель экспедиции и руководитель миссионерского отдела Владивостокской епархии игумен Иннокентий, председатель Приморской дружины БПС Жигжитов А. И., лесник Сергей и за рулем – Евгений. На приборной доске Иверская икона Божией Матери. Наша заступница и неразлучная спутница в путешествиях. Когда я садился, отец Иннокентий был уже в салоне:

- Никак не могу взять азимут, может компас сломался - вертел он в руках прибор.

- Будем идти по ветру, - сказал я шутя.

- А ты будешь его ловить, - и все засмеялись.

В 16.05 заехали в гимназию за Александром Ильичом. Он бывалый таежник, и его участие в горных походах всегда только усиливает состав экспедиции и увеличивает шансы на благополучное восхождение. Кроме того, он играет на гитаре и знает множество интересных и поучительных историй и случаев из походной жизни. Преподает историю в Православной гимназии.

По дороге шутили. Больше часа потеряли в «артемовской» пробке и после Шкотово свернули на Партизанскую трассу. К 19.00 благополучно добрались до предгорий.

Лесная дорога

Отворот с основного шоссе - после Сергеевки, сразу за мостом. Рядом находится казачье фермерское угодье. Потом несколько км. в сторону леса и базы отдыха, которая обозначена соответствующей табличкой на обочине.

Лесная дорога несколько раз пересекает р. Алексеевку и представляет собой хорошо накатанный лесовозный тракт, по которому вывозят из тайги лес. Перед третьим бродом (примерно 19,4 км от отворота с трассы) развилка. Направо через мосток дорога уходит к пещерам и г. Лысой, а налево к лесоучастку и вершине Ольховой. Нам на Ольховую. 4,2 км до лесоучастка. На часах 19.40. Дальше дорога резко ухудшается и становится проходимой только для джипов.

Бивуак

Мы доехали до первого ручья. Нашли удобное место для стоянки и разбили базовый лагерь. До наступления темноты успели поставить палатки, развести костер и приготовить нехитрый туристский ужин: довольно вместительный котелок сайрового супа, овощной салат и чай. В 9.30 по удобней расположились на спиленных давным-давно лесорубами бревнах вокруг стола с дымящимся котелком. Открытое небо, звезды и мы под звуки гитары слушаем, как шепчет ручей в лесу, и шумят деревья.

Вечернее правило перед Иверским образом и тишина.

По горной тропе

Встали в семь утра. Было довольно темновато. Александр Ильич после завтрака разведал тропу наверх, на ближащий кряж. «Сбегал на хребтик», - как он выразился, а заодно проверил рацию в действии. Мы с собой взяли две «трубы», которые по ТТХ должны слышать друг друга в радиусе 2-3 км. Во всяком случае, с «хребтиком» связь была. Был с собой и сотовый. На него надежды возлагали на вершине (но не оправдались). Евгений остался в лагере. Ловить рыбу в Алексеевке и на хозяйстве. Специально привез с собой спиннинг и резиновые сапоги. А мы, помолившись, зашагали по таежной дороге к горной тропе. Часы показывали 9.00. Изредка сквозь тучи просвечивало солнце. Косые лучи его по-осеннему лениво освещали наползающие склоны гор. Где-то наверху поскрипывали верхушки деревьев.

Через час сделали первый привал.

Идем по четко выраженной тропе по гребню хребта. К тому же она заботливо промаркирована предшественниками: На ветвях красные и синие тканевые повязки. Справа, если верить карте, ключ Ольховый. Впереди нас ждет плато. Много шишек под ногами и много поваленной осины.

- Ей лет за 80, - говорит Сергей – когда стареет – подгнивает и первый же большой ветер ее валит.

По склонам: дуб, аралия, клен, кедр, пихта и, что удивительно – цветет багульник.

- И такое бывает, - улыбается наш знаток леса и поднимается с корневища.

- Пора идти, - А. И. держит в руках рацию. Только, что выходил на связь Евгений. У него все в порядке. У нас тоже. О связи договорились еще внизу. Сеанс в конце каждого часа. Идем дальше.

В 11.10 второй привал. Маркировка редеет. Видимо, тоже в свое время сказывалась усталость или вязочки заканчивались. По пути нагнали путника, не спеша поднимающегося на вершину.

- Выходит мы на «шоссе» не одни, - сказал я.

- Выходит, - подтвердил Сергей, и мы стали подниматься впятером. В прошлом году наш попутчик забирался наверх до семи вечера, правда рюкзак, говорит, был потяжелее.

Через час остановились еще раз. Подъем очень крутой. Одинокий турист остался где-то в получасе от нас. Пошел высокогорный пояс. Рация перестала доставать до лагеря. Здесь попрохладней. Чувствуется, что ветерок покрепчал, да и растительность изменилась: березки поменьше, больше хвойных, брусничник, местами мох. Батюшка даже отыскал где-то лаванду и сфотографировал. А я все пытался найти достойное для иконы место среди берез и кленов, чтобы запечатлеть ее образ. Наверху растительность обещала быть скудной.

Пока сидели на привалах устраивали небольшие перекусы. Очень хороша в этих целях оказалась курага.

Постепенно тропа стала забирать влево. Ольховый ключ остался где-то за спиной, и не слышно было уже шума вод. На одном из привалов мы вдруг обнаружили, что вокруг нас туман. К этому времени дело дошло уже до «сникерсов», а редкие березы приняли причудливые полукарликовые очертания.

- Ни с каким деревом икона так не гармонирует, как с березой, - сказал А. И. и, посмотрев на проплывающую мимо дымку, добавил: мы в центре облака.

- Да, - подумал я, - как в сказке, кругом пелена.

К часу дня вышли на каменные россыпи. Огромные валуны. Связи нет, солнца нет, туманная мгла и ничего невидно. Пустота: слева, справа, впереди и позади. Стоим по видимому у ориентира. Деревянная конструкция, отдаленно напоминающая крест. Сильный ветер, чтобы общаться приходиться кричать. Куда идти? Тропы уже нет или мы ее потеряли. Видимость почти нулевая – метров 5-10.

- Наверное тут снимался мультфильм про ежика в тумане, - мелькнуло в моей голове.

Проши еще минут пять и снова встали. А. И. Ушел в разведку. Тропа вроде бы появилась снова, но нечеткая и нет уверенности, что она приведет нас к вершине. Мы по-прежнему в плотной полосе тумана. Отец Иннокентий и Сергей склонились над картой. А облако голосом А. И. позвало нас за собой.

В половину второго вышли к озеру. Совершенно случайно. Сначала его проскочили: потеряли тропу и забрали слишком вправо. Оказались над бездной. Потом о. Иннокентий милостью Божией и заступничеством Божией Матери в облачном молоке вновь обнаружил тропу. Через 15 метров уткнулись в горное озеро.

- В ясную погоду здесь должно быть очень красиво, - сказал кто-то из нас.

Мы стояли на самом берегу и пытались разглядеть границы этого естественного водоема. Бесполезно. Чуть правее небольшая рощица: березки и молодой ельник. Здесь же место для табора. Решили поставить палатку и разбить лагерь. Занялись костром и палаткой. Вскоре закипела вода и наступило время плотного перекуса. Лапша, сало, какао, орехи быстро восстановили наши силы. Вскоре из тумана показалась фигура отставшего от нас путешественника, Андрея. Он сказал, что мы почти у цели. Вершина примерно в получасе подъема от озера. «Не больше», - так он сказал.

- А погода по-прежнему неважная, - я посмотрел вокруг.

- Погода будет, - отрезал о. Иннокентий, - завтра.

Позднее, подкрепившись, решили пройтись дальше в поисках вершины. Разведать подъем. А заодно найти подходящее место для установки креста. Окинули взглядом бивуак: красная палатка на берегу озера, костерок, близость вершины – что еще надо для путешественника.

- Ну, что, выдвигаемся вперед, - из тумана позвал Ильич.

В 15.40 были на вершине у трингуляра. Нашли еле-еле, почти вслепую И сразу полил дождь, как из ведра. «Интересно, - подумал я, - почему именно на самой вершине. На соседнем пике (30 м. от вершины), на который мы буквально наткнулись сначала, дождя не было (кстати, там А. И. нашел контрольную записку Зеленого), а тут – такое?».

Спустились вниз ближе к лагерю, срубили ель под крест. А. И. с Сергеем остались ее обтесывать, а мы с батюшкой вернулись к палатке. С трудом вскипятили воду для чая - Пришлось очаг обложить камнями и закидать ельником. К этому времени вернулись промокшие насквозь делатели креста. Дождь к этому времени превратился в водный шквал, так, что одежда промокла до нитки. Забрав с собой чайник, разделись и забрались в палатку. Перед этим сверху натянули дополнительный тент. Попили горячего чая, перекусили и уже к 18 часам были готовы к ночевке.

Ночь

Ближе к полуночи приходил странник из соседнего лагеря. Оказывается мы здесь не одни. За озером еще одна стоянка на три больших палатки. Странник оказался биологом. Долго говорил с нами о жительстве, о тайге и о нашей миссии. Дождь тем временем окончился, но было темно и сыро, и мы остались в палатке до утра. Спать - так спать.

Ночью подул сильнейший ветер. Тент над палаткой постоянно било. Тучи разогнало и через приоткрытые двери показалось звездное небо. Зато температура резко упало. Мы вспомнили, как накануне биолог подметил: «если облако уйдет - будет холодно». И, действительно, стало холодно, причем так, что утром встали со второй попытки. За час-полтора высушились около костра, согрелись и только потом заметили, в каком живописнейшем месте мы находимся.

Взмахи гор

Солнце светило ярко. Лучи отражались от водной глади озера и переливались всеми цветами радуги. С гольцового гребня, прикрывающего озеро с северо-востока, горные хребты представлялись крыльями огромной птицы, застывшей в полете.

- Взмахи гор, - окрестил их уже с вершины Сергей, куда мы поднялись к полудню, чтобы воздвигнуть Крест – знамение победы Христовой над смертью. Там, с полуторокилометровой высоты, особенно остро чувствовалась дыхание жизни и ее связь с «Творцом всего видимого и невидимого». Полет души; ее естественное устремление к своему Создателю, в Горнее.

У воздвигнутого креста отец Иннокентий служил молебен, а мы молились и в благодарении возносили сердца свои ко Господу. Сергей, Александр, Михаил и биолог Григорий, тоже участвующий в нашей миссии, стояли полукругом у воздвигнутого символа победы, в молчании преклонив головы. И было в нашем стоянии что-то схожее с застывшими взмахами гор, как будто здесь на вершине время исчезло или остановилось в ожидании вечности и Небесного Иерусалима.

На земле

Спускались довольно быстро. Пока шли по россыпям, видно было установленный с Божией помощью Крест, и, что особенно запомнилось, - синее-синее небо с небольшими перистыми облаками, уплывающими куда-то на восток. Потом они скрылись за деревьями и началась дорога назад, вернее тропа, позднее (через три часа) сменившаяся таежной колеей. Кстати, выход на нее мы промаркировали и сделали зарубки на дереве слева по тракту (если идти туда, 30-40 мин. от лесоучастка). По пути собирали упавшие шишки и лакомились брусникой.

В 17.15 выдвинулись обратно. Евгений за время нашего отсутствия поймал несколько рыбок, но отпустил их. Сказал, что для ухи маловато. Ближе к вечеру заехали в Сергеевку в храм преп. Сергия Радонежского, помолились, отец Иннокентий поговорил с прихожанами. На прощанье сфотографировались. Закат встретили в дороге, за Партизанским перевалом. Было немного грустно. Мы снова на земле, а наверху остались взмахи Сихоте-Алиня.

Где-то позади застыла Ольховая в ожидании новых восхождений.