Молодежное приложение

Вопросы к батюшке

28.04.2003

- Каково официальное мнение Православной Церкви по вопросу: куда попадет человек, при жизни исповедующий мусульманство (или буддизм, индуизм, синтоизм – неважно), если он в своей жизни был хорошим человеком, но православие (да и вообще христианство) не принял, хотя ему его и проповедовали? А если он был атеистом? Не могу поверить, что попадет в ад без надежды на прощение.

Отвечает иерей Ростислав Мороз:

- Интуиция Вас не обманывает. Не зря сердце человеческое противится самому печальному финалу: "Бог есть любовь" (1Ин. 4, 8 ), и истина эта глубоко заложена в природе человека, вне зависимости от того, осознает он это или не осознает. Действительно, Православная Церковь не может позволить никакому человеку подменять Бога и вершить окончательный суд: только Бог ведает, кто куда достоин попасть в конечном итоге.

Православие не отрицает возможности представителям иной веры приходить к Богу. Но в то же время совершенно твердо утверждает, что без Христа это все равно невозможно! То есть какую религию ни исповедуй, все будет зависеть от того, приведет она тебя ко Христу или нет.

Чтобы не читать по этому поводу целую лекцию, попробую изложить более-менее короткую логическую схему:

1. Бог создал человека для вечной жизни.

2. Источник жизни - Бог, вне Него жизни просто нет, поэтому рай, по сути, есть вечная жизнь с Богом; ад, соответственно, вечная смерть вне Бога (вечная по причине принципиальной неуничтожимости души).

3. Бог создал человека свободным, то есть способным выбирать, с Богом он будет или нет. Это, если хотите, субъективное условие спасения.

4. На заре человеческой истории первый человек совершил принципиальную ошибку, решив попробовать жить без Бога (в этом суть грехопадения). В результате приобрел смертность (см. п.2), которая передается всем потомкам (то есть всем нам) по наследству.

5. Сам человек справиться со своей смертностью не в состоянии. Бог приходит ему на помощь и в буквальном смысле слова побеждает, преодолевает смерть через боговоплощение (Бог принимает на Себя поврежденную, смертную человеческую природу), крестную смерть и Воскресение. Не случайно Пасха - Христос Воскресе! - есть главный христианский праздник. Это, если хотите, объективное условие спасения.

6. Отсюда понятно, что для спасения совершенно необходимо прийти ко Христу, потому что иначе смерть никак не преодолеть. Только со Христом! Сам Христос, кстати, очень настойчиво об этом говорит: "Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6).

7. Самый удобный путь ко Христу через Его Церковь. Смерть воображением не преодолеешь. Надо буквально быть "во Христе", единым с Ним телом "...мы члены тела Его, от плоти Его..." (Еф. 5, 30), потому что только Богочеловек Иисус Христос - единственный в человеческой истории - преодолел смерть. Именно поэтому наиболее точным определением Церкви является определение ап. Павла "Церковь есть тело Христово". "Христос глава, мы - члены". Вводить во Христа, присоединять к Нему - вот главная задача Церкви. Все остальное - вторично.

8. Отсюда следует, что, если человек приходит ко Христу, мимо Церкви ему не пройти. (Иначе он приходит ко Христу лишь в собственном воображении).

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх