Публикации

"Российская газета": Православные монахини, живущие в Японии, молятся о России

Дата публикации 04.08.2016   Количество просмотров 17539

    

Украинка и русская, называя друг дружку сестрами, в трудах и молитвах живут на окраине японского села Мацуо. Им почтительно кланяется вся округа, называя "небесными людьми".

Иероглифы и кресты

От футуристического Токио до православного Софийского монастыря час езды по скоростной бетонке. И еще чуть-чуть – по узкой дороге меж полями и перелесками. За сельским кладбищем с иероглифами на надгробиях дорога виляет вправо – и тут же открывается маковка храма. Ухоженный дом, православная церковка, рядок могил, охраняемых крестами...

Здесь, в префектуре Тибо, большую часть из своих 94 лет прожил архиепископ Николай (Саяна). Японец с блистательным светским образованием социолога, он был крещен в православие в раннем детстве. Жизнь посвятил служению Богу: в 1962 году был пострижен в монахи в Троице-Сергиевой лавре, свой земной путь закончил в сане архиепископа в августе 2008 года. На момент смерти владыка Николай являлся старейшим архиереем Русской православной церкви. Он оставил в Японии сотни последователей православия.

На месте своей дачи в селе Мацуо владыка Николай построил церковь, организовал Софийский женский монастырь. А на закате долгой жизни, когда силы уже оставляли его, пришла подмога. Настоятель токийского храма Александра Невского протоиерей Николай Кацюбан обратился в Московскую Патриархию с просьбой прислать к старенькому архиерею православных монахинь. Москва просьбу услышала, и в 2003 году в Японию прилетела благочинная Уссурийского Рождественско-Богородичного женского монастыря матушка Ксения.

Это она выходит из дома нам навстречу. Улыбнувшись, тихо говорит: "Здравствуйте".

Выбор медсестры

Монахиня Ксения родилась на Черниговщине, ее мама была псаломщицей сельского храма.

– Веру я впитала с молоком матери, за что в школе песочили нещадно. Но это только закаляло меня и веру мою, – признается инокиня.

По образованию фельдшер, она несколько лет отработала в реанимации районной больницы. Потом уехала в Сергиев Посад, где жил ее духовный отец. Пришел день и час, вчерашняя медсестра приняла монашеский постриг. А перст судьбы привел ее на Дальний Восток, в женский монастырь Уссурийска.

– Как-то вызвал меня к себе владыка и сказал, что я поеду Богу служить в Японию, говорит, что там нужно доглядеть старенького архиерея-японца, который жизнь свою посвятил православию,- вспоминает мать Ксения.

К поездке она отнеслась с монашеской безропотностью. И крестьянской тщательностью, прослушав краткосрочные курсы японского языка в Дальневосточном университете. Первое впечатление от Японии – миллионы лиц в медицинских масках.

– Бушевала вирусная эпидемия. Я поняла, что японцы народ бесконечно дисциплинированный, – улыбаясь, вспоминает Ксения.

А вот порядка в монастыре уже не хватало. Архиепископ Николай был похож на растерянного ребенка, у него прогрессировала болезнь Альцгеймера.

 

    

– Он, как покушает, все время искал деньги, чтобы рассчитаться за обед. Вечером в окошко мог звать в дом невидимых гостей. Все время повторял: «Заходите, здесь православные живут, у нас места всем хватит». Так приглашал в свой дом этот добрейшей души человек, – говорит мать Ксения.

Архиепископа Николая похоронили на кладбище Иокогамы. Перед смертью он подписал дарственную: свой дом, храм, все постройки возведенного на его средства монастыря завещал в пользу Московской Патриархии. И вскоре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил насельниц на дальнейшее жительство в Мацуо.

Территория монастырского подворья была запущена, густой бамбук наступал на дом ушедшего владыки, стеной подходил к храму. Все требовало ухода, времени и заботливых рук.

Две сестры

Инокиня Магдалина – улыбчивая, в тяжелых очках, с восточными чертами лица.

Где-то буряты побегали, – в шутку поясняет она.

Ее детство прошло в дальневосточном Амурске. Родители, выпускники худграфа, дневали и ночевали в школе. Девочка росла пытливой, с тонкой, ранимой душой.

На дворе стояли девяностые годы, покупала книги на развалах и читала все подряд, от Евангелия до оккультной литературы.

Ее путь к православию похож на запутанный лабиринт: училась в протестантской семинарии, хотела стать художником, была в центре богемной компании...

Когда объявила родителям о решении принять монашеский постриг, встретила волну предсказуемого протеста, слез и непонимания. Но вера оказалась сильнее. В 2003 году она постриглась в монахини, и через год после матушки Ксении приехала в Японию служить Богу и людям.

Сестра Магдалина младше сестры Ксении на 18 лет. И уже 13 лет одна на двоих свеча горит в их японской комнате.

Тишину здешнего мира прерывают звуки взлетающих и заходящих на посадку самолетов – рядом столичный аэропорт Нарита. Все вокруг японское – архитектура окрестных домов, поля, на которых даже солому складывают по-особенному. И только крест православного храма подпирает небо, да мордатого кота возле церкви окликают нашенским: "Вася, иди сюда".

Наш день начинается в четыре утра. Молимся до шести, затем можем пару часиков отдохнуть, а потом забот хватает на весь день,- говорят монахини.

Во дворе идеальный порядок, выполота трава, рыжеет зрелая хурма. Храм тих, убран с тщательностью горницы, много икон и света. Есть в нем что-то домашнее и бесконечно теплое для сердца. Дом блестит чистотой и греет уютом. На стенах много фотографий бывшего хозяина, архиепископа Николая, видавшее жизнь пианино еще помнит его руки...

За десять лет японской жизни монахини снискали себе безграничное уважение окружающих.

Недалеко от нашего монастыря есть семейная клиника. Там категорически отказываются с нас деньги брать, говорят, что мы небесные люди, – говорят инокини.

 

    

Свои среди своих

К ним часто приезжают гости. Русские, которые живут и работают в Японии, и православные японцы – паства владыки Николая. Деревенские соседи стали их друзьями и первыми советчиками в огородно-земельных делах.

Японцы народ наблюдательный, они долго к нам присматривались. Но со временем приняли за своих, говорит матушка Ксения.

День клонился к закату. Рассказав о житье-бытье, монахини накормили вкусным обедом, с черным, духмяным хлебом, который сами пекут. Чувствовалось, как не хватает им русского общения, как хочется говорить и слушать...

На повороте дороги мы оглянулись. Сестры крестили нас вслед.

Александр Ярошенко

Источник: "Российская Газета"



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Митрополит Владимир: «Не нужно бояться говорить о государствообразующей роли русского народа»
11.10.2024
Доклад митрополита Владивостокского и Приморского Владимира на Первом Приморском Межконфессиональном форуме   (Владивосток, 11 октября 2024 г.) Уважаемые организаторы, участники и гости форума!   Сердечно приветствую всех присутствующих,
«Вас беспокоит управляющий делами» или как не стать жертвой украинских мошенников
16.08.2024
В нынешнее неспокойное время множество наших граждан попадаются на уловки телефонных мошенников, действия которых все чаще напоминают действия наиболее радикальных деструктивных сект.

Популярное

В день престольного праздника глава Приморской митрополии совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы
14.10.2024
14 октября 2024 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил Божественную литургию в Покровском храме.
Главе Приморской митрополии объявлена благодарность Комитета Госдумы по защите семьи
17.10.2024
Митрополиту Владивостокскому и Приморскому Владимиру объявлена благодарность Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.

Наверх