Публикации

Митрополит Владимир: «Исторические пути Православия в Приморье тесно переплетены с освоением юга Дальнего Востока России»

Дата публикации 03.04.2024   Количество просмотров 783
Митрополит Владимир: «Исторические пути Православия в Приморье тесно переплетены с освоением юга Дальнего Востока России»

Владивосток.  3 апреля 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил с докладом на пленарном заседании научно-практической конференции «Богословие, Церковь в прошлом и настоящем: актуальные вопросы», посвященной 125-летию Владивостокской епархии и 25-летию кафедры теологии Дальневосточного федерального университета.

Доклад Высокопреосвященнейшего ВЛАДИМИРА,

митрополита Владивостокского и Приморского,

на научно-практической конференции

«Богословие, Церковь в прошлом и настоящем: актуальные проблемы»

(Владивосток, 3 апреля 2024 г.)

Дорогие братья и сёстры!

Уважаемые участники конференции!

Сердечно приветствую всех вас. Данная конференция – особо значимое для нас событие, поскольку она посвящена сугубому торжеству: 125-летию Владивостокской епархии Русской Православной Церкви и 25-летию создания кафедры теологии Дальневосточного федерального университета. Замечательно, что эти два знаменательных юбилея привлекли внимание исследователей из различных регионов России. Я сердечно признателен всем, кто, невзирая на подчас немалую разницу в часовых поясах, принимает участие в нашей встрече по удалённым средствам связи.

Главной целью конференции является обсуждение актуальных проблем в области православного богословия, истории Русской Православной Церкви на  Дальнем Востоке, развития православной культуры и укрепления духовных ценностей на восточном порубежье России, а также диалог о современной жизни Церкви. Отмечаемые юбилейные даты прежде всего побуждают осмыслить исторический путь Православия в Приморье.

I. Предыстория учреждения Владивостокской епархии: православная миссия на Дальнем Востоке

Исторические пути Православия в Приморье тесно переплетены с освоением юга Дальнего Востока России. Так сложилось, что священнослужители оказались в числе первопроходцев края и вместе с переселенцами из других областей России созидали и обустраивали новую жизнь на необжитой тогда ещё территории.

Церковная жизнь в регионе развивалась вначале в рамках обширной Камчатско-Благовещенской епархии. С 1862 года в Приморье стали появляться первые православные храмы: во Владивостоке и Уссурийске, в посёлке Ольга и в селе Камень-Рыболов. Утверждение христианской веры на осваиваемых землях было важным проявлением стремления русских людей к гармоничному устроению общественной жизни. Постепенно регион становился похожим на привычные взгляду православного человека места, где церковь и купола с крестами молчаливо утверждали веру во Христа, становились архитектурной и ландшафтной доминантой новых поселений.

Ревностными трудами камчатских архиереев – святителя Иннокентия (Вениаминова), епископа Вениамина (Благонравова), епископа Павла (Попова), епископа Мартиниана (Муратовского), епископа Гурия (Буртасовского), епископа Макария (Дарского) – в Приморье строились храмы, церковно-приходские школы, обустраивались миссионерские станы.

Следует сказать, что вопросы миссии изначально занимали важное место в деятельности епархии, поскольку было немало корейцев, пожелавших остаться жить на этих землях и принять русское подданство.                                                С этой целью осуществлялась корейская миссия, в рамках которой немало времени уделялось не только духовному просвещению новокрещёных, но и их общему образованию.

Активное развитие церковной жизни в Приморье во второй половине XIX века способствовало принятию решения об образовании самостоятельной Владивостокской епархии. Последовала целая цепь событий с 1896 по 1899 годы: от решения Святейшего Синода и Императорского указа до назначения первого епархиального архиерея и начала работы Владивостокской духовной консистории 3 апреля 1899 года по новому стилю. Эту дату – 3 апреля – и принято считать днём учреждения Владивостокской епархии, которой в 2024 году, таким образом, исполняется 125 лет.

II. Первый Владивостокский архиерей

В связи с отмечаемой юбилейной датой хочется сказать несколько важных слов о первом епископе Владивостокском и Камчатском (впоследствии – Приморском и Владивостокском) – владыке Евсевии (Никольском).

Это был человек большой энергии и вместе с тем глубокого христианского благочестия, кротости и дара слова. Его трудами было немало сделано в Приморье для развития духовного образования, миссионерской работы, социального служения и народного просвещения.

В сложные годы русско-японской войны епископ Евсевий, проявив решимость и архипастырское мужество, вопреки призывам военных покинуть Владивосток из-за угрозы захвата города, остался со своей паствой, а затем стремился делать всё возможное для прекращения начавшихся революционных беспорядков.

События Гражданской войны, к сожалению, не позволили архиепископу Евсевию вернуться в Приморье после 1918 года. В епархии начался новый этап: стояния за веру, исповедничества и мученичества.

III. Церковная жизнь в XX в.: эпоха исповедничества и гонений на веру

Несмотря на удалённость от основных революционных событий и волнений, охвативших центральную Россию после 1917 года, Дальний Восток сполна разделил все трагические последствия произошедших социально-политических изменений. Для Русской Православной Церкви началась тяжелейшая эпоха гонений на веру и репрессий, продлившаяся более 70 лет и давшая немало исповедников и новомучеников.

В Приморье одними из первых жертв новой богоборческой власти стали священномученики-пресвитеры Павел Лазарев и Андрей Зимин, принявшие мученическую кончину в 1919 и 1920 годах соответственно. В их лице мы почитаем всех тех, кто не побоялся мужественно свидетельствовать о вере во Христа в суровые годы атеистических гонений.

 В 1934–1937 годах священники, сохранившие верность канонической Церкви, предпринимали попытки возрождения приходов. Однако весной 1937 года в связи с новой волной репрессий последние православные приходы прекратили своё существование. Лишь в 1944 году во Владивостоке в районе Первой Речки открылась небольшая церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, что иначе как чудом назвать нельзя.

25 декабря победного 1945 года на территории Хабаровского и Приморского краёв, Амурской и Камчатской областей учреждена Хабаровская и Владивостокская епархия. До 1948 года ею управлял епископ Венедикт (Пляскин). В этот период, кроме упомянутого храма в честь святителя Николая Чудотворца во Владивостоке, по одной православной церкви действовало также в городах Спасске-Дальнем, Сучане (ныне – Партизанске) и Уссурийске. Позднее приходы Приморского края включили в состав Иркутской епархии, а уже с 1988 года они снова были включены в Хабаровскую и Владивостокскую епархии.

Этот краткий исторический экскурс необходим не только для понимания того, в каких условиях совершалось церковное служение все эти 125 лет, но и как убедительный пример того, что даже в сложные годы, какими были, в частности, времена богоборчества, ростки веры и церковной жизни пробивались сквозь все мыслимые и немыслимые трудности.

IV. Духовное возрождение в 1990-е годы

Началом активного возрождения Православия в Приморье следует считать 31 января 1991 года. В этот день определением Священного Синода Владивостокская епархия была выделена из состава Хабаровской епархии и вновь обрела самостоятельный статус. Первым архиереем возрождённой епархии стал архиепископ Николай (Шкрумко), который положил начало трудам по восстановлению церковной жизни в Приморье.

В 1992 году по решению Священного Синода сюда направляют нового правящего архиерея – епископа Вениамина (Пушкаря).

 Владыка Вениамин, для которого Приморье является родным краем, столкнулся с немалыми трудностями. После многих лет гонений на Церковь Приморский край в духовном отношении оказался заброшенным, почти необжитым краем – иными словами, здесь царило запустение в церковной жизни. На тот момент насчитывалось всего 9 храмов и 13 молитвенных домов; клир епархии состоял из 16 священников и четырёх диаконов.

Продолжая труды по восстановлению церковной жизни, епископ Вениамин первым по важности делом считал устройство нормальной деятельности епархиального управления. С 1993 года оно размещается в бывшей Духовной консистории, здание постепенно реставрируют. Началось возведение и восстановление храмов по всему Приморью. Реальность оказалась такова, что к концу XX веке в крае сохранились лишь единицы из церквей, построенных до 1917 года. Началась долгая и кропотливая работа по возрождению духовной жизни в регионе.

В центральной части Владивостока, в Покровском парке, сохранилось только место, где стоял кладбищенский храм Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенный в 1930-е годы. Ещё в 1991 году часть парка была передана епархии, и уже тогда появилась надежда, что разрушенный храм будет всё-таки восстановлен. Но для начала в одном из небольших помещений, находившихся в парке и переданных Церкви, владыка Вениамин благословил открыть храм преподобного Серафима Саровского.

Это очень знаменательно: вся Россия стала свидетелем нового обретения святых мощей этого подвижника, пророчески свидетельствовавшего о возрождении Православия после долгих лет и гонений. Стоявший на месте Покровского храма памятник «вождю мирового пролетариата» демонтировали и вместо него установили Крест Христов, ставший на несколько лет поклонным местом для верующих жителей города.

Побывавший в Приморье Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил восстановить Покровский храм, и с 2005 года начались работы по воссозданию этой святыни Владивостока на сохранившемся фундаменте прежнего храма. Наконец, на Пасху Христову 8 апреля 2007 года жители Владивостока услышали колокольный звон возрождённого Покровского храма, которому на время были усвоены функции кафедрального храма Приморья. Однако задача построить новый кафедральный собор с повестки дня не снималась. Правда, воплощение этой значимой идеи заняло весьма продолжительное время в силу ряда обстоятельств.

V. Строительство Спасо-Преображенского собора – дело, объединившее всех приморцев

Следует сказать, что идея строительства вместительного кафедрального собора во Владивостоке появилась ещё в начале XX века. Из-за известных событий – русско-японской войны, нескольких революций, продолжительного гражданского противостояния и начала гонений на верующих – это начинание не было осуществлено. Но идея была жива, и к ней вернулись, как только у Церкви вновь появилась возможность беспрепятственно осуществлять свою спасительную миссию.

Возведение Спасо-Преображенского собора Владивостока стало поистине всенародным проектом для жителей края и точкой собирания всех здоровых сил общества: духовенства, мирян, строителей, благоустроителей, жертвователей, государственных властей. Мы прошли очень большой путь: от первого благословения Святейшего Патриарха Алексия II, данного им в 2000 году, начать строительство храма и до его освящения прошло более 20 лет. Были и весьма значительные перерывы в работах, определённые сложности с финансированием. Но, слава Богу, в минувшем 2023 году в Спасо-Преображенском соборе завершились основные строительные и отделочные работы, и 19 августа, в день Преображения Господня и престольный праздник храма, Собор был освящён малым чином. Сегодня там продолжаются работы по настенной росписи и отделка помещений, где будут размещаться крестильный храм и духовно-просветительский центр, церковный музей. В настоящее время в храме регулярно проходят богослужения. Надеемся, что в этом году нас посетит Святейший Патриарх Кирилл и совершит Великое освящение Спасо-Преображенского храма, усвоив ему статус Кафедрального собора Приморской митрополии.

Выражаю глубокую и искреннюю признательность всем, кто помогал в осуществлении этого важного проекта, которое имеет, без преувеличения, историческое значение для Православия в Приморье. По милости Божией, сбылась, наконец, и мечта владыки Евсевия (Никольского), первого Владивостокского архиерея, и тысяч православных людей, трудившихся в Приморье и, несмотря на сложности и гонения, стремившихся мужественно сохранять веру и верность Церкви Христовой.

Низкий поклон и благодарность всем, кто внёс свой посильный вклад в созидание Спасо-Преображенского собора Владивостока – сей яркой архитектурной жемчужины и важного духовно-просветительского центра всего Дальнего Востока.

VI. От созидания храмов – к созиданию душ: о современных направлениях церковной деятельности

Однако успех наших трудов измеряется, конечно, не только количеством воздвигнутых храмов, часовен и памятных крестов. Понимание исторического пути Православия на Дальнем Востоке помогает лучше осознать, что трудиться необходимо не только над созиданием церковных зданий, но прежде всего – над созиданием человеческих душ. Развитие образовательных и духовно-просветительских проектов – одно из важнейших направлений служения Владивостокской епархии, которая стремится осуществлять его в плодотворном и конструктивном взаимодействии с научной и профессорско-преподавательской корпорацией Дальневосточного федерального университета и других вузов города.

Вот уже четверть века в этом крупнейшем вузе на Дальнем Востоке России существует кафедра теологии, которая успешно готовит бакалавров и магистров – специалистов в области православной культуры, практической теологии и междисциплинарных исследований.

Почему это столь востребовано сегодня? В первую очередь, развитие теологического образования имеет большое значение для повышения общей религиозной грамотности людей.

Не секрет, что истоки духовной всеядности многих наших соотечественников, которая особенно ярко проявилась в первое десятилетие после открытия «железного занавеса» и распада советского государства, заключались именно в отсутствии достоверных знаний о духовной культуре как таковой и о православной традиции, в частности. Незнание базовых правил «духовной гигиены», неумение отличать настоящую традицию от суррогата способно привести не только к печальным последствиям для духовно-нравственного воспитания личности, но и даже к появлению социально опасных радикальных элементов, росту фундаментализма и экстремизма.

Качественная подготовка квалифицированных специалистов в области православной культуры, ведущих активную работу на общественных и информационных площадках, осуществляющих профессиональную деятельность в школах и в других образовательных учреждениях, в государственных и общественных организациях, призвана способствовать религиозному просвещению современников, чтобы они лучше знали духовную традицию.

VII. Заключение

Обозначая поле актуальных проблем, следует сказать, что Церковь надеется на дальнейшую интенсификацию контактов со светским научным сообществом для развития теологии как самостоятельного направления исследований.

К сожалению, определённый скепсис в этом отношении всё ещё чувствуется, и это, конечно, понятно с учётом советского идеологического наследия.

Многие десятилетия в головах людей настойчиво формировалось ложное представление о вере как о пережитке прошлого, с которым надлежит беспощадно бороться, искореняя его из общественной и частной жизни людей. Сегодня вполне очевидно, что это была одна из фатальных ошибок государственных властей, потому что, как свидетельствует поговорка, свято место пусто не бывает.

Исторический опыт нашей страны и многих других стран убедительно показал, что маргинализация религии приводит к печальным последствиям. Выхолащивание духовных смыслов, формировавших культурную самобытность народа на протяжении столетий, ведёт, в конечном счёте, к ослаблению его духовного иммунитета и созданию некоего культурного суррогата.

Эту тему, в частности, затрагивал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XII Рождественских Парламентских встречах, которые состоялись в этом году в Совете Федерации. Как отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, фактическая деконструкция христианского наследия в большинстве европейских стран привела к культурной и нравственной деградации, к распространению в обществе таких греховных явлений, как гендерная идеология, к разрушению института традиционной семьи, поставив под вопрос само существование западноевропейской цивилизации как цивилизации христианской.

Преодолев мировоззренческие предрассудки советского времени и осознав истинную роль религии в жизни общества и отдельной человеческой личности, можно по-настоящему понять глубину и богатство русской культуры, в основе которой лежат христианские ценности и евангельские идеалы. В этом залог жизнеспособности и духовного здоровья нашего общества, благополучия народа и поступательного развития страны.

Выражаю надежду на то, что нынешняя конференция внесёт важный вклад в укрепление сотрудничества Церкви и научного сообщества, будет способствовать обмену мнениями и выработке решений по многим актуальным проблемам современности.

Желаю всем участникам мероприятия доброго здоровья, щедрой помощи Божией и успехов в предстоящих трудах.

Благословение Господне да пребывает со всеми вами.

Спасибо за внимание.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Пасхальное послание митрополита Владивостокского и Приморского ВЛАДИМИРА  клиру, монашествующим и всей боголюбивой пастве  Владивостокской епархии
04.05.2024
Всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сёстры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Богословский факультет Российского православного университета святого Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов на 2024/ 2025 учебный год
23.04.2024
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Российский православный университет святого Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов на богословский факультет по программам «Богословие, государство,

Популярное

В Лазареву субботу глава Приморской митрополии совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы
27.04.2024
В Лазареву субботу, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир в сослужении епископа Уссурийского Иннокентия, викария Владивостокской епархии, совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в храме Успения Божией Матери
В канун Вербного воскресенья митрополит Владимир совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе
27.04.2024
27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий (цветоносной, Вербного воскресенья), дня празднования Входа Господня в Иерусалим, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе

Наверх