07.08.2018. Спрашивает Елена, Украина

Смерть животных

Батюшка, благословите!
Помогите, пожалуйста, разъяснить вопрос, существовала ли смерть животных до грехопадения?
Меня ввело в раздумья высказывание святого Паисия Святогорца. Цитирую: " В раю до грехопадения животные были любимыми друзьями человека. Адам имел дар прозорливости - духовное телевидение. Он видел нужды животных и помогал им. Орел был приучен есть только мертвых животных. Затем он одичал и стал есть живых.Все животные были ручными, они одичали только после грехопадения".
Автор книги, в которой было напечатано высказывание св.Паисия Святогорца: Священник Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2016. Книга издана по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Почаевского Владимира и куплена в церковной лавке нашей православной церкви (УПЦ МП).
Хотелось бы понять, что имел в виду Старец. Получается, до грехопадения орел был ручным и ел только мертвых животных и, следовательно, до грехопадения животные умирали? Но ведь смерть и тление появились после грехопадения?
Священное Писание учит нас, что "Бог смерти не сотворил". Также сказано, что Бог заповедал питаться травой: "а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так..". То есть согласно Писанию орел не должен был питаться трупами животных.
Святые Отцы пишут, что до грехопадения не было смерти и тления. К примеру, св. Макарий Великий говорит: …Поставлен он [Адам] господином и царем всех тварей… по его пленении, пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь; потому что чрез него воцарилась смерть над всякою душою…” (Беседа 11). То есть смерть людей и животных - результат грехопадения. Тогда как понять слова старца о мертвых животных, которых были приучены есть орлы?
Понимаю, что своим умом я ничего не пойму в этом вопросе, что-то упускаю из виду, поэтому сразу обращаюсь к священнику.Мне очень важен Ваш ответ, так как я очень почитаю святого Паисия и этот вопрос меня прямо измучил. Подскажите, батюшка. Заранее Вам большое спасибо!

Отвечает: Священник Андрей

Елена здравствуйте!

Святоотеческая жизнь без сомнения является примером для подражания верующим, но это не говорит о том, что их слова догматичны и должны приниматься как непрерикаемая истинна. В том-то и дело, что мы подражаем только каким-то конкретным элементам их жизни или подвига, в остальном же мы можем иметь свой взгляд на те или иные вещи.

Ответ на этот вопрос прочитали 3153 посетителей

Вернуться к списку вопросов

Мы в соцсетях

Популярное

Состоялось пленарное заседание всероссийской научно-практической конференции «Богословие, Церковь в прошлом и настоящем: актуальные проблемы»
03.04.2024
В актовом зале храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы состоялось пленарное заседание всероссийской научно-практической конференции «Богословие, Церковь в прошлом и настоящем: актуальные проблемы», посвященной 125-летию Владивостокской епархии
В канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы митрополит Владимир возглавил утреню в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского
19.04.2024
Накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в храме благоверного князя Игоря Черниговского

Наверх