Православное паломничество

Одной из важных сторон жизни русского человека-христианина являлось паломничество к святыням. Как писал еще в XIX в. академик А.Н.Пыпин в своей «Истории русской литературы», «странники по святым местам давно уже получили у нас название паломников, несомненно в связи с западным их именем: palmarii, palmati, palmegeri, как называли потому, что они возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями». «Паломничать - ходить на поклонение в Иерусалим» (В.Даль).

Однако, из живущих в России немногие могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь - центр духовной жизни всего края. Иногда несколько расположенных рядом сел (или приходов в городе) отправляли своего представителя в удаленные порой на тысячи верст Киево-Печерскую лавру или Соловецкий монастырь. Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.

Предпринятые в советский период попытки объединить народы бывшей Российской империи на основе ложной и безнравственной коммунистической идеи закончились распадом государства. Сегодня, после почти десяти лет «реформ», вылившихся в развал российской экономики и кризис всех сторон жизни общества, постепенно приходит понимание, -увы, не сразу и не ко всем, - чти возрождение России - это прежде всего восстановление ее духовно-нравственных основ. Вновь возникла необходимость, восстанавливая «связь времен», увидеть и осознать, наследниками каких великих и славных традиций мы являемся. Вот почему сегодня такое важное значение приобретают паломнические поездки.

Тысячи и тысячи людей отправляются в наши дни во все концы России, порой в самые отдаленные ее уголки, не только чтобы поклониться подвизавшимся там когда-то великим подвижникам христианского благочестия и вознести свои молитвы в святом месте явления чудотворной иконы или цельбоносного источника. Люди едут сюда в надежде понять: в чем истоки нашей сегодняшней трагедии; почему народ, владевший таким духовным богатством, пренебрег им; как жить дальше, как изменить жизнь, чтобы обрести мир в своей душе и в стране? И такие поездки помогают не только найти ответы на эти наболевшие вопросы, но и - шире - приобретают важное значение в укреплении национального самосознания и духовном возрождении народа.

Мы в соцсетях

Популярное

Делегация Приморского края приняла участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
20.11.2025
Митрополит Владивостокский и Приморский Павел, епископ Уссурийский Иннокентий, епископ Находскинский и Преображенский Николай, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, приняли участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
Епископ Уссурийский Иннокентий принял участие в собрании общественности, посвященном 165-летию Пекинского договора
16.11.2025
14 ноября 2025 г. в сквере имени Николая Павловича Игнатьева  (Океанский пр-т, 70) прошла встреча общественности города Владивостока в рамках празднования памятного юбилея – 165 лет Пекинского договора, заложившего основы дружбы и ...

Наверх